Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (3 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы ПНШ 3 кл | 528.22 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
- различных источниках для решения учебных задач; способность
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
- коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
- письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
- общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
- учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
- сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
- решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
- сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
- причинных связей и зависимостей между объектами;
- умение работать с таблицами, схемами, моделями;
- умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
- умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
- (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
- концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
- ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
II. Содержание учебного предмета
1. Перечень и название разделов и тем курса
Содержание курса: совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова
(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
- Орфография и пунктуация;
- Развитие речи;
- Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
•сочетания чк — чн, чт, щн,
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов); - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,
рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
2. Необходимое количество часов для изучения курса
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка. Во 2- 4 классах по 170 часов за учебный год (5 часов в неделю).
3. Краткое содержание учебных тем
1 класс (50 ч.)
Алфавит (3 ч.). Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи (24 ч.): гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова: способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого
знака; способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью
букв е, е, ю, я)понимать различие между звуком и буквой; различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; читать и составлять простейшую графическую схему слова
Слова-названия предметов (10 ч.), признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная (4 ч.). Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости» (9 ч.): несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
2 класс (170 ч.)
Фонетика и орфография (67 ч.)
Повторение (11 ч.). Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды – в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]К); согласных с нулевым звуком (Кс[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний К, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Лексика (4 ч.)
Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование (4 ч.)
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология (50 ч.)
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис (15 ч.)
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь«Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи (30 ч.)
Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
3 класс (170 ч.)
Фонетика и орфография (20 часов)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з-. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (20 часов)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
Морфология и лексика (85 часов)
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Синтаксис и пунктуация (15 часов)
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
4 класс (170 ч.)
Фонетика и орфография (25 ч)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование (15 ч.)
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии.
Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология (70 ч.)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний.
Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация (25 ч)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография. Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи (35 ч.)
Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
4. Основные формы организации учебных занятий
Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, сочинение, словарный диктант);
- промежуточная аттестация (контрольная работа)
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в малых группах;
- работа в статистических парах;
- индивидуальная работа
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
Используемы методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- чтения-рассматривания;
- выработка и усовершенствование навыков;
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Используемые технологии:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
- игровые технологии;
- технология создания ситуации успеха на уроке;
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания);
- здоровьесберегающие (приём зрительных меток; тематические физминутки).
5. Основные виды учебной деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Виды учебной деятельности на уроках русского языка
различать, сравнивать, кратко характеризовать
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
- определять спряжение глагола;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
1 класс
Контрольные работы:
Итоговая контрольная работа (20 – 25 апреля)
2 класс
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
Речь. Звуки и буквы.
Слово. Предложение. Текст.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.
Части речи.
Родственные (однокоренные слова).
Безударные гласные и парные согласные в корне.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
3 класс
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
Состав слова.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Части речи. Имя Существительное.
Части речи. Имя прилагательное.
Части речи. Глагол.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
4 класс
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
Однородные члены предложения.
Три склонения имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Множественное число имен существительных.
Склонение имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных и имен существительных.
Глагол. I и II спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Части речи.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года).
