Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?»
рабочая программа (1 класс) на тему

Проценко Нина Леонидовна

Рабочая программа к курсу «Что? Где? Когда?» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fgoc_vneklassnoe_chto_gde_kogda_2016.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                   Директор __________Сидорова Н.Н.

                                                                                        Приказ №______ от________2016г.

Рабочая программа 

по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?»

для обучающихся 1 класса

на 2016-2017 учебный год

Автор программы: Проценко Нина Леонидовна,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5, п. Печенга,

Мурманская область

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Что? Где? Когда?» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста и усвоении ими учебного материала, как отмечают психологи, играет уровень развития таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Поэтому, развитие и совершенствование познавательных способностей детей, нужно начинать как можно раньше, так как формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах уже на 80-90%.  Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не всегда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, ответы на многие вопросы, интересующие детей. А постоянное выполнение только типовых заданий не только не развивает, но и обедняет личность.

          Направленность программы:

Программа «Что? Где? Когда?» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. 

Формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Учит анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Расширятся знания по предметам. 

Вырабатывает навыки творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

 Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

 Развитие двигательной сферы.

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе.

Длительность занятий 35 минут.

 Развивающие занятия по программе «Что? Где? Когда?»: дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы: игры; брейн-ринг; анализ конкретных ситуаций. 

         

          Цель работы:

формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

 Задачи:

  • развитие интеллекта учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • овладение конкретными математическими знаниями;
  • организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели;
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Основные формы работы:

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- поручение.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- экскурсии;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях школы.

Характеристика предмета

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Данная программа рассчитана на  детей: 7,5-8 лет, срок реализации программы 1 год.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует предмету математики, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Место предмета

Курс включает 3 занятия в неделю, всего 99 занятия во 1 классе.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Планируемые результаты

  Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Метапредметные (универсальные) результаты

Предметные результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:

 оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Учащиеся должны уметь:

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Планируемые предметные результаты

освоения материала

Дата

план

Дата

факт

предметные

метапредметные

личностные

1

Диагностика уровня развития познавательных процессов

у первоклассников

2

3

Логические задачи на развитие способности рассуждать.Запомни и нарисуй.

Рассуждаем на природе (экскурсия)

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Запомни и нарисуй.

Составь новые слова Логические задачи.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

4

5

6

Тренировка внимания.

Игры на внимание.

Тренировка внимания во время прогулки.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

7

8

9

Мозговая гимнастика.

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Звуки природы. Прогулка.

Тренировка слуховой памяти.

Прочитай слова, правильно поставь ударение.

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

10

11

12

«Шапка для размышлений».

 Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру».

Развиваем внимание (прогулка в парк)

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

13

14

15

Поиск закономерностей.

Найди буквенную закономерность (числовую)

Логические задачи.

Закономерности в природе. Прогулка.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как...»

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способов действий в измененных условиях.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

16

17

18

Работа со спичками.

Развитие пространственного воображения работа со спичками

Задания на развитие воображения (наблюдения в парке)

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур

 Строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию.

Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (Спички).

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

19

20

21

«Это интересно!»

Решение логических задач.

Тренировка внимания (наблюдаем объекты во время прогулки)

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова.

Решение логических задач.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

22

23

24

 Игра «Умники и умницы».

Мини-викторина "Умники и умница"

Экскурсия в музей ЦДО.

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способов действий в измененных условиях.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

25

26

27

Логические задачи.

Тренировка внимания.

Задания на развитие воображения

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Составляем новые слова.

Наблюдения в парке.

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

28

29

30

«Закодированное слово».

Произнеси слово задом наперёд.

Интерактивная игра на улице.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

Работа в парах.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

уроке.

31

32

33

Игра «Найди фигуру».

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти во время прогулки.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Угадай число».

Ответь на вопросы, по словам на доске.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Умение анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение признавать собственные ошибки.

34

35

36

Поиск закономерностей.

Игра «Внимание»

Развиваем внимание (прогулка в парк)

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Как получилось слово?

Находить и формулировать закономерности.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими.

37

38

39

Игра «Фантазёр».

Игра «На что похоже?»

Развиваем воображение (экскурсия по поселку)

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы

Выполнение заданий творческого и поискового характера с применением знаний и способов действий в изменённых условиях.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимание роли математических действий в жизни человека.

40

41

42

Разгадывание ребусов.

Разгадывание ребусов.

Тренировка внимания

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

Разгадывание ребусов.

Наблюдаем объекты во время прогулки

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

43

44

45

«Весёлые вопросы».

Нарисуй вид сверху.

Наблюдаем за объектами сверху.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Кто больше составит вопросов.

Логические задачи. 

Видео-экскурсия.

Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного, работать по предложенному учителем плану. Применять знания и способы действий в измененных условиях.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.

46

47

48

Игра «Умники и умницы».

Интерактивная игра на развитие кругозора.

Расширяем кругозор.

Уровень кругозора

Экскурсия на объекты поселка.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

49

50

51

Игра «Внимание».

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка слуховой памяти

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра в слова.

Экскурсия

Выполнение заданий творческого и поискового характера. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.

52

53

54

Измени свойство.

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти во время прогулки.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

55

Работа с изографами

Что такое изограф. Разгадывание изографов.

Выполнение задания творческого и поискового характера. Изографы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

56

57

"Веселая изография"

Развиваем воображение

Викторина.

Прогулка по парку.

58

59

60

Математический марафон.

Математические изографы.

Задания на развитие воображения

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

 "На что похожа цифра".

Наблюдения в парке.

Выполнение задания творческого и поискового характера. Изографы.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

61

62

63

Вопросы – загадки

Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Окружающий мир и мы.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Волшебные сказки.

Беседа на природе.

Выполнение задания творческого и поискового характера. ТРИЗ.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

64

65

66

ТРИЗ.

ТРИЗ.

ТРИЗ в природе.

Лжезагадки.

Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки.

Задания на прогулке.

Выполнение задания творческого и поискового характера. ТРИЗ.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

67

68

69

Игра «Выполни просьбы букв».

Игра «Найди фигуру».

Задание на воображение во время прогулки.

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Составь слова из одного большого слова.

Умение преобразовывать слова, с помощью преставления букв и слогов.

Применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать по предложенному учителем плану.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими.

70

71

72

Поиск закономерностей.

Сочинение ассоциативных загадок.

Загадки на природе.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание»

Как получилось слово.

 Прогулка.

Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Умение признавать собственные ошибки.

73

74

75

Игра «Умники и умницы».

Подход к понятию "Противоречие".

Противоречия в природе.

Уровень кругозора.

 Видим хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.

Экскурсия в парке.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

76

77

78

Логические задачи «Рассуждалки».

Мозговая гимнастика.

Рассуждаем на природе.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Прогулка.

Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Умение анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение признавать собственные ошибки.

79

80

81

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

«Что истинно, а что ложно».

Беседа о природе на природе.

Экскурсия по парку

Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

82

83

84

Путешествие по любимым сказкам.

Рисуем любимого героя и составляем характеристику.

Экскурсия на природу

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

85

86

87

Игра «Лабиринт».

Командная игра «Придумщики».

Развиваем воображение (прогулка на природе).

Тренировка слуховой памяти.

Определи на слух общий звук в словах.

Мозговая гимнастика.

Умение принимать информацию на слух, анализировать, рассуждать.

Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Работать по предложенному учителем плану.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.

88

89

90

КТД «Искать, творить, стремиться к цели».

КТД «Искать, творить, стремиться к цели».

Рассуждаем на природе.

Творческая работа.

Творческая работа.

Прогулка.

Умение работать в группах. КТД, умение выделять главное из предложенного материала.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.

91

92

93

Составление коллажа «Мои желания».

Интеллектуальная игра «Веселые изографы».

Развиваем воображение

Развитие пространственного воображения.

Прогулка в парк.

Умение работать в группах, фантазировать, воображать.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

94

95

96

«Фантазеры».

«Интеллектуальные

Витаминки».

Развитие концентрации внимания

ТРИЗовские задания на развитие воображения.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Выполнение задания творческого и поискового характера. ТРИЗ.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

97

98

99

Видео-экскурсия "А знаешь ли ты?".

Творческая работа в группах.

Экскурсия на природу Беседа «А знаешь ли ты?»

Наблюдения в природе.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.


Материально-техническое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)»

Методическое пособие для 2 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2012. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....