Самоанализ профессиональной деятельности учителя
статья на тему

Формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии  взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

           Методическая тема над которой я работаю с 2013 года «Новые здоровьесберегающие технологии, формы обучения в повседневной жизни детей, получения прочных знаний, развитие творческих способностей учащихся»

         Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии  взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия.

        Задачи:

  • Сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических ситуаций, при необходимости  действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.
  • Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
  • Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • Повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

   Методы исследования в ходе формирования опыта.

         В начале опыта я провела анкетирование родителей с целью знакомства с детьми, провела анализ нормативных документов, изучила литературу по этому вопросу. В процессе работы проводила опросы самих детей, так как только вместе можно добиться положительных результатов. Применяла новые методы (сказкотерапия, музыкотерапия), здоровьесберегающиие технологии (интегрированный урок, проблемное обучение, мозговой штурм, портфолио ученика, развивающее обучение).

  Сроки исследования.

Свою работу по исследованию данной проблемы я разбила на несколько этапов.

1 этап - проектный: анкетирование, изучение нормативных документов, литературы по данному вопросу.

2 этап - опытно-экспериментальный: поиск эффективных форм, методов, средств организации процесса обучения, где главным компонентом является здоровьесбережение.

3 этап - внедренческий: апробация программы «Уроки здоровья», проведение мониторинга, определение проблем.

4 этап - обобщающий: подведение итогов работы, коррекция, обмен опытом.

Результаты анализа изученной литературы.

 Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной литературе занимают важное место.

    Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (Л. Выготский, Н. К. Смирнов); медико-валеологическом (Н. М. Амосов, М. М. Безруких, Д. В. Колесов, М. М. Мельникова, Б. Н. Чумаков) и педагогическом (А. Г. Бусыгин, М. Я. Виленский, В. Е. Иванова) уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

         Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся. В своей работе использую  методику Б. Ф. Базарного, учение В. И. Вернадского о ноосфере, на уроках провожу чередование работ правого и левого полушарий мозга, использую биоадекватную методику,сберегающую и укрепляющею здоровье учащихся.

Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата.Такими бы я хотела видеть своих учеников. 

самоконтроль и личностное саморазвитие

осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

личность, образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума

УЧЕНИК

регулярные занятия спортом

физически, нравственно, духовно здоровая личность

правильная организация своей жизнедеятельности

                   Практическая часть.

              Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».  Родители выявили некоторые причины школьных болезней:  несоблюдение  детьми режима дня;

            Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья), в школьных мероприятиях «Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»), в тестировании .

           Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.

1.Интенсификация обучения.

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

   Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии.

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

            Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

           Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики ..

В состав упражнений для физкульминуток  я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

           Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводят  уже дети.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

           Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие

- урок-викторина.

          Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому я всегда помню о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Под индивидуальной самостоятельной работе следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время Тихой Самостоятельной Работы. Есть вопрос – подними руку, я подойду.

            Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он проявляет при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения

         Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

         Часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением,  которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.

         Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

           Технология проблемного обучения.

          Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

         Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой.  Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок», или «Как открывать знания с учениками». Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:

-Как вы думаете, что такое умножение?

-С каким арифметическим действием оно связано?

-Для чего нам нужно умножение?

          В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня  есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание  от сильных учеников. Они стремятся их догнать.

           Все шире в учебный процесс входят информационные технологии.           Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.     Использование компьютера кардинально расширяет мои  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

       При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. На шкале познания мои ученики находят собственные границы познания.

Я знаю

Я хочу узнать

Я могу научить другого

Я не знаю

        Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.

Проектная деятельность.

         Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей.

          В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

           Опираясь на собственный опыт, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности, позволяет выстроить бесконфликтную педагогику.

          Проекты в начальной школе разнообразны : «Моя родословная»,

 « Времена года», «Моё село», «Компьютерные игры в жизни младшего школьника », «Очень умелые ручки (вышивание )», « Ах, картошка!» «Весна на подоконнике» и т.д. Результат  проекта может быть представлен в виде презентации на   конференции, выпуска информационного листа, буклета, театра, праздника и т.д.

            Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.

Способы демонстрации результатов проделанной работы:

Классные часы:

Активный и пассивный отдых школьника.

Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – это ничто.

 Вредные привычки.

  Азбука питания.

  Береги глаз как алмаз. 

  Игра по тропе здоровья.( совместно с родителями)

  Конкурс рисунков «Правила ГАИ – правила твои»

  Комплекс упражнений для профилактики простудных    заболеваний.

  Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог. 

    Игра «Школа светофорных наук»

   Как вести себя во время пожара в школе. 

    Азбука пожарной безопасности.

   Как уберечься от ушибов и переломов.

   Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

             Механизм диссеминации опыта.

       С  разработками  данного  опыта  делилась с  учителями  начальных классов  на МО  нашей  школы на тему:« Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе», на ШМОКР на тему  « Роль семьи и  классного руководителя в применении здоровьесберегающих технологий в сохранении здоровья ребёнка.»     Проводила  родительское  собрание в  классе   на  тему: «Забота о здоровье в семье».   Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» 

                                  Заключение

        На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается  внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку.  

           Сравнительный анализ уровня обученности учащихся за последние четыре года показыет устойчивую положительную динамику качества знаний и умений учащихся школы I ступени при 100% успеваемости. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.

           Успеваемость и качество знаний учащихся

                     ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Данный материал пригодится учителям-логопедам при написании самоанализа своих профессиональных достижений....

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя

В условиях модернизации образования особое значение приобретает умение педагогов осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечи...

Самоанализ профессиональной деятельности Белой Елены Алексеевны, учителя начальных классов филиала МБОУ Васильево-Петровской ООШ Еремеевской НОШ

В течение 5 лет я работала над организацией учебной деятельности с применением специальных средств, методов, приёмов здоровьесбережения. В педагогической литературе я искала направления, на котор...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя...