ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (1 класс) на тему

Технологическая карта

как одно из средств проектирования урока в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Шилан

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Зубарева Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Шилан

В чём же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку? Как подготовиться к такому уроку и провести его самоанализ? Давайте поразмышляем вместе.  

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Требуется умение отбирать главное в море информации. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?И здесь нам на помощь приходят ФГОС и системно-деятельностный подход.Цель которого - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми.

План урока (технологическая карта урока) - документ, разрабатываемый  педагогом на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

План урока– это и постановка учебных задач, и сжатое представление всей учебной информации.

У каждого из педагогов возникал время от времени риторический вопрос: а для чего я пишу план урока?

· Для себя?

· Для проверяющих?

· Для учеников?

Готовиться к занятиям необходимо. Это понимает каждый преподаватель, кто честно относится к своему делу. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённое занятие, выразившийся в реальных учебных результатах обучающихся.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе занятия мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия обучающихся.

Технологическую карту занятия можно рассматривать как ментальную карту, как продукт мозгового штурма преподавателя. И для него важен визуальный образ урока. Естественно, он не может занимать несколько страниц вымученной таблицы с надуманными, а точнее спущенными сверху параметрами. Формы представления технологической карты могут быть различными.

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

План учебного занятия (технологическая карта) - это начало творческого поиска, средства эффективности урока, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.

2. Постановка цели занятия

Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления обучающимся.

Цель как мотив мобилизует желание обучающегося добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.

Цель учебная - это не название темы урока. Это четкое и ясное описание дела для обучающихся.

Сформулируйте конкретную цель урока.

  • Цель урока еще не становится целью для ученика. Он должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью своей деятельности.
  • Цель показывает, чему обучающийся должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
  • Цель объясняет обучающимся, что он изучает, зачем работает.
  • Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей обучающимися.

Цель концентрирует внимание обучающихся на уроке.

В начале занятия цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.

Понятные и принятые обучающимися образцы поведения, учебные действия будут активно ими выполняться.  

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).

· Изучить; Раскрыть; Ознакомить; Отработать навыки самостоятельной работы; Научить работать с самостоятельной литературой; Составлять схемы.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представлений о...

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

· Раскрыть причины... Выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию закономерности.., Создать условия для выявления взаимосвязи между... Способствовать пониманию зависимости между...

2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

После рассмотрения различных форм технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС осуществлялась апробация технологических карт в форме практикума, во время которого педагоги  самостоятельно конструировали ход урока на основе предложенных технологических карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....

Социальное проектирование как одно из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Метод проектов в нашей школе – это технология, которая применяется для организации образовательного процесса через использование средств, методов обучения, планирование и выполнение практических...

Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»

   В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...