рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Жабина Татьяна Владимировна

Рабочая программма по литературному чтению для 4 класса школа 2100

Рабочая программа по русскому языку 4 класс умк школа 2100

Рабочая программа по математике 4 класс школа 2100

рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа 2100

рабочая программа по ИЗО 4 класс школа 2100

рабочая программа по музыке 4 класс школа 2100

рабочая программа по технологии 4 класс школа 2100

ОРКиСЭ светская этика 4 класс школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 4_klass.zip788.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9г. Надыма»

Рекомендовано методическим объединением учителей начальных классов

протокол №_______

от «______» ____________ 201____г.                    

Согласована

«______»  _____   201___г.

заместитель директора по УВР

_____________И.В. Семенова          

Рассмотрено на педагогическом совете.

Протокол № ___  от «___» ______ 201___ г.

Утверждено на заседании Управляющего совета.

Протокол № ___ от __________

                                                                                              Рабочая  учебная программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

I уровень образования, 4д класс

Срок реализации программы: c 01.09.2016 г. по 27.05.2017 г.

Составлена на основе Примерной основной  образовательной программы

 начального общего образования

Составитель Жабина Т В., учитель начальных классов.

Надым - 2016 г.

Введено в действие.

Приказ № ____ от «____»___________201____г.

Директор МОУ СОШ № 9 ___________________ Т.Г. Цвентарная

4 класс

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной программы начального общего образования,  обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича и др.

4 класс – 34 часа (1 час в неделю);

УМК:

  1. Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева. Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2012 г., рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане.

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»  изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

III.  Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

–  оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения

общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

–  объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

–  самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

–  опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

–  чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

–  средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.

Метапредметными результатами  изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

-  формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;  

–  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

–  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

–  совместно с учителем составлять план решения проблемы;

–  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

–  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

–  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,

справочников и других материалов;

–  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

–  читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»

(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

–  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

–  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

–  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

–  преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

–  доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

–  доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

–  слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

–  договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

–  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

–  излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

–  знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

–  устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

–  проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

–  осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

–  строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

–  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

–  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

–  осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

–  на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

IV. Содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Введение. Россия – наша Родина! 2 часа. Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

        Как отличить добро от зла? 14 часов. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

        Каковы истоки правил морали? 9 часов.  Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

        Какие правила морали особенно важны в школе? 9 часов.  Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

Срок реализации рабочей учебной программы 2014/2015 учебный  год.

 Требования к оцениванию.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.

V. Материально-техническое обеспечение курса

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса

             Наглядные пособия: печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты

      выдающихся людей России.

  1. Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
  2. Ссылки на Интернет-ресурсы:
  3. Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/

Сайт «Основы светской этики» http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36 

Используемые мультимедийные продукты:

ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.

(СД-Диск): «Основы светской этики»

VI. Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ темы

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Использование ЭОР

Дифференцированное домашнее задание

02.09

Как работать с учебником

- знать понятия этика, светская этика

- уметь рассказывать об истории возникновения этики

Презентация «Как работать с учебником»

С. 4-7

Чтение статьи, ответить на вопросы

*сочинение-рассуждение «Зачем мне изучать светскую этику»

09.09

Россия  - наша Родина.

- знать понятия ценности, идеалы. Уметь определять эти понятия в литературе

- иметь представление для чего существуют культурные традиции

Презентация «Россия  - наша Родина»

С. 8-14

Ответить на вопрос: приведи примеры духовных ценностей

*Подобрать пословицы разных народов России или выставка демонстрация национальных костюмов

Глава 1. Как отличить добро от зла? – 14 ч

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из текста. 
  • Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  •   Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.
  • Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты:

  • Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
  • Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

16.09

Граница между добром и злом

- знать понятия добро, зло

- уметь  приводить примеры

Презентация «Добро и зло»

С. 15-19 читать

Анализ текста.

отв. на в 19

 

*Собери рецепты вкусных и полезных национальных блюд или создай книгу

23.09

Граница между добром и злом

- уметь рассказывать  о культуре, морали, нравственности, этике

- уметь называть особенности морали

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

отв. на в 20

Примеры из литературных произведений

30.09

Долг и совесть

- знать понятия моральный долг, стыд

Презентация «Долг и совесть»

С. 20-23

 Работа с учебником – анализ иллюстраций

*Подбери мудрые мысли великих людей о добре и зле, морали.

