Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_pdd.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности

    «Здравствуй, дорога!».

    (Интегрированный курс ПДД и краеведения.)

    Направление – социальное.

    1 класс.

    Составила: Бондаренко Валентина Захаровна – учитель начальных классов

    Пояснительная записка.

    Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

    Основными причинами дорожно – транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения (ПДД) РФ.

              Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

    Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

    Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должно быть взаимодействие учреждений образования с социальной средой. 

    Так появился второй компонент данной программы – краеведение.

    Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

    Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

    Актуальность программы состоит в том, что она направлена на активную борьбу с детским травматизмом и его предупреждением. Необходимые детям навыки прививаются в ненавязчивой игровой форме.

    Новизна программы: 

    1) Увеличено количество часов, что позволяет более основательно изучить правила дорожного движения.

    2)Обучение ПДД ведётся с учётом специфики г. Тольятти.

    Место в учебном плане.

     Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года.

    Возрастная группа.

    Программа рассчитана на учащихся 1 класса.

    Цели программы:

    1. Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма через воспитание в детях культуры пешеходов;
    2. Воспитание любви к своему городу.

    Задачи  программы:

    Образовательные:

    1.Повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

    2.Развивать мотивацию к безопасному поведению в общественных местах.

    3. Обучить некоторым приёмам оказания первой медицинской помощи;

    4. Формировать у учащихся комплексные знания о родном городе;

    3.Развивать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;

    Развивающие:

    1.Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

    2.Способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

    Воспитательные:

    1.Воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

    2.Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и других общественных местах города;

    3.Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

    4.Создать условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

    Принципы реализации программы:

    1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащих и уровня их психического и физического развития;

    2. Принцип взаимосвязи опасного поведения и его последствий;

    3. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения;

    4. Принцип самоорганизации, самовоспитания;

    5. Дидактические принципы: доступность, наглядность, научность.

    Формы и методы организации занятий:

    1.  Беседы с учащимися;

    2.  Экскурсии на природу, на различные предприятия района, в музей и т. д.;

    3.  Встречи с  сотрудниками ДПС, работниками ВАЗа;

    4.  Утренники, викторины, конкурсы, соревнования, выставки работ;

    5.  Выполнение творческого задания:  защита проектов,   сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газеты.

    6. Практические занятия: изучение карты города, района, посадка клумбы на территории школы.

     В результате изучения данной программы у учащихся развиваются следующие УУД:

     Личностные универсальные учебные действия

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

     Регулятивные универсальные учебные действия

    •  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

    Познавательные универсальные учебные действия

    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    • умение строить сообщения в устной и письменной форме.

     Коммуникативные универсальные учебные действия

    •  умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

    •умение формулировать собственное мнение;

    • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    Календарно – тематическое планирование

    Тема

    Краткое содержание

    Место проведения

    в аудитории

    вне аудитории

    теория

    практика

    1

    Введение.

    Презентация, загадки, конкурсы.

    +

    2

    АВТОазбука.

    А-автомобиль.

    Б- безопасность

    Беседа. Выставка моделей автомобилей из коллекции детей. Лепка автомобиля.

    +

    +

    3

    АВТОазбука.

    В-ВАЗ, водитель.

    Презентация.

    Выступление работника ВАЗа (родителя).

    +

    4

    АВТОазбука.

    Г- глушитель.

    Д- дорога.

    Беседа. Экскурсия в микрорайоне школы.

    +

    5

    АВТОазбука.

    Е- езда.

    Ё - ёж.

    Беседа, кроссворд по ПДД. Конкурс рисунков.

    +

    +

    6

    АВТОазбука.

    Ж- Жигули и жигули.

    Презентация о Жигулёвских горах. Историческая справка о первых машинах ВАЗа.

    +

    7

    Экскурсия в краеведческий музей.

    Предварительная беседа о правилах поведения на улице и в музее. Выставка рисунков по впечатлениям экскурсии (Д.Р.)

    +

    8

    АВТОазбука.

    З - зебра, знаки дорожные.

    Историческая справка. Загадки. Стихи о дорожных знаках.

    Лепка.

    +

    +

    9

    АВТОазбука.

    И-инструменты, испытательный  трек.

    Беседа. Загадки. Показ инструментов. Техника безопасности при работе с инструментми.

    +

    +

    10

    АВТОазбука.

    Й – йод (оказание мед. помощи).

    Беседа с мед. сестрой.

    Ролевая игра.(врач – пострадавший)

    +

    11

    Уроки тётушки Совы.(часть 1)

    Мультфильм по ПДД. Серии 1-3. Беседа по содержанию мультфильма.

    +

    12

    АВТОазбука.

    К – карта.

    Работа с планом местности. Индивидуальная работа (отметь на карте свой путь от дома до школы)

    +

    +

    13

    Автобусная экскурсия по городу.

    Предварительная беседа по правилам поведения во время экскурсии. Фотоотчёт.

    +

    14

    АВТОазбука.

    Л- ЛАДА, лихач.

    Беседа. Словарная работа со словом  лихач. Мини диспут. «Быстрая езда. За и против»

    +

    +

    15

    АВТОазбука.

    М- масло.

    Н- НИВА, номер.

    Беседа. Игры с числами на внимание. Рисунок «Номер  для машины сказочного героя».

    +

    +

    16

    АВТОазбука.

    О - опасность на дорогах.

    Беседа. Анализ ситуаций. Ролевые игры.

    +

    17

    АВТОазбука.

    П – пассажир, пешеход, переход.

    Беседа. Стихи. Инсценировки. Ролевые игры.

    +

    18

    АВТОазбука.

    Р -регулировщик, ремень безопасности.

    Беседа. Загадки. Сюжетно –ролевая игра.

    +

    19

    Уроки тётушки Совы.(часть 2)

    Мультфильм по ПДД. Серии 4-6. Беседа по содержанию мультфильма.

    +

    20

    АВТОазбука.

    С – салон, светофор, скорость.

    Беседа. М/Ф о светофоре. Конкурс рисунков – дизайнерских проектов салонов автомобилей.

    21

    АВТОазбука.

    Т – транспорт, тормоза.

    Беседа. Презентация.

    Лепка различных видов транспорта.

    +

    +

    22

    АВТОазбука.

    У – указатель.

    Ф – фара.

    Историческая справка о возникновении указателей по указу Петра 1. Тест –игра. Соедини рисунок с нужными словами (детали автомобиля)

    +

    +

    23

    АВТОазбука.

    Х –хобби.

    Ц – цвет.

    Ч – час пик.

    Ш – шлагбаум.

    Беседа.

    Рассказы детей с использованием игрушек «Моя любимая машина».

    Словарная работа с названиями цветов автомобилей (Океан, Фея, Антилопа, Нептун и т.д.)

    +

    +

    24

    АВТОазбука.

    Щ – щиток.

    Э- электромобиль.

    Беседа. Стихи. Рассказ о предназначении некоторых деталей автомобиля, в том числе и щитке.

    Конкурс рисунков «Автомобиль будущего».

    +

    +

    25

    АВТОазбука.

    Ю – Юбилеи ВАЗА.

    45- в 2011,

    50- в 2016.

    Презентация. Встреча с ветеранами ВАЗа.

    +

    +

    26

    Экскурсия в музей ВАЗа.

    Предварительная беседа. Фотоотчёт.

    +

    27

    Уроки тётушки Совы.(часть 2)

    Мультфильм по ПДД. Серии 7-10. Беседа по содержанию мультфильма.

    +

    28

    АВТОазбука.

    Я – грамотный пешеход.

    Творческие отчёты детей .

    +

    29

    Защита групповых проектов  по ПДД  .

    Работа жюри .

    +

    30

    КВН по ПДД.

    Конкурсная программа с использованием презентаций, инсценировок, ребусов, загадок и т. д.

    +

    31

    Встреча с сотрудником ДПС.

    Беседа. Ответы на вопросы детей.

    +

    +

    32

    Тест по ПДД.

    Выпуск газеты.

    Тестовая работа на   10-15 минут. Газета из фотографий, собранных за год.

    +

    33

     «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения.»

    Посадка клумбы на территории школы.

    Стихотворный отчёт.

    Практическая работа.

    +

    Планируемый результат.

    Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

    Школьники приобретают знания о ПДД *, в том числе и в своём микрорайоне **, об  истории  города, его достопримечательностях, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

    Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

    Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям.

    Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

    Ученик научится:

    • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

    • строить понятные для партнёра высказывания;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    _________________________________________________________________

    *

    правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

    правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

    правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

    правила  перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

    правила  перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

    правила  перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

    движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

     правила  движения группы детей в сопровождении взрослых;

    правила  этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

    **

    опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

    безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

    места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;

      Литература:

    1. В.Е.Амелина и др. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения.- М:  Глобус,     2008 г.

    2.Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Учебно – методическое пособие Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.-М: Третий Рим, 2007г.

    3.Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г.

    4.А Шевченко, Г Ясинский. АВТО азбука. – С-Пб: Издательский дом «Светлячок»,2001г.

    5.Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.- М: Просвещение,1985г .

    6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"

    Цель программы:  создание условий для формирования у обучающихся  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...

    авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"

    Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...

    Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

    Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс

    Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....