Кружковое логопедическое занятие в группе первого класса
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Лехман Вера Васильевна

Небходимость логопедии возникает не только в дошкольном учереждении, но и в школе. На фоне несформированной речи в 1 классе возникает ряд проблем:  ребенок испытывает стеснение при общении со всерсниками, изучение русского языка вызывает затруднение и многое другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедический кружок194.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наше здоровье в учебе подмога»

Цель: Формировать умение использовать приемыэмоциональной и физической разгрузки детейво время учебного процесса, используя логопедические технологии.

Задача:

1.Обучать детей приёмам восстановления силдля сохранения физического и психического здоровья.

2.Развивать умения переключаемости, снятияэмоционального и физическогонапряжения, мимической выразительности,стимулировать работоспособность и мышление;

3.Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Форма проведения:внеклассное занятие

Оборудование: дидактическая кукла «Чака» (мягкая, объёмная кукла с открывающимся ртом (языком управляет рука учителя) и лапками-перчатками для проведения пальчиковых игр), картинки для работы.Компьютер, мультимедийная установка, презентация.

План внеклассного занятия

этапы занятия / задача этапа

деятельность учителя

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Устное    сообщение учителя

-Дети, сегодня на занятие к нам пришли гостипоприветствуйте их.

-Начнем занятие с оценки своего самочувствия с помощью смайликов.

Подготовка детей  к работе.        

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Кто хочет разговаривать,/

Тот должен выговаривать,

Всё правильно/ и внятно,/

Чтоб было/всем понятно.//

Артикуляционная гимнастика

- Ребята, Чака очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя.и пока я буду рассказывать, что любит Чака, вы будете  вместе с Чакой выполнять упражнения.

-Сделаем упражнение для губ «Хоботок»(использую картинку)

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/83/82777/img2.jpg

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

-Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки),

http://velikol.ru/dosta/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0a/1793_html_md035cb3.jpg

(когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем)

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек»(показ картинки.)

http://s5.marst.ru/preview/r/56154517dadc9283ee97cfed9e2a3025/880x660/thumbs/3MqI7jyTcEOVhZVHKU3DteUvds0vDR6T.JPG

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так.  Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»  (показ картинки)

ЭЛЯ 089

- кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение:  «Горка»(показ картинки)

http://simba-smoby.com.ua/media/catalog/product/cache/1/image/1200x1200/d859444e7f97d2da3aec1acaeb1396bb/0/3/031245.jpg

– кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

- Молодцы, ребята! Чаку тоже очень понравилась гимнастика.

Выявление причин затруднения и постановка цели урока (целеполагание)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

-Ребята, сколько уроков у вас сегодня было?

-Как вы себя чувствуете? Уставшими?

Индивидуальная работа

- Чака предлагает нам поиграть в игру «Путешествие по телу».

Вы на себе покажите всё, что  будет названо в стихотворении, а затем скажете при прикасновении к какой части тела почувствовали наибольшее удовольствие. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

-(Ответы детей)

-Сегодня на занятии Чака нас хочет познакомить с некоторыми упражнениями, которые могут пригодиться тогда, когда мы будем чувствовать себя уставшими.

-А начнем с дыхания.

-Ребята, а что такое дыхание?

-А нужно ли уметь правильно дышать при разговоре,чтении?

- Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Чака хочет научить вас таким упражнениям.

Давайте перейдём к нашему дыханию.
Сделаем упражнение
«Очищающее дыхание» (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).  

-А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус,  имеет противовоспалительный эффект)

-Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако:  цветотерапия - голубой цвет).

http://333v.ru/uploads/27/271fa4b941c10c7db422d9ec667e4c57.jpg

-Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение.

-А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

-Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь смотрим на понравившееся облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой  и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

C:\Users\админ\Downloads\1838053_html_m30c52aba.jpg

 Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

-Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю:  цветотерапия – оранжевый цвет)

http://artvitrage.net/wa-data/public/shop/products/47/19/1947/images/2698/2698.750x0.jpg

– мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками…

А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу.  Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

ЭЛЯ 034

ЭЛЯ 035

ЭЛЯ 036

ЭЛЯ 032

ЭЛЯ 033

«Гимнастикой мозга»

- Выполняйте упражнения вместе с Чакой.

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

«Ухо – нос – хлопок»  - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».  

«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

«Лезгинка» -  левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.        

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

«Колечки» -  соединяем пальцы   руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2    1/3   1/4   1/5

Поздоровались пальцы опять!

1/5   1/4    1/3     1/2

Закрепили кольца-слова!

Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Чаком. И поочереди загибайте пальчики.

 Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по небу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

Подведение итогов урока

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

-Давайте с вами вспомним каким упражнениям нас научил Чака?

-Где они нам могут пригодиться?

Рефлексия

Организует рефлексию.        

-У вас на партах лежат смайлики, покажите как вы чувствуете себя на данный момент?

 (оценка эмоционального состояния детей с помощью смайликов)

-Спасибо, ребята!

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска»

Внеклассное мероприятие по теме:

«Использование логопедических технологий

в образовательном процессе начальной школы»

1б класс

Разработала: Лехман Вера Васильевна,

 учитель начальных классов

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...

Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”.

Логопедическое занятие с группой детей 1 класса “Распространение простого двусоставного предложения определением”....

Логопедическое занятие с учащимися первых классов.

Дидактическая игра: «Поле чудес».Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков и букв р – л». Цель: : Упражнять в автоматизации, дифференциации изученных звуков «р» - «л», «рь» - «ль»...

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . " Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез."

Данная презентация является методическим материалом, необходимым  для проведения подгруппового логопедического занятия на тему " Слоги. Слоговой и ...