Модель классного руководителя
статья на тему

Плотникова Татьяна Сергеевна

Модель классного руководителя с точки зрения его деятельности и функций. Чтобы классный руководитель был всегда настоящим лидером на пути в будущее...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_klassnogo_rukovoditelja.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Модель классного руководителя XXI века

«Новой школе – новый учитель» - эти слова стали знаковыми в работе современного педагога. Что значит «новый учитель»? На этот вопрос мы находим ответ в последних государственных документах. Но по-прежнему все изменения, которые происходят в школе и должны произойти, если речь сейчас идёт о деятельности учителя, мы связываем с преподаванием предмета. Не секрет, что многие предметники не хотят быть классными руководителями.

Противоречия нового образования

Противоречие1. Мы должны научить детей жить в мире, которого мы сами не знаем. То есть – в мире будущего. Это противоречие возникло исторически недавно – когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение жизни одного поколения.

Противоречие2. Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.

Противоречие3. Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.

Противоречие4. Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.

Противоречие5. Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешёвым, чтобы быть доступным.

Противоречие6. Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.

Противоречие7. Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.

Проблемы школьной практики:

  • отчуждение старших поколений от младших (ученика – от учителя): итог этого – агрессия, жестокость;
  • перенасыщенность образования содержанием, информацией: итог – школофобия у детей, утрата здоровья;
  • гиперболизация развития интеллекта в ущерб развития эмоциональной, нравственной сфер личности: итог – дисгармония личности, чрезмерный прагматизм, безнравственность, холодный расчёт во всём;
  • доминирование обучения над воспитанием: итог – разорванность традиций, культуры, падение духовно – нравственной культуры личности; утрата человека культуры – возникновение человека – потребителя, человека рынка;
  • размывание классической, народной культуры массовой, кич-культурой: итог – утрата вкуса, умения отличать красоту от красивости, гармонию от хаоса, эклектики;
  • манипулирование педагогом и ребёнком под видом не всегда правильно понятой на местах модернизации и проведения якобы необходимых радикальных экспериментов, поспешного внедрения нового, прогрессивного: итог – неверие педагогов в образовательные реформы, отчуждение детей и родителей от образования, неприятие инноваций;
  • падение креативности и учителя, и ребёнка приводит к низкому уровню обученности и обучаемости, падению качества образования.

(См.: Соколова Т.А., Лопаткина И.В. // Методист. – 2006. - №6).

Классный руководитель нужен в школе «новый».

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – просветитель родителей в области воспитания; это – помощник в деятельности детских и юношеских объединений; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, работающих в классе, психолога, социального педагога. Классный руководитель – это самый уважаемый, самый подготовленный специалист.

Ведущие характеристики классного руководителя:

  • исследовательская компетентность;
  • коадаптационное мастерство (коадаптация в педагогике – это коррелятивное приспособление, то есть соотнесение различных понятий, суждений, теорий, идей; выявление взаимосвязей и взаимодействий существующих систем, технологий, а также их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той или иной теории, реализующимися на практике);
  • медиаобразованность;
  • личностные качества: мобильность, коммуникабельность (перенос качества на «деловое общение»), конкурентоспособность.