НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
проект (4 класс) на тему

Надежда Александровна Кучаева

Что спряталось в яблочных семенах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx723.84 КБ

Предварительный просмотр:

Оренбургская область

Оренбургский район

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

 

ТЕМА:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Что спряталось в яблочных семенах?»

                                                                      Выполнила:

Руководитель: Кучаева Надежда

Александровна, учитель начальных

Классов

2016 г.

Оглавление                                                                    

Введение                                                                                          стр. 3

Цель и задачи работы, гипотеза, актуальность                            стр. 4

1. Теоретическая часть                                                                  

1.1. Понятие «микроэлементы»                                                     стр. 5                                  

1.2. Роль йода  для организма человека                                        стр.5                                                  

1.3. Чем полезны яблоки                                                                стр.6

1.4. Кто поможет мне найти йод?                                                  стр.6                        

2.  Практическая часть                                                                    

2.1. Подготовка к проведению опыта                                            стр. 7

2.2. Проведение  опыта                                                                   стр. 8    

2.3. Консультация специалистов                                                   стр.9

Выводы                                                                                             стр.9

Используемая литература                                                               стр.10

Введение

 Английская поговорка гласит: «Съешьте одно яблоко в день и ваш доктор останется без работы».  В ней отражены все положительные  свойства  яблока. Все мы с детства знаем о том, что яблоки очень полезны.  Однажды я услышала, что в косточке яблока содержится йод. Для меня это было открытием. Ведь что означает для многих из нас йод – содранные колени,  ссадины  и очень щиплющий раствор коричневого цвета. Я спросила у родителей  как йод попал в яблоко. Но оказывается  речь шла о совсем другом. Речь шла о ценном  микроэлементе, необходимом для нормальной жизнедеятельности нашего организма.  Я никогда не задумывалась, что в каком-то огрызке может быть что-то важное. Но действительно ли это так? Я начала искать факты, подтверждающие  наличие йода в косточках яблок. А  встречала только статьи, в которых говорилось о том, что он там есть. Я решила разобраться в этом вопросе сама. Гипотеза моего исследования: если я смогу доказать наличие  йода в семенах яблока, то смогу  обеспечить свой организм необходимым микроэлементом. Цель моего исследования: выяснить действительно ли в яблочных семенах содержится йод. Объектом исследования стали яблочные семена. Задачей исследования изучить теоретический материал о наличии микроэлементов в яблоках и выявить неоспоримых доказательств то, что микроэлемент йод содержится в яблочных семенах. Перед своим исследованием я спросила одноклассников, знают ли они, что прячется внутри яблока. Оказывается, что никто не знал. Но проблема заключалась в том, что этот вопрос из области химии,  предмета,  о котором я имею достаточно смутные представления.  Учебники и справочники, которые имелись дома были очень сложными и непонятными для меня. Но начав искать материалы по моему вопросу, я наткнулась на удивительный учебник, который помог мне в работе над исследованием. Также я считаю, что моя работа актуальна: организм человека практически всегда испытывает дефицит йода, так как поступает в наш организм с пищей и водой, а сам его не вырабатывает. Своей работой я хочу обратить внимание ребят на то, что можно  убедиться в правоте любого научного  факта. Главное – желание и немного терпения.


Цель  исследовательской работы:  выяснить действительно ли в яблочных  семенах содержится йод.

Актуальность:  йододефицит  организма человека.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала.

2. Выявление неоспоримых доказательств того, что микроэлемент  йод содержится в яблочных семенах.

Предмет исследования: семена  яблок.

Объект  исследования: микроэлемент йод

Гипотеза: если я смогу доказать наличие йода, то смогу обеспечить свой организм необходимым микроэлементом.

1.Теоретическая часть

1.1.  Понятие «микроэлементы»   

     Микроэлементы – это минеральные  вещества, которые содержатся в теле человека в небольших количествах. Большая их часть требуется для нормальной жизнедеятельности, они принимают участие в физиологических процессах в организме. Человек получает микроэлементы с пищей или в виде добавок из аптекарских коробочек с витаминами. Различные микроэлементы содержатся в организме в различных дозах. Некоторые от 25 граммов, другие измеряются в миллиграммах или микрограммах. Но все они важны для правильной работы нашего организма. Недостаток какого-то вещества может привести к сбою работы всего организма или отдельного органа.5

1.2. Роль йода  для организма человека.                                                                                                 

      Йод  является жизненно необходимым человеческому организму веществом. Роль йода в организме человека очень важна. Он отвечает за обменные процессы, за развитие и рост организма, за выработку тепла, помогает нашему организму усваивать пищу, справляться с нагрузками, бороться с вирусами и микробами. Йод очень необходим для правильной работы щитовидной железы, которая вырабатывает собственные гормоны.  Получить йод наш организм может только извне, так как наш организм самостоятельно йод не вырабатывает, а его недостаток может привести к весьма плачевным результатам. Когда йода в организм поступает достаточно, человек энергичен и бодр. У него хватает энергии для умственных и физических нагрузок. Можно провести элементарный тест на "йодосодержание". Нужно взять ватную палочку, обмакнуть в пятипроцентную настойку йода и нанести йодную сеточку на внутреннюю сторону предплечья. Через 2 часа проверьте, если йодные линии исчезли бесследно, то это означает, что с йодом в организме наметились некоторые проблемы.   Йододефицит (недостаток йода в организме)  можно распознать по следующим признакам:

- ребенок начинает чаще болеть;

- нервозность, вялость, сонливость;

- появляется отечность конечностей, лица, вокруг глаз.

     

        Поэтому нам важно знать, как и из каких продуктов, мы можем пополнить его запас.                                                                                                         В сутки нашему организму требуется около 200 микрограммов йода.  У  детей с дефицитом йода наблюдается замедленное развитие нервной системы.  Недостаток  йода в организме угрожает не только состоянию здоровья, но и жизни человека. 

1.3. Чем полезны яблоки.                                                                                                                          

      Яблоки не являются лидерами среди овощей и фруктов по содержанию в них микроэлементов и витаминов. Но, надо признать, что это один из самых доступных фруктов на нашем столе. И, самое главное, они растут в нашей местности. Читая о яблоках, я узнала,  что в них содержится большое количество витаминов: А, В1, В2, В5, С, также  микроэлементы: железо,  кальций, калий. Кроме  того в них есть пектин и клетчатка.  Железо  помогает увеличению выработки организмом гемоглобина, который нужен для поддержания высокой работоспособности и умственной деятельности человека. Кальция во всех сортах яблок  предостаточно. Он отвечает за нормальный рост ногтей, зубов человека, а также за обеспечение механической прочности костей скелета. Также кальций очень важен для хорошей свертываемости крови. Калий в яблоках способствует улучшению работы сердечнососудистой системы. Яблоки богаты также и пектинами – веществами, которые защищают сосуды и улучшают работу пищеварительной системы (действуя в сочетании с клетчаткой, которая также содержится в яблоках).                                                      

         Еще одним полезным свойством яблок, является их способность к механической очистке зубов. Вместо того, чтобы воспользоваться жевательной резинкой после еды, гораздо полезнее будет съесть яблоко. Оно и зубы очистит, и убьет вредные бактерии, разъедающие зубную эмаль. При употреблении красивых заграничных яблок, не забывайте срезать с них кожуру, так как она часто покрывается парафином для лучшей сохранности. Отечественные же яблоки перед употреблением достаточно просто хорошенько вымыть.

1.4. Кто поможет мне найти йод?

          При подготовке к исследованию я нашла интересный учебник «Физика. Химия» 5-6 классы.  Его авторы очень интересно  познакомили меня с удивительным миром химии. В учебнике я прочитала, что у крахмала, который содержится во многих растениях,  есть свойство, позволяющее его легко распознать: крахмал, вступая в реакцию с йодом, окрашивает его в синий цвет. И я подумала, что если поменять их местами, то можно,  с помощью крахмала найти йод. И…Ура!!! У меня всё получилось.

2. Практическая часть

2.1. Подготовка к проведению опыта

Приготовила необходимые для работы растворы – это раствор крахмала и раствор йода. Сухой порошок крахмала размешала с небольшим количеством холодной воды и долила кипящей водой.  Тщательно перемешала, чтобы не образовались комочки. Для приготовления раствора йода я взяла  не привычную всем спиртовую настойку йода, а  водный раствор. Он готовится из чистого йода, не смешанного с другими веществами  и заключён в стеклянную капсулу. Её мне принесла с работы мама. Я аккуратно разбила её и смешала с   водой. Затем я приготовила  сравнительный раствор.  В пробирку №1 наливала воду,  добавляла крахмал. Затем к нему капала йод  и  наблюдала образование комплекса КРАХМАЛ+ЙОД,    

         

который имеет синий цвет и свидетельствует о наличии йода в растворе. Это мой сравнительный раствор. По нему я ориентировалась с другими растворами.

2.2. Проведение опыта

 

Для своего исследования я  взяла красные и зелёные яблоки. Они мне нужны для  извлечения яблочных семян. Следующим моим шагом была  подготовка  семян  красных и зелёных яблок к извлечению йода. Семян  было равное количество. Подготовку семян проводила  следующим образом.  Их я  помещала в ступку и пестиком размалывала, затем заливала небольшим количеством воды и перемешивала.  В пробирку №2  перенесла полученный экстракт семян  красных яблок и добавила  крахмал.  Раствор приобрёл синий цвет, что свидетельствовало о наличии йода в исследуемом образце. Провела подготовку косточек зелёных яблок, перенесла экстракт в пробирку №3 и также добавила крахмал.  Раствор также приобрёл синий цвет, но его интенсивность была заметно сильнее, что свидетельствует о более высоком содержании йода в косточках зелёных яблок. Следует также сказать, что к моменту проведения реакции с экстрактом из косточек зелёных яблок раствор  в пробирке №2 обесцветился. Это говорит о том, что комплекс КРАХМАЛ+ЙОД неустойчив при низком содержании йода в образце.

2.2. Консультация  специалистов

        Я убедилась в наличии важного микроэлемента в семенах яблок  и   отправилась за консультацией к детскому врачу Людмиле Викторовне  Вилковой. Она подтвердила, что семена яблок действительно содержат полезные вещества, среди которых находится йод.  Но кроме него в них содержатся биологически активные вещества  и ферменты, необходимые для защиты нашего организма. Можно съедать 3-4 семени в день для того, чтобы пополнить суточную норму. Людмила Викторовна рассказала также, что от недостатка йода страдают миллионы людей. Для того чтобы избежать недостатка йода необходимо проводить профилактику йододефицита.  Людмила Викторовна рассказала, как это сделать, избегая искусственных витаминов.  Наш организм получает йод в основном с пищей. Наиболее богаты йодом морская рыба, морепродукты, рыбий жир, морская капуста. Поэтому профилактика йододефицита - это, прежде всего, употребление в пищу йодсодержащих продуктов. Также этот ценный элемент поступает в наш организм  и из воздуха, который в морской зоне очень насыщен солями йода, и из морской воды через кожу, когда мы плещемся в море. Поэтому отдых на море необходим для ослабленных детей и тех, кто испытывает йододефицит.

Выводы:

В результате работы над проектом я изучила теоретический материал. Мои исследования наглядно доказали, что:

-  йод содержится в яблоках,

-  в красных и зелёных яблоках его содержание различно,

-  я впервые столкнулась  с интересным предметом – химией –   и могу точно сказать, что знакомство мне понравилось.

               О результатах  проделанной работы я рассказала ребятам на кружке «Я – исследователь».  Я довольна результатом проделанной работы. Я подтвердила свою гипотезу. Теперь съедая яблоко, я не выбрасываю семена, а с удовольствием съедаю их. Ведь я знаю, что прячется внутри яблока.  

 

Используемая литература:

1.  Григорьева Т.П. Большая детская энциклопедия. 10 000 удивительных фактов и явлений. – М.: ОЛМА  Медиа Групп, 2012

2. К.Гиффорд,  Ш.Гэллери. Современная детская энциклопедия. -  М.: ЭКСМО, 2012.

3.  Популярная медицинская энциклопедия  - М.: «Советская энциклопедия», 1987 – 704 с. С илл.. с.376/2

4. «Физика, Химия»    5-6 классы   Гуревич А.Е.,   Исаев Д.А.,   Понтак Л.С. М.: Дрофа , 2011

5. Интернет ресурсы: ru. wikipedia. org/wiki/яблоки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"

Статья  в школьной газете  посвящена   работе  научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса  МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках  работы по  проекту "Хо...

Научно-исследовательский проект "Нефть"

проект по теме нефть для учащихся 3 - 4 классов...

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

Сопровождение научно-исследовательского проекта "Сравнительная характеристика индийского и африканского слонов"

Многие учителя сталкивались с проблемой, как правильно оформить исследование или проект ребенка, для того чтобы работа получила достойную оценку и законченный вид. В этой публикации вы найдете материа...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...