Главные вкладки

    Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
    рабочая программа на тему

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОУ Сургутская школа – детский сад

    Программа

    по нравственному воспитанию

    учащихся с тяжелыми нарушениями речи

    в начальной школе

    Воспитатель: Кичула С. В.

    Сургут


    Пояснительная записка

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

    В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, дети – инвалиды, поэтому воспитание нравственных качеств будет способствовать более успешной адаптации учеников в обществе. Хорошо известно, что нарушения в развитии, отклоняющееся поведение легче предупредить, чем откорректировать. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

    Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

    Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

    Цель: Формирование целостной совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

    Задачи: Раскрытие ценностей гуманистической этики и формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопление опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

    Основные принципы:

     - принцип соответствия потребностям возраста с учетом актуального и ближнего развития

     - принцип мотивационной готовности

     - принцип сознательности активности

     - принцип природосообразности

     - принцип индивидуально-личностного подхода

    Формы и методы воспитательной работы:

     - диагностика уровня нравственного развития морально-этических знаний

     - прогнозирование возможности нравственного развития

     - этические беседы

     - релаксационные методы

     - дискуссии

     - экскурсии

     - игры – путешествия

     - турниры

    Планирование этапов развития:

     - информационный: введение знаний из области морали, этики, сведений о нравственных ценностях

     - деятельностный: включение в деятельность, предполагающую необходимость нравственного выбора, формирующего опыт моральных поступков, состояния, способствующие духовному развитию (сопереживание, сострадание, терпимость, радость)

    Формы контроля результатов:

     - наблюдения учителей, родителей, психологов

     - проведение диагностических процедур с последующим заполнением карт динамики показателей (Приложение №1)

     - построение мониторинга результатов диагностики

    Общие рекомендации по проведению занятий

    Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут один раз в неделю в течение всего учебного года.

    Занятие состоит из нескольких частей: вводная, рабочая (основная), завершающая (итог, рефлексия).

    Цель вводной части – настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт; игровой прием, с помощью которого создается мотивация тем, кто в ней нуждается.

    Варианты: «Волшебный мешочек», «Сотворение чуда», «Знакомство», «Подари улыбку».

    В рабочую (основную) часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия:

     - беседы на этические темы

     - рисование по теме занятия

     - просмотр фильмов

     - слушание музыки, пение песен

     - видеоэкскурсии

     - коррекционно-развивающие игры

     - тренинг эмоций

     - дискуссии

     - решение кроссвордов и отгадывание загадок

     - решение проблемной ситуации

    Основной целью завершающей части занятия является закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

    Варианты окончания: игры забавы, игры – пожелания, рефлексия.

    Предполагаемый результат

    Данная программа позволяет:

     -  расширить представления о понятиях «добро» и «зло»

     -  развивать способность к эмоциональному сопереживанию

     -  развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается

     - формировать ценностное отношение к родным и близким, сверстникам, животным

       -  воспитывать сострадание ко всему живому

     - расширять знания учеников о правах ребенка

     - формировать представление о счастливой жизни, о нравственном аспекте здоровья

     - воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку, родному краю

    Реализация поставленных в программе задач будет способствовать воспитанию гармоничной личности, более успешной адаптации детей при переходе в среднее звено или другие учебные заведения.

    В динамике коррекции считаю необходимо проводить анализ развития нравственных качеств; анкеты по выявлению умения взаимодействовать с окружающим миром; использовать метод наблюдения, беседы с классным руководителем, родителями.


    Номер по порядку / Раздел

    Цели

    Темы занятий

    1.Человек среди людей

    Развивать у школьников умения анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

    1 класс

    1. Культурный человек

    2. Хочу и нужно

    3. Как быть прилежным и старательным

    4. Я о людях расскажу

    5. Я глазами других

    2 класс

    1. Уважая себя, уважайте других

    2. На улице

    3. Спрашивают – отвечаем

    4. Твое мнение

    5. Секреты хорошего настроения

    3 класс

    1. Подари другому радость

    2. Какая бывает красота

    3. На чем основано взаимопонимание

    4. Правила честного спора

    5. Ответственность

    4 класс

    1. Долг платежом красен

    2. Береги честь смолоду

    3. Моральная и правовая справедливость

    4. Правила приличия в житейских ситуациях

    5. Одобрение достоинств и осуждение недостатков

    2. Я и моя семья.

    Формировать представления о принципе родословной.

    Создавать условия для раскрытия личности школьника через осознание семейных традиций.

    1 класс

    1. Самый дорогой на свете человек

    2. наша дружная семья

    3. Почему мы обижаем близких нам людей

    4. В моей семье – семь Я

    5. Какой я без взрослых

    2 класс

    1. Самая хорошая

    2. Наши бабушки и дедушки

    3. Где мир и лад  - не нужен клад

    4. Дом, в котором ты живешь

    5. Какие разные взрослые

    3 класс

    1. Давайте жить дружно!

    2. Моя семья

    3. День благодарения бабушек

    4. Уважай старость

    5. Братья и сестры

    4 класс

    1. Папа, мама, я – неразлучные друзья

    2. Я и моя история

    3. Семья вместе и душа на месте

    4. Легко ли человеку, если он один?

    5. Семейная реликвия – это что?

    3. Права человека

    Расширять знания школьников о правах ребенка, формировать представление о счастливой жизни и о ее многообразии, способствовать осознанию детьми принадлежности к человечеству.

    1 класс

    1. Большая забота о маленьких детях

    2. Страна справедливости

    3. Маленький да удаленький

    4. Мои права и обязанности

    5. Загадки из сундучка

    2 класс

    1. Права ребенка в новом веке

    2. Дети – сироты

    3. Право на жизнь

    4. Мы отдыхаем

    5. Что человек думает, что говорит

    3 класс

    1. Школа – наш дом

    2. Мне нужна защита

    3. Мой дом – моя крепость

    4. Дети – инвалиды

    5. Нет ничего дороже жизни

    4 класс

    1. Декларация прав ребенка

    2. На что имеем право

    3. Беженцы

    4. День Конституции

    5. Счастье жить

    4. Жизнь и здоровье человека.

    Формировать представление школьников о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре.

    Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье.

    1 класс

    1. Путешествие в страну Грязнулию

    2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым

    3. Страна Здоровья

    4. Советы профессора Закалкина

    5. Воспитай себя

    2 класс

    1. Здоровье и вредные привычки

    2. Веселая перемена

    3. Это важно знать каждому (СПИД)

    4. Прочь похитители здоровья!

    5. Веселые путешествия в страну Природы и здоровья

    3 класс

    1. Вредные привычки – угроза здоровью

    2. Как стать сильным и ловким

    3. Секреты здоровья

    4. Путь к доброму здоровью

    5. В здоровом теле – здоровый дух

    4 класс

    1. Осторожно – опасно для жизни

    2. Дети с трудными судьбами

    3. Мы и наше здоровье (КВН)

    4. Сам себе помоги и здоровье сбереги

    5. Они спасают нашу жизнь

    5. Дружба, любовь, милосердие

    Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

    Формировать ценностное отношение школьников к себе и к окружающим людям.

    Расширять представление учащихся о настоящей дружбе.

    1 класс

    1. Кто такой друг

    2. Учимся понимать боль другого человека

    3. Умеешь ли ты дружить

    4. Подарок другу

    5. Если  с другом вышел в путь

    2 класс

    1. В дружбе сила

    2. Друг в беде не бросит

    3. Товарищество и дружба

    4. Помоги своим близким

    5. Дружба начинается с улыбки

    3 класс

    1. Кого можно назвать другом

    2. Настоящие мужчины

    3. Друг в радости и в горе всегда рядом

    4. Что такое любовь?

    5. Друзья твоих родителей

    4 класс

    1. Чувства одинокого человека

    2. Физическая и эмоциональная боль

    3. Дружба – неприязнь

    4. Другу всегда помогай, друга всегда выручай

    5. Веселая планета друзей

    6. Индивидуальность человека

    Развивать ощущение наличия и своеобразия собственного внутреннего мира, формировать положительное отношение к нему.

    Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков.

    1 класс

    1. Все люди разные

    2. О лени и лентяях

    3. Жадность и жадины

    4. Добро и зло

    5. Волшебный сундучок

    2 класс

    1. Правда и ложь

    2. Волшебники добра

    3. Хорошо ли быть злым

    4. Вовка – добрая душа

    5. Волшебный стул

    3 класс

    1. Зависть

    2. Добрые дела

    3. Маленькие психологи

    4. Добрые и злые поступки

    5. Каким я хочу быть

    4 класс

    1. Поговорим о доброте

    2. Спешите делать добро

    3. Чтобы душа была здорова

    4. Королевство внутреннего мира

    5. Сказка о старом зеркале

    7. Жизнь на Земле.

    Формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги».

    Формировать понятия о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.

    1 класс

    1. Чудо жизни

    2. Почему грустит котенок

    3. Мой четвероногий друг

    4. Животные – мои друзья

    5. Не обижайте муравья

    2 класс

    1. В лес пускают без билета

    2. Кошкин дом

    3. Спасатели

    4. Не мучайте животных

    5. Мир вокруг нас

    3 класс

    1. Природа, которая нас окружает

    2. Осторожно – жестокость

    3. Подарим птицам нашу доброту

    4. Мир природы

    5. Мы в ответе за тех, кого приручили

    4 класс

    1. Красота природы и красота души

    2. День птиц

    3. В лес пришла беда

    4. Зеленый патруль действует

    5. У нас одно на всех, небо голубое

    8. Моя Родина.

    Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родины – Югры.

    1 класс

    1. Наша Родина Россия – наш язык русский

    2. Мой город

    3. Символы государства

    4. Я – гражданин России

    5. Русские народные игры

    2 класс

    1. Культура разных народов

    2. Рассказ о Севере и Северном олене

    3. Москва – столица России

    4. Масленица

    5. Мы крутим глобус (викторина)

    3 класс

    1. Всякому мила своя сторона

    2. Я и мое Отечество

    3. Государственные символы России

    4. Рождественские дни

    5. Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда

    4 класс

    1. О природе тайги и крупнейших сибирских реках

    2. Вера, Надежда, Любовь в сердце русского человека

    3. История герба России

    4. Ну, а мне милей Сургут

    5. Сургут – история его улиц

    9. Сознательный труд и его результаты

    Подвести школьников к понятию коллективный труд, к выводу о его ценностях, значимости; к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.

    1 класс

    1. Делу время – потехе час

    2. Терпение и труд – все перетрут

    3. Мал да удал

    4. Почему люди трудятся вместе

    5. Подарим радость малышам

    2 класс

    1. Чистый двор

    2. Не хочу быть неряхой

    3. Сделал дело – гуляй смело

    4. Умение всегда найдет применение

    5. Хозяева класса

    3 класс

    1. Дом, улица, двор

    2. Профессии моих родителей

    3. День полезных дел

    4. Всякая вещь трудом создана

    5. Мы там, где нужна наша помощь

    4 класс

    1. Мой подарок ветерану

    2. Терпение дает умение

    3. Операция «Уют»

    4. Добро для людей – добро для себя

    5. Праздник труда


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

               Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

    Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

    Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...

    Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи

    Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи  (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...

    Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

    Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает,  что особенности мнестических процес...

    Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы

    Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы....

    Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

    В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....