Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
рабочая программа на тему
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Сургутская школа – детский сад
Программа
по нравственному воспитанию
учащихся с тяжелыми нарушениями речи
в начальной школе
Воспитатель: Кичула С. В.
Сургут
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, дети – инвалиды, поэтому воспитание нравственных качеств будет способствовать более успешной адаптации учеников в обществе. Хорошо известно, что нарушения в развитии, отклоняющееся поведение легче предупредить, чем откорректировать. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Цель: Формирование целостной совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Задачи: Раскрытие ценностей гуманистической этики и формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопление опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы:
- принцип соответствия потребностям возраста с учетом актуального и ближнего развития
- принцип мотивационной готовности
- принцип сознательности активности
- принцип природосообразности
- принцип индивидуально-личностного подхода
Формы и методы воспитательной работы:
- диагностика уровня нравственного развития морально-этических знаний
- прогнозирование возможности нравственного развития
- этические беседы
- релаксационные методы
- дискуссии
- экскурсии
- игры – путешествия
- турниры
Планирование этапов развития:
- информационный: введение знаний из области морали, этики, сведений о нравственных ценностях
- деятельностный: включение в деятельность, предполагающую необходимость нравственного выбора, формирующего опыт моральных поступков, состояния, способствующие духовному развитию (сопереживание, сострадание, терпимость, радость)
Формы контроля результатов:
- наблюдения учителей, родителей, психологов
- проведение диагностических процедур с последующим заполнением карт динамики показателей (Приложение №1)
- построение мониторинга результатов диагностики
Общие рекомендации по проведению занятий
Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут один раз в неделю в течение всего учебного года.
Занятие состоит из нескольких частей: вводная, рабочая (основная), завершающая (итог, рефлексия).
Цель вводной части – настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт; игровой прием, с помощью которого создается мотивация тем, кто в ней нуждается.
Варианты: «Волшебный мешочек», «Сотворение чуда», «Знакомство», «Подари улыбку».
В рабочую (основную) часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия:
- беседы на этические темы
- рисование по теме занятия
- просмотр фильмов
- слушание музыки, пение песен
- видеоэкскурсии
- коррекционно-развивающие игры
- тренинг эмоций
- дискуссии
- решение кроссвордов и отгадывание загадок
- решение проблемной ситуации
Основной целью завершающей части занятия является закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Варианты окончания: игры забавы, игры – пожелания, рефлексия.
Предполагаемый результат
Данная программа позволяет:
- расширить представления о понятиях «добро» и «зло»
- развивать способность к эмоциональному сопереживанию
- развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается
- формировать ценностное отношение к родным и близким, сверстникам, животным
- воспитывать сострадание ко всему живому
- расширять знания учеников о правах ребенка
- формировать представление о счастливой жизни, о нравственном аспекте здоровья
- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку, родному краю
Реализация поставленных в программе задач будет способствовать воспитанию гармоничной личности, более успешной адаптации детей при переходе в среднее звено или другие учебные заведения.
В динамике коррекции считаю необходимо проводить анализ развития нравственных качеств; анкеты по выявлению умения взаимодействовать с окружающим миром; использовать метод наблюдения, беседы с классным руководителем, родителями.
Номер по порядку / Раздел | Цели | Темы занятий |
1.Человек среди людей | Развивать у школьников умения анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. | 1 класс 1. Культурный человек 2. Хочу и нужно 3. Как быть прилежным и старательным 4. Я о людях расскажу 5. Я глазами других 2 класс 1. Уважая себя, уважайте других 2. На улице 3. Спрашивают – отвечаем 4. Твое мнение 5. Секреты хорошего настроения 3 класс 1. Подари другому радость 2. Какая бывает красота 3. На чем основано взаимопонимание 4. Правила честного спора 5. Ответственность 4 класс 1. Долг платежом красен 2. Береги честь смолоду 3. Моральная и правовая справедливость 4. Правила приличия в житейских ситуациях 5. Одобрение достоинств и осуждение недостатков |
2. Я и моя семья. | Формировать представления о принципе родословной. Создавать условия для раскрытия личности школьника через осознание семейных традиций. | 1 класс 1. Самый дорогой на свете человек 2. наша дружная семья 3. Почему мы обижаем близких нам людей 4. В моей семье – семь Я 5. Какой я без взрослых 2 класс 1. Самая хорошая 2. Наши бабушки и дедушки 3. Где мир и лад - не нужен клад 4. Дом, в котором ты живешь 5. Какие разные взрослые 3 класс 1. Давайте жить дружно! 2. Моя семья 3. День благодарения бабушек 4. Уважай старость 5. Братья и сестры 4 класс 1. Папа, мама, я – неразлучные друзья 2. Я и моя история 3. Семья вместе и душа на месте 4. Легко ли человеку, если он один? 5. Семейная реликвия – это что? |
3. Права человека | Расширять знания школьников о правах ребенка, формировать представление о счастливой жизни и о ее многообразии, способствовать осознанию детьми принадлежности к человечеству. | 1 класс 1. Большая забота о маленьких детях 2. Страна справедливости 3. Маленький да удаленький 4. Мои права и обязанности 5. Загадки из сундучка 2 класс 1. Права ребенка в новом веке 2. Дети – сироты 3. Право на жизнь 4. Мы отдыхаем 5. Что человек думает, что говорит 3 класс 1. Школа – наш дом 2. Мне нужна защита 3. Мой дом – моя крепость 4. Дети – инвалиды 5. Нет ничего дороже жизни 4 класс 1. Декларация прав ребенка 2. На что имеем право 3. Беженцы 4. День Конституции 5. Счастье жить |
4. Жизнь и здоровье человека. | Формировать представление школьников о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье. | 1 класс 1. Путешествие в страну Грязнулию 2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым 3. Страна Здоровья 4. Советы профессора Закалкина 5. Воспитай себя 2 класс 1. Здоровье и вредные привычки 2. Веселая перемена 3. Это важно знать каждому (СПИД) 4. Прочь похитители здоровья! 5. Веселые путешествия в страну Природы и здоровья 3 класс 1. Вредные привычки – угроза здоровью 2. Как стать сильным и ловким 3. Секреты здоровья 4. Путь к доброму здоровью 5. В здоровом теле – здоровый дух 4 класс 1. Осторожно – опасно для жизни 2. Дети с трудными судьбами 3. Мы и наше здоровье (КВН) 4. Сам себе помоги и здоровье сбереги 5. Они спасают нашу жизнь |
5. Дружба, любовь, милосердие | Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику. Формировать ценностное отношение школьников к себе и к окружающим людям. Расширять представление учащихся о настоящей дружбе. | 1 класс 1. Кто такой друг 2. Учимся понимать боль другого человека 3. Умеешь ли ты дружить 4. Подарок другу 5. Если с другом вышел в путь 2 класс 1. В дружбе сила 2. Друг в беде не бросит 3. Товарищество и дружба 4. Помоги своим близким 5. Дружба начинается с улыбки 3 класс 1. Кого можно назвать другом 2. Настоящие мужчины 3. Друг в радости и в горе всегда рядом 4. Что такое любовь? 5. Друзья твоих родителей 4 класс 1. Чувства одинокого человека 2. Физическая и эмоциональная боль 3. Дружба – неприязнь 4. Другу всегда помогай, друга всегда выручай 5. Веселая планета друзей |
6. Индивидуальность человека | Развивать ощущение наличия и своеобразия собственного внутреннего мира, формировать положительное отношение к нему. Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков. | 1 класс 1. Все люди разные 2. О лени и лентяях 3. Жадность и жадины 4. Добро и зло 5. Волшебный сундучок 2 класс 1. Правда и ложь 2. Волшебники добра 3. Хорошо ли быть злым 4. Вовка – добрая душа 5. Волшебный стул 3 класс 1. Зависть 2. Добрые дела 3. Маленькие психологи 4. Добрые и злые поступки 5. Каким я хочу быть 4 класс 1. Поговорим о доброте 2. Спешите делать добро 3. Чтобы душа была здорова 4. Королевство внутреннего мира 5. Сказка о старом зеркале |
7. Жизнь на Земле. | Формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги». Формировать понятия о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе. | 1 класс 1. Чудо жизни 2. Почему грустит котенок 3. Мой четвероногий друг 4. Животные – мои друзья 5. Не обижайте муравья 2 класс 1. В лес пускают без билета 2. Кошкин дом 3. Спасатели 4. Не мучайте животных 5. Мир вокруг нас 3 класс 1. Природа, которая нас окружает 2. Осторожно – жестокость 3. Подарим птицам нашу доброту 4. Мир природы 5. Мы в ответе за тех, кого приручили 4 класс 1. Красота природы и красота души 2. День птиц 3. В лес пришла беда 4. Зеленый патруль действует 5. У нас одно на всех, небо голубое |
8. Моя Родина. | Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родины – Югры. | 1 класс 1. Наша Родина Россия – наш язык русский 2. Мой город 3. Символы государства 4. Я – гражданин России 5. Русские народные игры 2 класс 1. Культура разных народов 2. Рассказ о Севере и Северном олене 3. Москва – столица России 4. Масленица 5. Мы крутим глобус (викторина) 3 класс 1. Всякому мила своя сторона 2. Я и мое Отечество 3. Государственные символы России 4. Рождественские дни 5. Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда 4 класс 1. О природе тайги и крупнейших сибирских реках 2. Вера, Надежда, Любовь в сердце русского человека 3. История герба России 4. Ну, а мне милей Сургут 5. Сургут – история его улиц |
9. Сознательный труд и его результаты | Подвести школьников к понятию коллективный труд, к выводу о его ценностях, значимости; к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие. | 1 класс 1. Делу время – потехе час 2. Терпение и труд – все перетрут 3. Мал да удал 4. Почему люди трудятся вместе 5. Подарим радость малышам 2 класс 1. Чистый двор 2. Не хочу быть неряхой 3. Сделал дело – гуляй смело 4. Умение всегда найдет применение 5. Хозяева класса 3 класс 1. Дом, улица, двор 2. Профессии моих родителей 3. День полезных дел 4. Всякая вещь трудом создана 5. Мы там, где нужна наша помощь 4 класс 1. Мой подарок ветерану 2. Терпение дает умение 3. Операция «Уют» 4. Добро для людей – добро для себя 5. Праздник труда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...
Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает, что особенности мнестических процес...
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье даны рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи...