рабочие программы 8 вид
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Козлова Лидия Михайловна

Рабочие программы предназначены для обучающихся 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zhivoy_mir_s_ktp_viii_vid.docx26.75 КБ
Файл rp_izo_s_ktp_viii_vid.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Обучающимся предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ОВЗ, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены задания, виды самостоятельных работ, учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.

 «Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

          «Живой мир» как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.

       

         Цель программы обучения:

-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

        -формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
  • выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
  •    сформировать знания, учащихся о природе своего края;
  • сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

∙ целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

∙ готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

∙ вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);

∙ использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

∙ доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

∙ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

∙ устанавливать видо-родовые отношения предметов;

∙ делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

∙ читать.

Учащиеся 2 класса должны усвоить следующие базовые представления:

− о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

− о растениях сада и огорода, их отличии;

− о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

− о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

− о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

− о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Должны уметь практически применять следующие знания:

1 уровень:

 − правильно называть изученные объекты и явления;

 − различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

− различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

− различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

− выполнять элементарные гигиенические правила;

− различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

2 уровень:

− называть изученные объекты и явления;

− различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;

− ухаживать за комнатными растениями;

− различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

− различать изученных диких и домашних животных, рыб;

− различать признаки времён года;

− выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Содержание учебного предмета

1. Повторение. Долгота дня: вспомнить о влиянии солнца на смену времен года. Сутки, части суток. Формирование понятий об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством солнца и тепла.

2. Сезонные изменения в природе: названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдение за положением солнца в течении суток. Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. Растения и животные в разные времена года. Детские игры и труд человека в разные времена года. Работа в саду и огороде.

3. Растения: комнатные растения, названия и отличительные признаки. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3 – 5 названий). Особенности произрастания Названия и признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3 – 5 названий). Особенности произрастания Названия и признаки. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов моей местности.

4. Животные: сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, название детенышей, повадки, места обитания. Необходимые условия для жизни животных. Разнообразие пород кошек и собак. Их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2 – 3 названия). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана природы.

5. Человек: гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения (элементарные представления). Значение овощей и фруктов в питании человека. Профилактика пищевых отравлений.

6. Вода: формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе. Начало работы по формированию понятия «температура». Практические работы на определение прозрачности воды, текучести, проведение наблюдений за изменением состояния воды (вода, лед, пар). Вода в виде различных атмосферных осадков.

Форма организации учебного предмета: урок, экскурсия.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. Под редакцией  доктора педагогических наук

В.В. Воронковой; Москва «Просвещение», 2014 г.

2. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова “Живой мир” 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) обр. учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2014г.

Календарно – тематическое планирование

по развитию устной речи на основе изучения предметов

и явлений окружающей действительности

2 класс VIII вид

Раздел/тема

Кол-во

часов

Дата проведения  

Примечание

План.

Факт.

1

Сезонные изменения в природе.

1

05.09

2

Долгота дня.

1

07.09

3

Сезонные изменения в природе.

1

14.09

4

Части суток.

1

19.09

5

Сезонные изменения в природе.

1

21.09

6

Осенние месяцы.

1

26.09

7

Сезонные изменения в природе.

1

28.09

8

Занятие людей осенью.

1

03.10

9

Сезонные изменения в природе.

1

05.10

10

Жизнь растений осенью.

1

10.10

11

Жизнь животных осенью.

1

17.10

12

Подготовка животных к зиме. Смена шубки.

1

19.10

13

Перелётные птицы, зимующие.

1

24.10

14

Вода.

1

26.10

15

Вода горячая и холодная.

1

31.10

16

Температура воды.

1

02.11

17

Вода в природе. Круговорот воды в природе.

1

07.11

18

Реки, озера, родники, пруды, болото.

1

09.11

19

Охрана водоёмов.

1

14.11

20

Дождь, снег, лёд…

1

16.11

21

Значение воды. «Живая вода».

1

21.11

22

Значение воды в жизни человека и растений.

1

28.11

23

Животные, живущие в водоёмах.

1

30.11

24

Живая природа. Растения.

1

05.12

25

Комнатные растения.

1

07.12

26

Жизнь растений на окошке.

1

12.12

27

Живая природа.

1

14.12

28

Части растений.

1

19.12

29

Уход за растениями.

1

21.12

30

Сезонные изменения. Зима.

1

26.12

31

Сезонные изменения в природе.

1

28.12

32

Зимние месяцы. Занятие людей.

1

09.01

33

Сезонные изменения в природе. Зима в лесу.

