Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
рабочая программа на тему

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Сургутская школа – детский сад

Программа

по нравственному воспитанию

учащихся с тяжелыми нарушениями речи

в начальной школе

Воспитатель: Кичула С. В.

Сургут


Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, дети – инвалиды, поэтому воспитание нравственных качеств будет способствовать более успешной адаптации учеников в обществе. Хорошо известно, что нарушения в развитии, отклоняющееся поведение легче предупредить, чем откорректировать. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей, учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Цель: Формирование целостной совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Задачи: Раскрытие ценностей гуманистической этики и формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопление опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы:

 - принцип соответствия потребностям возраста с учетом актуального и ближнего развития

 - принцип мотивационной готовности

 - принцип сознательности активности

 - принцип природосообразности

 - принцип индивидуально-личностного подхода

Формы и методы воспитательной работы:

 - диагностика уровня нравственного развития морально-этических знаний

 - прогнозирование возможности нравственного развития

 - этические беседы

 - релаксационные методы

 - дискуссии

 - экскурсии

 - игры – путешествия

 - турниры

Планирование этапов развития:

 - информационный: введение знаний из области морали, этики, сведений о нравственных ценностях

 - деятельностный: включение в деятельность, предполагающую необходимость нравственного выбора, формирующего опыт моральных поступков, состояния, способствующие духовному развитию (сопереживание, сострадание, терпимость, радость)

Формы контроля результатов:

 - наблюдения учителей, родителей, психологов

 - проведение диагностических процедур с последующим заполнением карт динамики показателей (Приложение №1)

 - построение мониторинга результатов диагностики

Общие рекомендации по проведению занятий

Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут один раз в неделю в течение всего учебного года.

Занятие состоит из нескольких частей: вводная, рабочая (основная), завершающая (итог, рефлексия).

Цель вводной части – настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт; игровой прием, с помощью которого создается мотивация тем, кто в ней нуждается.

Варианты: «Волшебный мешочек», «Сотворение чуда», «Знакомство», «Подари улыбку».

В рабочую (основную) часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия:

 - беседы на этические темы

 - рисование по теме занятия

 - просмотр фильмов

 - слушание музыки, пение песен

 - видеоэкскурсии

 - коррекционно-развивающие игры

 - тренинг эмоций

 - дискуссии

 - решение кроссвордов и отгадывание загадок

 - решение проблемной ситуации

Основной целью завершающей части занятия является закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Варианты окончания: игры забавы, игры – пожелания, рефлексия.

Предполагаемый результат

Данная программа позволяет:

 -  расширить представления о понятиях «добро» и «зло»

 -  развивать способность к эмоциональному сопереживанию

 -  развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается

 - формировать ценностное отношение к родным и близким, сверстникам, животным

   -  воспитывать сострадание ко всему живому

 - расширять знания учеников о правах ребенка

 - формировать представление о счастливой жизни, о нравственном аспекте здоровья

 - воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку, родному краю

Реализация поставленных в программе задач будет способствовать воспитанию гармоничной личности, более успешной адаптации детей при переходе в среднее звено или другие учебные заведения.

В динамике коррекции считаю необходимо проводить анализ развития нравственных качеств; анкеты по выявлению умения взаимодействовать с окружающим миром; использовать метод наблюдения, беседы с классным руководителем, родителями.


Номер по порядку / Раздел

Цели

Темы занятий

1.Человек среди людей

Развивать у школьников умения анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

1 класс

1. Культурный человек

2. Хочу и нужно

3. Как быть прилежным и старательным

4. Я о людях расскажу

5. Я глазами других

2 класс

1. Уважая себя, уважайте других

2. На улице

3. Спрашивают – отвечаем

4. Твое мнение

5. Секреты хорошего настроения

3 класс

1. Подари другому радость

2. Какая бывает красота

3. На чем основано взаимопонимание

4. Правила честного спора

5. Ответственность

4 класс

1. Долг платежом красен

2. Береги честь смолоду

3. Моральная и правовая справедливость

4. Правила приличия в житейских ситуациях

5. Одобрение достоинств и осуждение недостатков

2. Я и моя семья.

Формировать представления о принципе родословной.

Создавать условия для раскрытия личности школьника через осознание семейных традиций.

1 класс

1. Самый дорогой на свете человек

2. наша дружная семья

3. Почему мы обижаем близких нам людей

4. В моей семье – семь Я

5. Какой я без взрослых

2 класс

1. Самая хорошая

2. Наши бабушки и дедушки

3. Где мир и лад  - не нужен клад

4. Дом, в котором ты живешь

5. Какие разные взрослые

3 класс

1. Давайте жить дружно!

2. Моя семья

3. День благодарения бабушек

4. Уважай старость

5. Братья и сестры

4 класс

1. Папа, мама, я – неразлучные друзья

2. Я и моя история

3. Семья вместе и душа на месте

4. Легко ли человеку, если он один?

5. Семейная реликвия – это что?

3. Права человека

Расширять знания школьников о правах ребенка, формировать представление о счастливой жизни и о ее многообразии, способствовать осознанию детьми принадлежности к человечеству.

1 класс

1. Большая забота о маленьких детях

2. Страна справедливости

3. Маленький да удаленький

4. Мои права и обязанности

5. Загадки из сундучка

2 класс

1. Права ребенка в новом веке

2. Дети – сироты

3. Право на жизнь

4. Мы отдыхаем

5. Что человек думает, что говорит

3 класс

1. Школа – наш дом

2. Мне нужна защита

3. Мой дом – моя крепость

4. Дети – инвалиды

5. Нет ничего дороже жизни

4 класс

1. Декларация прав ребенка

2. На что имеем право

3. Беженцы

4. День Конституции

5. Счастье жить

4. Жизнь и здоровье человека.

Формировать представление школьников о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье.

1 класс

1. Путешествие в страну Грязнулию

2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым

3. Страна Здоровья

4. Советы профессора Закалкина

5. Воспитай себя

2 класс

1. Здоровье и вредные привычки

2. Веселая перемена

3. Это важно знать каждому (СПИД)

4. Прочь похитители здоровья!

5. Веселые путешествия в страну Природы и здоровья

3 класс

1. Вредные привычки – угроза здоровью

2. Как стать сильным и ловким

3. Секреты здоровья

4. Путь к доброму здоровью

5. В здоровом теле – здоровый дух

4 класс

1. Осторожно – опасно для жизни

2. Дети с трудными судьбами

3. Мы и наше здоровье (КВН)

4. Сам себе помоги и здоровье сбереги

5. Они спасают нашу жизнь

5. Дружба, любовь, милосердие

Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику.

Формировать ценностное отношение школьников к себе и к окружающим людям.

Расширять представление учащихся о настоящей дружбе.

1 класс

1. Кто такой друг

2. Учимся понимать боль другого человека

3. Умеешь ли ты дружить

4. Подарок другу

5. Если  с другом вышел в путь

2 класс

1. В дружбе сила

2. Друг в беде не бросит

3. Товарищество и дружба

4. Помоги своим близким

5. Дружба начинается с улыбки

3 класс

1. Кого можно назвать другом

2. Настоящие мужчины

3. Друг в радости и в горе всегда рядом

4. Что такое любовь?

5. Друзья твоих родителей

4 класс

1. Чувства одинокого человека

2. Физическая и эмоциональная боль

3. Дружба – неприязнь

4. Другу всегда помогай, друга всегда выручай

5. Веселая планета друзей

6. Индивидуальность человека

Развивать ощущение наличия и своеобразия собственного внутреннего мира, формировать положительное отношение к нему.

Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков.

1 класс

1. Все люди разные

2. О лени и лентяях

3. Жадность и жадины

4. Добро и зло

5. Волшебный сундучок

2 класс

1. Правда и ложь

2. Волшебники добра

3. Хорошо ли быть злым

4. Вовка – добрая душа

5. Волшебный стул

3 класс

1. Зависть

2. Добрые дела

3. Маленькие психологи

4. Добрые и злые поступки

5. Каким я хочу быть

4 класс

1. Поговорим о доброте

2. Спешите делать добро

3. Чтобы душа была здорова

4. Королевство внутреннего мира

5. Сказка о старом зеркале

7. Жизнь на Земле.

Формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги».

Формировать понятия о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.

1 класс

1. Чудо жизни

2. Почему грустит котенок

3. Мой четвероногий друг

4. Животные – мои друзья

5. Не обижайте муравья

2 класс

1. В лес пускают без билета

2. Кошкин дом

3. Спасатели

4. Не мучайте животных

5. Мир вокруг нас

3 класс

1. Природа, которая нас окружает

2. Осторожно – жестокость

3. Подарим птицам нашу доброту

4. Мир природы

5. Мы в ответе за тех, кого приручили

4 класс

1. Красота природы и красота души

2. День птиц

3. В лес пришла беда

4. Зеленый патруль действует

5. У нас одно на всех, небо голубое

8. Моя Родина.

Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родины – Югры.

1 класс

1. Наша Родина Россия – наш язык русский

2. Мой город

3. Символы государства

4. Я – гражданин России

5. Русские народные игры

2 класс

1. Культура разных народов

2. Рассказ о Севере и Северном олене

3. Москва – столица России

4. Масленица

5. Мы крутим глобус (викторина)

3 класс

1. Всякому мила своя сторона

2. Я и мое Отечество

3. Государственные символы России

4. Рождественские дни

5. Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда

4 класс

1. О природе тайги и крупнейших сибирских реках

2. Вера, Надежда, Любовь в сердце русского человека

3. История герба России

4. Ну, а мне милей Сургут

5. Сургут – история его улиц

9. Сознательный труд и его результаты

Подвести школьников к понятию коллективный труд, к выводу о его ценностях, значимости; к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.

1 класс

1. Делу время – потехе час

2. Терпение и труд – все перетрут

3. Мал да удал

4. Почему люди трудятся вместе

5. Подарим радость малышам

2 класс

1. Чистый двор

2. Не хочу быть неряхой

3. Сделал дело – гуляй смело

4. Умение всегда найдет применение

5. Хозяева класса

3 класс

1. Дом, улица, двор

2. Профессии моих родителей

3. День полезных дел

4. Всякая вещь трудом создана

5. Мы там, где нужна наша помощь

4 класс

1. Мой подарок ветерану

2. Терпение дает умение

3. Операция «Уют»

4. Добро для людей – добро для себя

5. Праздник труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

           Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи  (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает,  что особенности мнестических процес...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье даны рекомендации  к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи...