Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (3 класс) по теме

Светлана Михайловна Деева

Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Рабочие программы ПНШ 3 кл528.22 КБ

Предварительный просмотр:

I.  Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
  • различных источниках для решения учебных задач; способность
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  
  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
  • коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
  • письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
  • общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
  • учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в
  • сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
  • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
  • сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
  • причинных связей и зависимостей между объектами;
  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
  • (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
  • концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
  • ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.  

II. Содержание учебного предмета

1. Перечень и название разделов и тем курса

Содержание курса: совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой,  представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова  

  (морфемика),  грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
  • Орфография  и пунктуация;
  • Развитие  речи;
  • Лексикография.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

 В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука.  Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•сочетания жи ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

•сочетания чк чн, чт, щн,

  • перенос слов;
  • прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
                    ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ь и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,

   рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме

  существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );

  • безударные окончания имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица

  единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;
           • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

  восклицательный знаки;

• знаки  препинания   в  предложениях  с  однородными членами.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

2. Необходимое количество часов для изучения курса

        На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка. Во  2- 4 классах по 170 часов за учебный год (5 часов в неделю).

3. Краткое содержание учебных тем

1 класс (50 ч.)

Алфавит (3 ч.). Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи (24 ч.): гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова: способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого
знака; способ обозначения звука [й
»] в начале слова (с помощью
букв е, е, ю, я)понимать различие между звуком и буквой; различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;писать слова с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; читать и составлять простейшую графическую схему слова

Слова-названия предметов (10 ч.), признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная (4 ч.). Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости» (9 ч.): несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

2 класс (170 ч.)

Фонетика и орфография (67 ч.)

Повторение (11 ч.). Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды – в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]К); согласных с нулевым звуком (Кс[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний К, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Лексика (4 ч.)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование (4 ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология (50 ч.)

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

 Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис  (15 ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

              Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

              Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь«Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи  (30 ч.)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

3 класс (170 ч.)

Фонетика и орфография (20 часов)

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (20 часов)

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.

Морфология  и лексика (85  часов)

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний.  Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация  (15 часов)

Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

4 класс (170 ч.)

Фонетика и орфография (25 ч)

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

 Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова.

Лексика. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Морфемика и словообразование (15 ч.)

Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии.

Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

 Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология (70 ч.)

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний.

Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Синтаксис и пунктуация (25 ч)

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография. Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (35 ч.)

Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

4. Основные формы организации учебных занятий

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

  • традиционный урок;
  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

     Виды и формы контроля

-        текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, сочинение, словарный диктант);

-        промежуточная аттестация (контрольная работа)

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа – диалог, полилог;
  • работа в малых группах;
  • работа в статистических парах;
  • индивидуальная работа
  • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

Используемы методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод стимулирования интереса к учению;
  • метод самоконтроля;
  • метод самостоятельной деятельности учащихся:
  • чтения-рассматривания;
  • выработка и усовершенствование навыков;
  • различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

Используемые технологии:

  • технология формирования учебной самооценки;
  • технология продуктивного чтения;
  • технология формирования критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектная технология;
  • технологии личностно-ориентированного обучения и др.
  • игровые технологии;
  • технология создания ситуации успеха на уроке;
  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания);
  • здоровьесберегающие (приём зрительных меток; тематические физминутки).

5. Основные виды учебной деятельности обучающихся
 (на уровне учебных действий)

            Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

      При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких  общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
     В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Виды учебной деятельности на уроках русского языка

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
1 класс

Контрольные работы:

Итоговая контрольная работа (20 – 25 апреля)

2 класс

Контрольные работы:

  • входная
  • текущие и тематические:

Речь. Звуки и буквы.

Слово. Предложение. Текст.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.

Части речи.

Родственные (однокоренные слова).

Безударные гласные и парные согласные в корне.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
3 класс

Контрольные работы:

  • входная
  • текущие и тематические:

Состав слова.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Части речи. Имя Существительное.

Части речи. Имя прилагательное.

Части речи. Глагол.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

4 класс

Контрольные работы:

  • входная
  • текущие и тематические:

Однородные члены предложения.

Три склонения имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.

Множественное число имен существительных.

Склонение имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных и имен существительных.

Глагол. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Части речи.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года).

III. Тематическое планирование (675 ч.)

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Примечания

1 класс (165 ч.)

Обучение   грамоте

115

1

Подготовительный  период

12

2

Основной звукобуквенный период

88

3

Заключительный период

15

Систематический курс русского языка

50

1

Фонетика и графика

28

2

Морфология

4

3

Синтаксис

6

4

Орфография и пунктуация

6

5

Развитие речи

6

2 класс (170 ч.)

1

Фонетика и орфография

       67

2

Лексика

      4

3

Морфемика и словообразование

      4

4

Морфология

     50

5

Синтаксис  

      15

6

Развитие речи  

      30

3 класс (170 ч.)

