рабочая программа
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружковой работы «Занимательная математика» 3 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

               Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю. Итого 68ч.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Личностные

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

2

2

Старинные системы записи чисел.

2

3

Иероглифическая система древних египтян.

2

4

Римские цифры.

2

5

Как читать римские цифры?

2

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

2

7

Пифагор и его школа.

2

8

Бесконечный ряд загадок.

2

9

Архимед.

2

10

Умножение.

2

11

Конкурс знатоков.

1

12

Деление.

2

13

Делится или не делится.

2

14

Решение логических задач.

2

15

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

16

Математический КВН.

1

17

Старинные меры длины.

2

18

Задачи – смекалки.

2

19

Решение олимпиадных задач.

2

20

Экскурсия в компьютерный класс.

1

21

Компьютерные математические игры

3

22

Время. Часы.

2

23

Математические фокусы

2

24

Интеллектуальный марафон

2

25

Открытие нуля.

2

26

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

2

27

Денежные знаки.

2

28

Решение задач повышенной трудности.

3

29

КВН «Царица наук»

1

30

Задачи с многовариантными решениями.

3

31

Решение задач повышенной трудности.

3

32

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

2

33

Час занимательной математики.

3

34

Круглый стол «Подведём итоги».

1

 

Всего:

68 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оборудование

Предметные

Метапредметные

Личностные

1,2

2.09

3.09

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: работать по предложенному плану.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Презентации, карточки с заданиями, модель часов, денежные знаки, компьютерные программы на CD дисках, книги с развивающими заданиями.

3,4

9.09

10.09

Старинные системы записи чисел.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

5,6

16.09

17.09

Иероглифическая система древних египтян.

7,8

23.09

24.09

Римские цифры.

9,10

30.09

1.10

Как читать римские цифры?

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

11,12

7.10

8.10

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

13,14

14.10

15.10

Пифагор и его школа.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

15,16

21.10

22.10

Бесконечный ряд загадок.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

17,18

28.10

29.10

Архимед.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

19,20

11.11

12.11

Умножение.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

21

18.11

Конкурс знатоков.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

22,23

19.11

25.11

Деление.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

24,25

26.11

2.12

Делится или не делится.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях Выполнять задания творческого и поискового характера.

26,27

3.12

9.12

Решение логических задач.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

28,29

10.12

16.12

Проектная деятельность «Газета любознательных»

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

30

17.12

Математический КВН.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

31,32

23.12

24.12

Старинные меры длины.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

33,34

13.01

14.01

Задачи – смекалки.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

35,36

20.01

21.01

Решение олимпиадных задач.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

37

27.01

Экскурсия в компьютерный класс.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

38,39,40

28.01

3.02

4.02

Компьютерные математические игры

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

41,42

10.02

11.02

Время. Часы.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

43,44

17.02

18.02

Математические фокусы

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

45,46

24.02

25.02

Интеллектуальный марафон

47,48

2.03

3.03

Открытие нуля.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

49,50

9.03

10.03

Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру».

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

51,52

16.03

17.03

Денежные знаки.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

53,54,55

23.03

24.03

6.04

Решение задач повышенной трудности.

56

7.04

КВН «Царица наук»

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

57,58,59

13.04

14.04

20.04

Задачи с многовариантными решениями.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

60,61,62

21.04

27.04

28.04

Решение задач повышенной трудности.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

63,64

4.05

5.05

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

65,66,67

11.05

12.05

18.05

Час занимательной математики.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

68

25.05

Круглый стол «Подведём итоги».

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1.  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2014 . Задачи, решения, итоги.

13. Проектор,экран.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык» для учащихся 4-х классов  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, плана внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ «Нахабинская СОШ №2» на 2016 -2017 учебный год, авторской программы «Занимательная грамматика» 1-4 классы учителей начальных классов Г. И. Беркутова, Т.И. Пантелеева, Н.А.  Однокозова, Е.Б. Ракитянская  

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной  принадлежности.

2  Развитие мотивов  учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения.

3 Развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах.

4 Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности  и доброжелательности.

5 Формирование эстетических потребностей, ценностей  и чувств.

6 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3 Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4 Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5 Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6 Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач.

7 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи  и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов  в устной и письменной форме.

9 Овладение следующими логическими действиями:

-сравнение;

-анализ;

-синтез;

-классификация и обобщение по родовидовым признакам;

-установление аналогий и причинно – следственных связей;

-построение рассуждений;

-отнесение к известным понятиям.

10 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

 11 Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12 Готовность конструктивно решать конфликты  с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.

4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского  и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Программа формирования универсальных учебных действий

              Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника  будут сформированы:

1 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

2 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,  учебно – познавательные и внешние мотивы;

3 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4 Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

5 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

6 Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

7 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

8 Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

10 Установка на здоровый образ жизни;

11 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

12 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1 Принимать и сохранять учебную задачу;

2 Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4 Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5 Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

6 Адекватно воспринимать оценку учителя;

7 Различать способ и результат действия;

8 Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

9 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10 Выполнять учебные действия    в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»

Выпускник научится:

1 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2 Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3 Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4 Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7 Осуществлять синтез как составление целого из частей;

8 Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9 Устанавливать причинно – следственные связи;

10 Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11 Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12 Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13 Устанавливать аналогии;

14 Владеть общим приемом решения задач.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3 Формулировать собственное мнение и позицию;

4 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5 Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6 Задавать вопросы;

7 Контролировать действия партнера;

8 Использовать речь для регуляции своего действия;

9 Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой.

  Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

- использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;

- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;

- расширять представление о речевом общении;

- составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;

- составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение)с учетом цели общения;

Фонетика, графика, лексика

Обучающийся научится:

- объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;

- понимать роль письменности в истории человечества;

- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;

- пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов)

Состав слова

Обучающийся научится:

- разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;

- объяснять написание частей слова

Морфология

Обучающийся научится:

- различать части речи, выделять их признаки;

- определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;

- верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;

- выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;

-определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами;

- употреблять местоимения в собственной речи;

- определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;

- определять время и лицо глагола;

- объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;

- употреблять числительные в речи;

- находить наречия в предложении;

- распространять предложения наречиями

Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

- выделять словосочетание в предложении;

- определять связь слов в словосочетании;

- распространять предложения словосочетаниями

Предложение

Обучающийся научится:

- проводить разбор предложения, выделять главные и  второстепенные члены предложения;

- находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;

 - сравнивать простые и сложные предложения;

- ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях

Текст

Обучающийся научится:

- распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;

- озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;

- составлять план текста, делить текст на части.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр
  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.
  •  игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Содержание программы

№п\п

Тема раздела

Количество часов

1.

Речевая культура. Общение.  

6 часов

2.

Предложение. Текст.

8 часов

3.

Слово и его значение.

4 часа

4.

Состав слова.

4 часа

5.

Имя существительное

13 часов

6.

Имя прилагательное.

12 часов

7.

Местоимение.

4 часа

8

Глагол.

12 часов

9.

Имя числительное.

2 часа

10.

Наречие.

2 часа

11.

Обобщающий урок (КВН)

1 час

Итого:

68 часов

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов,    Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи.

Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.  Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).                                                                                                                                                                                                                                                                Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по  числам. Склонение имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).

Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.

Имя числительное. Значение и употребление в речи.

Наречие. Значение и употребление в речи.  Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).

 Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.  Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых.

Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.  Заглавие текста.  Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов.

Календарно – тематическое планирование 4-а класса

№ п\п

Дата занятия

Тема занятия

1

05.09

«В мире безмолвных и неведомых звуков»

2

07.09

Игра – занятие «Волшебные слова»

3

12.09

Фразеологические обороты.

4

14.09

«В глубь веков на Машине времени»

5

19.09

«К словам – родственникам»

6

21.09

«К словам – родственникам»

7-8

26.09.

28.09

«Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение»

9-10

03.10

05.10

«Все ли однородные одного рода»

11-12

10.10

12.10

Конструирование сложных предложений из простых предложений.

13-14

17.10

19.10

Игра – занятие «Составление словосочетаний с  использованием орфографического словаря»

15-16

24.10

26.10

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»

17-18

31.10

14.11

«В гостях у Омонимов и Антонимов»

19

16.11

«Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?»

20

21.11

«Основное об Основах.  Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы».

21

23.11

«Основа плюс морфема, или как делают слова»

22-23

28.11

30.11

Игра  - занятие «Образование слов»

24

05.12

«Где живут слова и как они находят своё место»

25-27

07.12

12.12

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные.

28-29

14.12

19.12

Род имен существительных. Число имен существительных.

30-32

21.12

26.12

28.12

Склонение имен существительных.

33-35

11.01

16.01

18.01

Три склонения имен существительных.

36-41

23.01

25.01

30.01

01.02

06.02

Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных.

42-47

08.02

13.02

15.02

20.02

27.02

Согласование имен существительных и прилагательных.  Краткие имена прилагательные.

48-49

01.03

06.03

Местоимение. На своем прямом месте.

50-51

13.03

15.03

«Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение».

52-53

20.03

22.03

« На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола.

54-55

03.04

05.04

Совершенный и несовершенный вид глагола.

56-58

10.04

12.04

17.04

I и II  спряжение глаголов.  Неопределенная форма глагола.

59-61

19.04

24.05

26.05

Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов.

62-63

03.05

08.05

Глаголы – исключения.

64-65

10.05

15.05

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»

66-67

17.05

22.05

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий.

68

25.05

Обобщающий урок – КВН «Части речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...