III. Тематическое планирование (675 ч.)
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | Примечания |
1 класс (165 ч.) | |||
Обучение грамоте | 115 | ||
1 | Подготовительный период | 12 | |
2 | Основной звукобуквенный период | 88 | |
3 | Заключительный период | 15 | |
Систематический курс русского языка | 50 | ||
1 | Фонетика и графика | 28 | |
2 | Морфология | 4 | |
3 | Синтаксис | 6 | |
4 | Орфография и пунктуация | 6 | |
5 | Развитие речи | 6 | |
2 класс (170 ч.) | |||
1 | Фонетика и орфография | 67 | |
2 | Лексика | 4 | |
3 | Морфемика и словообразование | 4 | |
4 | Морфология | 50 | |
5 | Синтаксис | 15 | |
6 | Развитие речи | 30 | |
3 класс (170 ч.) | |||
1 | Фонетика и орфография | 20 | |
2 | Морфемика и словообразование | 20 | |
3 | Морфология и лексика | 85 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 15 | |
5 | Развитие речи с элементами культуры речи | 30 | |
4 класс (170 ч.) | |||
1 | Фонетика и орфография | 25 | |
2 | Морфемика и словообразование | 15 | |
3 | Морфология | 70 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 25 | |
5 | Развитие речи с элементами культуры речи | 35 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 52»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов, протокол № _______ от _________ 2016 г. Руководитель МО учителей начальных классов _____________ /Бойко О. В./
| «Принято» на заседании педагогического совета, протокол № _________ от ____________ 2016 г. | «Утверждено» приказ № ______ от «___»___________2016 г. Директор МБОУ «СОШ с УИОП № 52» ______________Нуянзина Е.В. |
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Русский язык»
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 3
Уровень обучения: начальная школа
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составители: Деева С.. М., учитель начальных классов
первой квалификационной категории;
Комок О. М., соответствие.
Дата составления: ________2016
IV. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе
№ п/п | Наименование разделов, тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Формируемые УУД | Домаш-нее задание |
1 четверть (40 ч.) | |||||
Повторение (7 ч.) |
1 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»; умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; умение формулировать точку зрения; -умение задавать вопросы | Т1 Упр.1 | |
2 | Что такое орфограмма. Непроизносимые согласные в корне | 1 | Т1 Упр.2 | ||
3 | Что такое орфограмма. Слова с парными согласными в корне слова | 1 | Т1 Упр.4 | ||
4 | Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм | 1 | Т1 Упр.7 | ||
5 | Развитие речи с элементами культуры речи. Для чего нужна речь. Какие бывают предложения. | 1 | Упр.10 | ||
6 | Звукобуквенный разбор слова | 1 | Упр.11 | ||
7 | Входная контрольный диктант | 1 | |||
Части речи (20 ч.) | |||||
8 | Анализ работ. Работа над ошибками. Части речи. | 1 | Предметные: делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму; изменять существительное по числам; определять род имени существительного; работать с толковым словарем. Личностные:осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; «синтез»; «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; «обобщение»; умение устанавливать аналогии Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; самостоятельно ставить новые учебные задачи;осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения | Р/ош. | |
9 | Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Упр.14 | ||
10 | Рр №1. Обучающее изложение | 1 | Упр.15 | ||
11 12 | Части речи. Имя прилагательное | 2 | Упр.16 | ||
13 | Части речи. Глагол | 1 | Упр.20 | ||
14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Текст, его тема и основная мысль | 1 | Упр.21 | ||
15 | Части речи | 1 | Упр.22 | ||
16 | Развитие речи с элементами культуры речи. Последовательность предложений в тексте. | 1 | Упр.23 | ||
17 | Части речи | 1 | Упр.24 | ||
18 19 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 2 | Упр.25 | ||
20 | Рр №2. Сочинение по картине Клода Моне "Прогулка" | 1 | Упр.27 | ||
21 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | Т1 Упр.29 | ||
22 23 | Части речи. Местоимение | 2 | Упр.31 | ||
24 | Предлоги и приставки. Словарный диктант | 1 | Упр.35 | ||
25 | Развитие речи с элементами культуры речи. Глав-ное переживание автора, выраженное в тексте. | 1 | Упр.36 | ||
26 | Научные названия главных членов предложения | 1 | Упр.38 | ||
27 | Синонимы | 1 | Упр.40 | ||
Имя существительное (98 ч.) | |||||
28 | Имя существительное. Изменение существительных по числам | 1 | Предметные: уметь изменять существительные по числам; определять существительные, которые не изменяются по числам; знать, что существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей. уметь работать с толковым словарем; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения; владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. | Т1 Упр.40 | |