1

Фонетика и орфография

     20

2

Морфемика и словообразование

     20

3

Морфология  и лексика

     85

4

Синтаксис и пунктуация  

    15

5

Развитие речи с элементами культуры речи

    30

4 класс (170 ч.)

1

Фонетика и орфография

    25

2

Морфемика и словообразование

    15

3

Морфология

    70

4

Синтаксис и пунктуация

    25

5

Развитие речи с элементами культуры речи

    35

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 52»

«Рассмотрено»

 на заседании МО  учителей  начальных      классов,  

протокол   № _______

от  _________   2016 г.  

Руководитель        МО  

учителей начальных классов                                            _____________  /Бойко О. В./

                                         

 «Принято»

на заседании

педагогического  совета,  

протокол   № _________

от  ____________ 2016 г.            

«Утверждено»  

приказ  № ______

от  «___»___________2016 г.

Директор МБОУ

«СОШ с УИОП № 52»                                          ______________Нуянзина Е.В.                                                    

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Русский язык»

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Уровень обучения: начальная школа

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Составители:  Деева С.. М., учитель начальных классов

                           первой квалификационной категории;

                           Комок О. М., соответствие.

Дата составления: ________2016


IV. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе

№ п/п

Наименование разделов, тема урока

Кол-во ча-сов

Дата

Формируемые УУД

Домаш-нее задание

1 четверть (40 ч.)

Повторение (7 ч.)

1

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

1

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»;  умение осуществлять логическое действие  «классификация» по заданным и самостоятельно.

 Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; умение формулировать точку зрения;

-умение задавать вопросы

Т1

Упр.1

2

Что такое орфограмма. Непроизносимые согласные в корне

1

Т1

Упр.2

3

Что такое орфограмма. Слова с парными согласными в корне слова

1

Т1

Упр.4

4

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

1

Т1

Упр.7

5

Развитие речи с элементами культуры речи. Для чего нужна речь. Какие бывают предложения.

1

Упр.10

6

Звукобуквенный разбор слова

1

Упр.11

7

Входная контрольный диктант

1

Части речи (20 ч.)

8

Анализ работ. Работа над ошибками. Части речи.

1

Предметные: делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму; изменять существительное по числам; определять род имени существительного; работать с толковым словарем.

 Личностные:осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; «синтез»; «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям;  «обобщение»; умение устанавливать аналогии

Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

самостоятельно ставить новые учебные задачи;осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей.

Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения

Р/ош.

9

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Упр.14

10

Рр №1. Обучающее изложение

1

Упр.15

11

12

Части речи. Имя прилагательное

2

Упр.16

13

Части речи. Глагол

1

Упр.20

14

Развитие речи с элементами культуры речи. Текст, его тема и основная мысль

1

Упр.21

15

Части речи

1

Упр.22

16

Развитие речи с элементами культуры речи. Последовательность предложений в тексте.

1

Упр.23

17

Части речи        

1

Упр.24

18

19

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

2

Упр.25

20

Рр №2. Сочинение по картине Клода Моне "Прогулка"

1

Упр.27

21

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

1

Т1

Упр.29

22

23

Части речи. Местоимение

2

Упр.31

24

Предлоги и приставки. Словарный диктант

1

Упр.35

25

Развитие речи с элементами культуры речи.  Глав-ное переживание автора, выраженное в тексте.

1

Упр.36

26

Научные названия главных членов предложения

1

Упр.38

27

Синонимы

1

Упр.40

Имя существительное (98 ч.)

28

Имя существительное. Изменение

существительных по числам

1

Предметные: уметь изменять существительные по числам; определять существительные, которые не изменяются по числам; знать, что существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей. уметь работать с толковым словарем; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения; владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Т1

Упр.40

29

Изменение существительных по падежам.

Контрольный словарный диктант.

1

Т1

Упр.41

30

Рр № 3 План текста. Изложение "Золотая осень"

1

Упр.42

31

Именительный падеж

1

Упр.44

32

Родительный падеж

1

Упр.47

33

Дательный падеж

1

Упр.50

34

Контрольный диктант по теме "Части речи"

1

35

Анализ работ. Работа над ошибками. Винительный падеж

1

Упр.53

36

Винительный падеж

1

Упр.56,

37

Творительный падеж

1

60, 61

38

Развитие речи с элементами культуры речи. Сравнительный анализ двух картин.

1

Упр.62

39

Предложный падеж

1

Упр.63

40

Изменение существительных по падежам

1

Упр.64

2 четверть (40 ч.)

41

42

43

Изменение существительных по падежам

3

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез»; осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; умение осуществлять логическое действие «обобщение»; умение устанавливать аналогии;

-умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения;давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

-умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,  систематизировать и обобщать  понятия; умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения; владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

-умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей.

Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения; определить общую цель и пути её достижения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности; умение оценить себя.

Предметные: уметь записывать текст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму; выполнять звукобуквенный разбор слова; показывать словообразование; знать понятие «тема картины».

уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство; уметь работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства

65, 66

Р.т.

44

Контрольное списывание

1

Р.т.

45

Развитие речи с элементами культуры речи. План текста.

1

Р.т.56

46

47

Антонимы

2

Упр.67

48

Различение падежей

1

Упр.72

49

Рр № 4. Изложение "Белка"

1

50

Различение падежей существительных.

1

Упр.75

51

Контрольный диктант по теме "Падежи имён существительных"

1

52

Анализ работ . Работа над ошибками.

Падежи имён существительных.

1

Упр.76, 77

53

Что такое устойчивые выражения

1

Упр.79

54

Склонения имен существительных

1

Упр.82

55

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение

1

83

56

57

58

59

Существительные первого склонения

4

упр.84

60

Рр № 5. Сочинение по картине В. Серова "Портрет Мики Морозова"

1

88

61

62

Существительные третьего склонения

2

Упр.91

63

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова. Словарный диктант

1

Т1

Упр.94

64

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

1

96

65

Контрольный диктант

1

66

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

1

97

67

Написание удвоенной буквы согласного.

Контрольный словарный диктант

1

Р.т.

68

69

Различение склонений существительных Правописание падежных окончаний

2

Т1

Упр.100

70

Рр № 6. Текст-описание и текст-повествование. Изложение "Мои собаки"

1

Т1

Упр.104

71

72

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний

2

Т1

Упр.106

73

Контрольный диктант по теме "Правописание падежных окончаний существительных".

1

Р.т.

74

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний

1

Т1

Упр.110

75

Рр № 7 Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение.

1

111

76

77

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

2

112

78

79

Второстепенные члены предложения. Дополнения

2

113

80

Обобщение знаний о второстепенных членах предложения.

1

114

3 четверть (50 ч.)

81

82

83

Безударные окончания существительных в единственном числе

3

Предметные: знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково; уметь подбирать опорные слова для написания безударного окончания существительного; иметь представление о словах с подвижным ударением; уметь работать с орфоэпическим словарем; выписывать словосочетания; выделять окончания существительных; правильно произносить слова с подвижным ударением; знать, как пишутся приставки раз- и рас-; зметь выделять приставки в словах; работать с обратным словарем; правильно писать приставки раз-, рас-.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»; умение осуществлять логическое действие  « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; умение осуществлять логическое действие «обобщение»; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения; давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,  систематизировать и обобщать  понятия.

Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи;

умение осознавать способы действий

Т2

Упр.5

84

Как пишутся приставки

1

Упр.12

85

Рр № 8. Текст-описание и текст-повествование. Изложение "Слоны"

1

86

87

Как пишутся приставки

2

Упр.14

88

Безударные окончания существительных

 в единственном числе

    1

Т2

Упр.19

89

Безударные окончания существительных

 в единственном числе. Словарный диктант

1

Т2

Упр.20

90

Развитие речи с элементами культуры речи.

Устное изложение

1

91

Безударные окончания существительных в единственном числе

1

Часть 3

Упр.35

92

Контрольное списывание

1

93

Значения слов. Повторение старого и открытие нового

1

Т2

Упр.23

94

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения

1

Т2

Упр.26

95

Рр № 9. Сочинение о забавном случае с животными

1

27

96

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения

1

Т2

Упр.28

97

Контрольное списывание

1

98

99

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения

2

Т2

Упр.31

100

Рр № 10. Письменное изложение "Отважный пингвинёнок"

1

33

101

Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков

1

Предметные: уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного; объяснять значение устойчивых выражений; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.

Регулятивные: умение сохранить учебную цель;

самостоятельно ставить новые учебные задачи;осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;

34

102

103

104

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных

3

Т2

Упр.35

105

Рр № 11. Изложение "Кошка и ёж."

1

37

106

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»

в окончаниях существительных

1

Р.т.

107

Жизнь корня в составе слов разных частей речи

1

Упр.38

108

Контрольный диктант по теме "Слова с удвоенной согласной"

1

109

Работа над ошибками. Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков

1

Р.т.

110

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости. Правила поведения в магазине.

1

39

111

Окончания существительных во множественном числе. Словарный диктант

1

Предметные: знать, что существительные во множественном числе не различаются по склонениям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном падежах; выделять и писать окончания существительных во множественном числе; находить сложные слова; подчеркивать соединительные гласные; объяснять смысл устойчивых выражений.

Регулятивные: умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей.

Коммуникативные: умение определить общую цель и пути её достижения;ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности;

адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: умение осуществлять логические действия «анализ», «синтез»; «классификация», «обобщение»; умение устанавливать аналогии;и причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений

Р.т.