07.10

Долг и совесть

- иметь представление том, почему плохо быть равнодушным

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

привести примеры

*, есть ли в мире памятники о доброте Подготовь сообщение или разработай эскиз

14.10

Честь и достоинство

- знать определение чувства собственного достоинства

Презентация «Достоинство человека»

С. 24-28 заполнить таблицу

*Составить тезисный план прочитанной статьи учебника

21.10

Честь и достоинство

- уметь рассказывать о том, что входит в понятие честь

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

С. 29 выполнить задания

*Какие поступки известных героев книг,сказок, кинофильмов соответствуют понятиям честь и достоинство

28.10

Счастье и смысл жизни

- знать примеры представлений людей о счастье и смысле жизни

Презентация «Счастье»

С. 30-32

Анализ текста

11.11

Счастье и смысл жизни

- уметь отвечать на вопросы учебника

С.33 выполнить задания

Сделать презентацию

18.11

Справедливость и милосердие

- знать определение справедливость, милосердие

Презентация «Милосердие»

Ответить на вопрос: почему милосердие важно в обществе

*Рассказать случай из жизни, когда свами поступили справедливо инесправедливо. Обоснуй.

25.11

Справедливость и милосердие

- уметь рассуждать о золотом правиле нравственности

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

С.38

задания

*Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим из сказок.Почему так считаешь.

02.12

Обобщение главы 1

- уметь рассуждать о том, что добродетельно

С. 39, подготовить проект

Подготовить презентацию проекта

09.12

Обобщение главы 1

- уметь рассказать о своих добродетельных поступках

подготовить проект

16.12

Представление проектов

 - уметь рассуждать о долге, чести, смысле жизни

Презентации учеников

С.40 подготовить проект

Подготовить презентацию проекта

23.12

Представление проектов

- уметь представлять собственный проект

Подготовить проект

Подготовить презентацию проекта

Глава 2. Каковы истоки правил морали?- 9 ч

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Делать выводы на основе анализа объектов.
  •  Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
  • Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  •  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

13.01

Ценность рода и семьи

- знать  определения рода, семьи

Презентация «Семья»

С.42-46.

Ответить на вопрос: в чем особенность любви

*Составьте с родителями свою родословную

20.01

Ценность рода и семьи

- уметь рассказывать о семейных традициях

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

Задания с.46

*Придумайте и изобразите герб своей семьи

27.01

Образцы культуры народов

- знать определение культура народа

Презентация «Культура народов»

С. 48-52, отв. на

Анализ текста

03.02

Образцы культуры народов

- уметь рассказывать о традициях.

С.53 вопросы

Сочинение о своих друзьях разных национальностей, об особенностях их культуры

10.02

Взгляд светский и взгляд религиозный

- знать определения религия, светскость

Презентация «Религия»

С. 54-58

Подготовить иллюстрированный рассказ

17.02

Взгляд светский и взгляд религиозный

- уметь различать  понятия религия, светскость

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

С. 58, вопр.1

*Придумать свой проект

24.02

Обобщение главы 2

- уметь показывать особенности семейного уклада, религиозных верований

Составить рассказ о семье

Подготовить презентацию проекта

03.03

Обобщение главы 2

- уметь показывать особенности семейного уклада, религиозных верований

Составить рассказ о семье

Подготовить презентацию проекта

10.03

Представление проектов

- уметь представлять проект

Презентации учеников

С. 60

Подготовить презентацию проекта

Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? – 9 ч

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
  • Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Делать выводы на основе анализа объектов.
  • Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
  • Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

17.03

Правила поведения в школе

 - уметь отвечать на вопросы учебника

Презентация «Правила поведения в школе»

С. 62-61

Разработать собственные правила

24.03

Правила поведения в школе

- иметь представление собственное представление по изученным темам

задания с.62

07.04

Этикет – форма для содержания этики

- знать определение этикет

Презентация «Этикет»

С. 66-68

Изобразить примеры

14.04

Этикет – форма для содержания этики

- уметь различать приводить примеры понятия

http://chkolarik.my1.ru/publ/konspekty_urokov/osnovy_svetskoj_ehtiki/36

задания с.69

*Проанализировать одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка

21.04

Обобщение главы 3

- уметь рассказывать материал творческих заданий

Подготовка проектов

Презентация творческих проектов

28.04

Обобщение главы 3

- иметь представление по изученному материалу

Подготовка проектов

Презентация творческих проектов

05.05

Представление проектов

- уметь представлять проект

Презентации учеников

С.70

С.71-73

12.05

Представление проектов Обобщение курса за год

- уметь представлять проект

- уметь отвечать на вопросы учебника

- иметь представление собственное представление по изученным темам

Презентации учеников

Изобразить представления о мире

С.75

С.76-78

19.05

Экскурсия.

- иметь представление собственное представление по изученным темам

Всего – 34 урока.

Список литературы

Для учащихся

Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.- М.: Баласс, 2013. - 79 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Дополнительная литература.

  • Андерсен Г.Х., Снежная королева.
  • Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
  • Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
  • Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
  • Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
  • Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
  • Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
  • Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.
  • Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • Перро Ш., Золушка.
  • Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

Для учителя

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 – 24 с.

Для родителей

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...