29 | Изменение существительных по падежам. Контрольный словарный диктант. | 1 | Т1 Упр.41 | ||
30 | Рр № 3 План текста. Изложение "Золотая осень" | 1 | Упр.42 | ||
31 | Именительный падеж | 1 | Упр.44 | ||
32 | Родительный падеж | 1 | Упр.47 | ||
33 | Дательный падеж | 1 | Упр.50 | ||
34 | Контрольный диктант по теме "Части речи" | 1 | |||
35 | Анализ работ. Работа над ошибками. Винительный падеж | 1 | Упр.53 | ||
36 | Винительный падеж | 1 | Упр.56, | ||
37 | Творительный падеж | 1 | 60, 61 | ||
38 | Развитие речи с элементами культуры речи. Сравнительный анализ двух картин. | 1 | Упр.62 | ||
39 | Предложный падеж | 1 | Упр.63 | ||
40 | Изменение существительных по падежам | 1 | Упр.64 | ||
2 четверть (40 ч.) | |||||
41 42 43 | Изменение существительных по падежам | 3 | Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез»; осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; умение осуществлять логическое действие «обобщение»; умение устанавливать аналогии; -умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения;давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; -умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия; умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения; владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием. Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; -умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения; определить общую цель и пути её достижения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности; умение оценить себя. Предметные: уметь записывать текст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму; выполнять звукобуквенный разбор слова; показывать словообразование; знать понятие «тема картины». уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство; уметь работать со словарем устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства | 65, 66 Р.т. | |
44 | Контрольное списывание | 1 | Р.т. | ||
45 | Развитие речи с элементами культуры речи. План текста. | 1 | Р.т.56 | ||
46 47 | Антонимы | 2 | Упр.67 | ||
48 | Различение падежей | 1 | Упр.72 | ||
49 | Рр № 4. Изложение "Белка" | 1 | |||
50 | Различение падежей существительных. | 1 | Упр.75 | ||
51 | Контрольный диктант по теме "Падежи имён существительных" | 1 | |||
52 | Анализ работ . Работа над ошибками. Падежи имён существительных. | 1 | Упр.76, 77 | ||
53 | Что такое устойчивые выражения | 1 | Упр.79 | ||
54 | Склонения имен существительных | 1 | Упр.82 | ||
55 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | 83 | ||
56 57 58 59 | Существительные первого склонения | 4 | упр.84 | ||
60 | Рр № 5. Сочинение по картине В. Серова "Портрет Мики Морозова" | 1 | 88 | ||
61 62 | Существительные третьего склонения | 2 | Упр.91 | ||
63 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова. Словарный диктант | 1 | Т1 Упр.94 | ||
64 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | 96 | ||
65 | Контрольный диктант | 1 | |||
66 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | 97 | ||
67 | Написание удвоенной буквы согласного. Контрольный словарный диктант | 1 | Р.т. | ||
68 69 | Различение склонений существительных Правописание падежных окончаний | 2 | Т1 Упр.100 | ||
70 | Рр № 6. Текст-описание и текст-повествование. Изложение "Мои собаки" | 1 | Т1 Упр.104 | ||
71 72 | Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний | 2 | Т1 Упр.106 | ||
73 | Контрольный диктант по теме "Правописание падежных окончаний существительных". | 1 | Р.т. | ||
74 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний | 1 | Т1 Упр.110 | ||
75 | Рр № 7 Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение. | 1 | 111 | ||
76 77 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | 2 | 112 | ||
78 79 | Второстепенные члены предложения. Дополнения | 2 | 113 | ||
80 | Обобщение знаний о второстепенных членах предложения. | 1 | 114 | ||
3 четверть (50 ч.) | |||||
81 82 83 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 3 | Предметные: знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково; уметь подбирать опорные слова для написания безударного окончания существительного; иметь представление о словах с подвижным ударением; уметь работать с орфоэпическим словарем; выписывать словосочетания; выделять окончания существительных; правильно произносить слова с подвижным ударением; знать, как пишутся приставки раз- и рас-; зметь выделять приставки в словах; работать с обратным словарем; правильно писать приставки раз-, рас-. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»; умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; умение осуществлять логическое действие «обобщение»; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения; давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия. Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; умение самостоятельно ставить новые учебные задачи; умение осознавать способы действий | Т2 Упр.5 | |