112

Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже

1

Т2

Упр.40

113

Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже

1

Т2

Упр.42

114

Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже

1

Т2

Упр.44

115

Развитие речи с элементами культуры речи.

Научный текст

1

Р.т.

116

117

Написание существительных с суффиксом -ищ-

2

Т2

Упр.45

118

119

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

2

Т2

Упр.48

120

Рр № 12. Сочинение по картине И. Шишкина "Дубовая роща"

1

50

121

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

1

Упр.56

122

Написание суффикса -ок- после шипящих

1

Упр.59

123

Контрольный диктант по теме "Окончания существительных во множественном числе".

1

124

Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- после шипящих

1

60

125

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости. Что делать, если ты опоздал на урок?

1

61

Имя прилагательное (21 ч.)

126

Изменение прилагательных по родам и числам.

Контрольный словарный диктант.

1

Предметные: знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково;выделять и писать окончания прилагательных;  изменять прилагательные с мягкой и твердой основами по падежам; знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах

Упр.62

127

128

Изменение прилагательных по падежам

2

Р.т.

129

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах

1

Р.т.

130

Обобщение знаний о написании окончаний прилагательных

1

Р.т.

4 четверть (40 ч.)

131

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах

1

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные:  умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез»; осуществлять логическое действие  « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; осуществлять логическое действие «обобщение».

Предметные: уметь писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного; знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах; уметь правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного.

Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

самостоятельно ставить новые учебные задачи; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей.

Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; умение задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения; определить общую цель и пути её достижения

Т2

Упр.64

132

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

1

66

133

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода в Р.п. и В.п.

1

Т2

Упр.67

134

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

1

Т2

Упр.69.

135

Рр № 13.Сочинение по картине К. Коровина «Портрет Татьяны Любатович». 

1

71

136

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

1

Т2

Упр.72, 73

137

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки

1

Т2

Упр.77

138

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки.

Контрольное списывание.

1

78

139

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки

1

Т2

Упр. 80, 81

140

Развитие речи с элементами культуры речи.

Азбука вежливости. как правильно говорить по телефону.

1

81

141

Склонение прилагательных во множественном числе

1

Р.т.

142

Окончания прилагательныхво множественном числе в именительном и винительном падежах

1

Т2

Упр.83

143

Контрольный диктант  по теме "Окончания прилагательных"

1

144

Работа над ошибками. Окончания прилагательных

во множественном числе

в Р.п., В.п., П.п.

1

Т2. упр.86, 87

145

Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п.

1

Часть 3

Упр.169

146

Слова с удвоенной буквой согласного

1

90

Глагол (16 ч.)

147

Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-,
-
чь-). Словарный диктант

1

Предметные: знать суффиксы начальной формы глагола; на какие вопросы отвечают глаголы; уметь определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова-омонимы, которые принадлежат разным частям речи; выделять суффиксы глаголов в начальной форме; знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов; уметь писать глаголы с частицей -ся; выделять суффиксы перед частицей –ся.

Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи;

осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие.

Коммуникативные:  сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; умение коммуникации необходимые сведения;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

91

148

Написание частицы -ся

1

Т2

Упр.92

149

Другие суффиксы глагола: -а-, -е-,  -и-, -о-, -у-, -я-

1

93

150

Рр № 15. Контрольное изложение

1

95

151

Времена глагола. Прошедшее время

1

96

152

Времена глагола. Настоящее время

1

упр.97

153

Контрольный диктант

1

Р.т.

154

Времена глагола. Будущее время

1

Р.т.

155

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону.

1

Р.т.

156

Времена глагола. Настоящее время

1

Т2

Упр. 97

157

Рр 15. Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение

1

Р.т.

158

Времена глагола

1

Т2. упр.99

159

Времена глагола. Прошедшее время

1

Т2. упр. 101

160

Контрольный диктант по теме "Правописание изученных орфограмм"

1

161

Работа над ошибками. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

1

Т2

Упр. 103

162

Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола

1

104

Повторение (8 ч.)

163

Обобщение по теме «Фонетика и орфография»

1

Предметные: уметь выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами; подбирать проверочные слова; выполнять разбор слова по составу; объяснять образование слова; правильно писать приставки, суффиксы; анализировать тему картины;

составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записать текст о картине по данному плану; рассказывать о картине по плану, который задан порядком вопросов на цветном фоне

107

164

Обобщение по теме «Морфемика и словообразование». Словарный диктант

1

108

165

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение

1

109

166

Обобщение по теме «Лексика»

1

Р.т.

167

Обобщение по теме «Синтаксис»

1

111

168

Обобщение по теме «Развитие речи»

1

112

169

Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям

1

115

170

Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI в."

Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецов, Ф.Ю. Романова) реализует модель ...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС

Программа по русскому языку составлена с учетом современных требований в соответствии с ФГОС НОО...

рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  ...