1

11.01

34

Жизнь диких животных в зимнем лесу.

1

16.01

35

Живая природа. Животные.

1

18.01

36

Домашние животные.

1

23.01

37

Кошка, рысь.

1

25.01

38

Породы кошки.

1

30.01

39

Собака, волк.

1

01.02

40

Породы собак.

1

06.02

41

Живая природа. Рыбы.

1

08.02

42

Человек.

1

13.02

43

Гигиена человека.

1

15.02

44

Строение человека.

1

27.02

45

Органы пищеварения.

1

01.03

46

Продукты питания.

1

06.03

47

Правила питания.

1

13.03

48

Режим питания.

1

15.03

49

Свежие и испорченные продукты.

1

20.03

50

Профилактика отравлений.

1

22.03

51

Живая природа. Сад. Фруктовый сад.

1

27.03

52

Кустарники.

1

29.03

53

Живая природа. Уход за растениями.

1

03.04

54

Сезонные изменения. Весна.

1

10.04

55

Сезонные изменения. Весенние месяцы.

1

12.04

56

Долгота дня.

1

17.04

57

Сезонные изменения. Природа пробуждается.

1

19.04

58

Первоцветы.

1

24.04

59

Весна в лесу.

1

26.04

60

Животные весной.

1

03.05

61

Сезонные изменения в природе. Занятия людей весной.

1

05.05

62

Сезонные изменения. Лето.

1

08.05

63

Летние месяцы.

1

10.05

64

Сезонные изменения в природе. Растения летом.

1

12.05

65

Сезонные изменения в природе. Жизнь животных в летнем лесу.

1

15.05

66

Сезонные изменения в природе. Занятия людей летом.

1

17.05

67

Обобщение изученного.

1

22.05

68

Закрепление изученного.

1

24.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. Данная программа направлена на развитие у учащихся художественного вкуса и интереса к изобразительной деятельности, подготовку учащихся к освоению и самостоятельному выполнению заданий по основам реалистического рисунка.

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
    

  Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
      находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
      содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
      ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
      исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
      дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
      знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
      

Результаты освоения учебного предмета

К концу учебного года учащиеся должны  уметь:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
  • различать и знать названия цветов;
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Содержание учебного предмета

Декоративное рисование

      Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

 Рисование с натуры

      Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

 Рисование на темы

      Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

      Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
      Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

        Форма организации учебного предмета: урок.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой - М., Просвещение, 2014 г.
  2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989 г.

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству

2 класс VIII вид

Раздел/ тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1

Рисование на тему: «Осень».

1

02.09

2

Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам, рассматривание иллюстраций детских книг.

1

09.09

3

Рисование с натуры грибов, разных видов: белый подосиновик, мухомор.

1

16.09

4

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу)

1

23.09

5

Самостоятельное составление узора в полосе.

1

30.09

6

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

07.10

7

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

1

21.10

8

Рисование на тему: «Деревья осенью». Беседа по картинам, рассматривание иллюстраций детских книг.

1

28.10

9

Рисование с натуры знакомых, предметов несложной формы (линейка, папка, чертежный угольник).

1

11.11

10

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

1

18.11

11

Декоративное рисование. Орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстрации в детских книжках.

1

02.12

12

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

1

09.12

13

Рисование с натуры. Ветка ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

1

16.12

14

Рисование с натуры праздничных флажков.

1

23.12

15

Рисование с натуры елочных украшений.

1

30.12

16

Рисование на тему: «Ветка с елочными украшениями».

1

13.01

17

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

1

20.01

18

Рисование на тему: «Снеговики».

1

27.01

19

Рисование с натуры игрушки «Рыбки».

1

03.02

20

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме»

1

10.02

21

Рисование открытки ко Дню Защитников Отечества.

1

17.02

22

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

1

03.03

23

Рисование с натуры портфеля (ранца).

1

10.03

24

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность».

1

17.03

25

Рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы. Скворечник.

1

24.03

26

Аппликация. Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

1

31.03

27

Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).

1

14.04

28

Рисование в полосе узора из чередующих геометрических фигур, данных учителем.

1

21.04

29

Рисование на тему: «1 мая» (дом, украшенный флажками и огоньками).

1

28.04

30

Рисование с натуры праздничного флажка .

1

05.05

31

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

12.05

32

Рисование узора в полосе из цветов, листочков.

1

19.05

33

Аппликация. Узор в круге (круг – готовая форма).

1

26.05

34

Рисование с натуры весенних цветов.

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...