84 | Как пишутся приставки | 1 | Упр.12 | ||
85 | Рр № 8. Текст-описание и текст-повествование. Изложение "Слоны" | 1 | |||
86 87 | Как пишутся приставки | 2 | Упр.14 | ||
88 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Т2 Упр.19 | ||
89 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Словарный диктант | 1 | Т2 Упр.20 | ||
90 | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | |||
91 | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Часть 3 Упр.35 | ||
92 | Контрольное списывание | 1 | |||
93 | Значения слов. Повторение старого и открытие нового | 1 | Т2 Упр.23 | ||
94 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Т2 Упр.26 | ||
95 | Рр № 9. Сочинение о забавном случае с животными | 1 | 27 | ||
96 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | Т2 Упр.28 | ||
97 | Контрольное списывание | 1 | |||
98 99 | Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 3-го склонения | 2 | Т2 Упр.31 | ||
100 | Рр № 10. Письменное изложение "Отважный пингвинёнок" | 1 | 33 | ||
101 | Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Предметные: уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного; объяснять значение устойчивых выражений; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Регулятивные: умение сохранить учебную цель; самостоятельно ставить новые учебные задачи;осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; | 34 | |
102 103 104 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 3 | Т2 Упр.35 | ||
105 | Рр № 11. Изложение "Кошка и ёж." | 1 | 37 | ||
106 | Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных | 1 | Р.т. | ||
107 | Жизнь корня в составе слов разных частей речи | 1 | Упр.38 | ||
108 | Контрольный диктант по теме "Слова с удвоенной согласной" | 1 | |||
109 | Работа над ошибками. Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков | 1 | Р.т. | ||
110 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Правила поведения в магазине. | 1 | 39 | ||
111 | Окончания существительных во множественном числе. Словарный диктант | 1 | Предметные: знать, что существительные во множественном числе не различаются по склонениям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном падежах; выделять и писать окончания существительных во множественном числе; находить сложные слова; подчеркивать соединительные гласные; объяснять смысл устойчивых выражений. Регулятивные: умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей. Коммуникативные: умение определить общую цель и пути её достижения;ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности; адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логические действия «анализ», «синтез»; «классификация», «обобщение»; умение устанавливать аналогии;и причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений | Р.т. | |
112 | Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | 1 | Т2 Упр.40 | ||
113 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | 1 | Т2 Упр.42 | ||
114 | Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | 1 | Т2 Упр.44 | ||
115 | Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст | 1 | Р.т. | ||
116 117 | Написание существительных с суффиксом -ищ- | 2 | Т2 Упр.45 | ||
118 119 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 2 | Т2 Упр.48 | ||
120 | Рр № 12. Сочинение по картине И. Шишкина "Дубовая роща" | 1 | 50 | ||
121 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Упр.56 | ||
122 | Написание суффикса -ок- после шипящих | 1 | Упр.59 | ||
123 | Контрольный диктант по теме "Окончания существительных во множественном числе". | 1 | |||
124 | Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- после шипящих | 1 | 60 | ||
125 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Что делать, если ты опоздал на урок? | 1 | 61 | ||
Имя прилагательное (21 ч.) | |||||
126 | Изменение прилагательных по родам и числам. Контрольный словарный диктант. | 1 | Предметные: знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково;выделять и писать окончания прилагательных; изменять прилагательные с мягкой и твердой основами по падежам; знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | Упр.62 | |
127 128 | Изменение прилагательных по падежам | 2 | Р.т. | ||
129 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 1 | Р.т. | ||
130 | Обобщение знаний о написании окончаний прилагательных | 1 | Р.т. | ||
4 четверть (40 ч.) | |||||
131 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | 1 | Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез»; осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; осуществлять логическое действие «обобщение». Предметные: уметь писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного; знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах; уметь правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного. Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; самостоятельно ставить новые учебные задачи; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения; определить общую цель и пути её достижения | Т2 Упр.64 | |
132 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | 1 | 66 | ||
133 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода в Р.п. и В.п. | 1 | Т2 Упр.67 | ||
134 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Т2 Упр.69. | ||
135 | Рр № 13.Сочинение по картине К. Коровина «Портрет Татьяны Любатович». | 1 | 71 | ||
136 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Т2 Упр.72, 73 | ||
137 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Т2 Упр.77 | ||
138 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки. Контрольное списывание. | 1 | 78 | ||
139 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Т2 Упр. 80, 81 | ||
140 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. как правильно говорить по телефону. | 1 | 81 | ||
141 | Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | Р.т. | ||
142 | Окончания прилагательныхво множественном числе в именительном и винительном падежах | 1 | Т2 Упр.83 | ||
143 | Контрольный диктант по теме "Окончания прилагательных" | 1 | |||
144 | Работа над ошибками. Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | 1 | Т2. упр.86, 87 | ||
145 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п. | 1 | Часть 3 Упр.169 | ||
146 | Слова с удвоенной буквой согласного | 1 | 90 | ||
Глагол (16 ч.) | |||||
147 | Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, | 1 | Предметные: знать суффиксы начальной формы глагола; на какие вопросы отвечают глаголы; уметь определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова-омонимы, которые принадлежат разным частям речи; выделять суффиксы глаголов в начальной форме; знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов; уметь писать глаголы с частицей -ся; выделять суффиксы перед частицей –ся. Регулятивные: умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; умение самостоятельно ставить новые учебные задачи; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие. Коммуникативные: сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; умение коммуникации необходимые сведения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. | 91 | |
148 | Написание частицы -ся | 1 | Т2 Упр.92 | ||
149 | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | 1 | 93 | ||
150 | Рр № 15. Контрольное изложение | 1 | 95 | ||
151 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 | 96 | ||
152 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | упр.97 | ||
153 | Контрольный диктант | 1 | Р.т. | ||
154 | Времена глагола. Будущее время | 1 | Р.т. | ||
155 | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как правильно говорить по телефону. | 1 | Р.т. | ||
156 | Времена глагола. Настоящее время | 1 | Т2 Упр. 97 | ||
157 | Рр 15. Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение | 1 | Р.т. | ||
158 | Времена глагола | 1 | Т2. упр.99 | ||
159 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 | Т2. упр. 101 | ||
160 | Контрольный диктант по теме "Правописание изученных орфограмм" | 1 | |||
161 | Работа над ошибками. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола | 1 | Т2 Упр. 103 | ||
162 | Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола | 1 | 104 | ||
Повторение (8 ч.) | |||||
163 | Обобщение по теме «Фонетика и орфография» | 1 | Предметные: уметь выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами; подбирать проверочные слова; выполнять разбор слова по составу; объяснять образование слова; правильно писать приставки, суффиксы; анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записать текст о картине по данному плану; рассказывать о картине по плану, который задан порядком вопросов на цветном фоне | 107 | |
164 | Обобщение по теме «Морфемика и словообразование». Словарный диктант | 1 | 108 | ||
165 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение | 1 | 109 | ||
166 | Обобщение по теме «Лексика» | 1 | Р.т. | ||
167 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | 111 | ||
168 | Обобщение по теме «Развитие речи» | 1 | 112 | ||
169 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям | 1 | 115 | ||
170 | Заседание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI в."
Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецов, Ф.Ю. Романова) реализует модель ...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа
Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Программа по русскому языку составлена с учетом современных требований в соответствии с ФГОС НОО...
рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная ...