Презентация курса в рамках проведения занятий по внеурочной деятельности по пособиям авторов Р.Н. Сизовой, Р.Ф.Селимовой "Учусь создавать проект". (из опыта работы)
презентация к уроку (1 класс) по теме

Козлова Людмила Евгеньевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Верховская средняя общеобразовательная школа № 1"

 

 

 

 

 

Презентация курса в рамках проведения занятий по внеурочной деятельности по пособиям авторов Р.Н. Сизовой,  Р.Ф.Селимовой "Учусь создавать проект".

(из опыта работы)

                                                          

                                                                                         Козлова Л.Е.

 

                                                                                

пгт Верховье

2015 -2016 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_proektov.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Верховская средняя общеобразовательная школа № 1"

Презентация курса в рамках проведения занятий по внеурочной деятельности по пособиям авторов Р.Н. Сизовой,  Р.Ф.Селимовой "Учусь создавать проект".

(из опыта работы)

        

                                                                                         Козлова Л.Е.

        

пгт Верховье

2015 -2016 уч.г.

Слайд №1 “Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Слайд №2 Общеучебные умения необходимые для решения проблем

Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)

Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Слайд №3 Почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Для чего нам нужен метод проектов?

Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.

Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.

Слайд№ 4 И так Проект – это шесть «П».

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

Слайд № 5 Для того, чтобы научить детей проектной деятельности не всегда достаточно времени на основных уроках. Поэтому мы взяли курс по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».

Осваивать проектную технологию нам очень помогают рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогают ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

На занятиях дети постепенно шагают по ступенькам создания собственного проекта, знакомятся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией,

Занятия проектной деятельностью расширяют кругозор и обогащают словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Слайд №6 Программа по курсу предусматривает следующие задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.)

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею (воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.)

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Слайд № 7 Каждое занятие по курсу «Учусь создавать проект» подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогают будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 Очень рекомендую  использовать данные тетради, они станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без пр

Слайд № 8 В своей практике  мы  используем : практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые, телекоммуникационные проекты. Они могут быть мини-проекты (укладываться в 1 урок), краткосрочными (требуют 4-6 уроков), недельными (выполняются в группах в ходе проектной недели), долгосрочными. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Слайд №9Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. На занятиях курса «Учусь создавать проект» мы используем в своей работе следующие этапы:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

Слайд №10 Авторы книги предлагают узнать: Что такое «цель проекта?» * Надо научиться находить пути, которые помогут справиться с проблемой, достичь цели. Вам поможет вопрос:

* Как я это сделаю? Как?

* Задачи нужны для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь цели.
Слайд №11 Гипотеза –это предположение для объяснения каких-нибудь явлений.

Гипотеза нужна для решения любой задачи.
Предположение –догадка, предварительное соображение или план.

Делая предположения, используй слова:

- может быть;

- предположим;

- допустим;

- возможно;

- что, если ….

Слайд №12 Дети учатся заполнять визитку

Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты.

Слайд №13-14 Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.

Продуктом творческого проекта может быть театр, спектакль, спортивные игры, танцы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.

Работая над мини-проектом « Мой завтрак», детям была поставлена проблема: Представь, что твоя мама уехала в другой город. Она уехала рано, и когда ты встал, то её не было дома. Ты решил приготовить себе завтрак.

Напиши какая идея у тебя возникла. Вот, что у них получилось

Слайд 15-17 Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Эти проекты сближают и раскрепощают учащихся, формируют у них стремление к изучению окружающего мира, познанию жизни и обычаев других народов и культур.

Работа над проектом начиналась со знакомства с произведением. Далее дети самостоятельно разделились на группы: режиссёров, художников, артистов. На протяжении нескольких занятий создавали декорации, костюмы, репетировали. Выходом проекта стала драматизация произведений: «Репка», «Квартет» и др.

Слайд 18-20 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Работая над проектом «Школьная форма» дети, изучив литературу, проведя опрос одноклассников пришли к выводу, что школьная форма необходима. Она дисциплинирует и выяснили: Форма – это стильно, модно, школьно! Представили проекты в виде презентаций (модели школьной формы с 1916г. до современных).

Слайд 21- 23Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Проект: «Хлеб – всему голова» Проблема была представлена в виде ряда вопросов. На которые ребята с удовольствием начали искать ответы.

Проблемы Почему о хлебе говорят: «Хлеб – всему голова»? Легко ли он нам достаётся? Нужно ли хлеб беречь? Из чего пекут хлеб? Почему хлеб такой вкусный, душистый. Почему он с дырочками? Какие формы хлеба мы используем в пищу? Может хлеб растёт на дереве или в поле, как сорная трава и за ним не требуется особого ухода. Дорога хлеба до нашего стола – короткая и быстрая. Хлеб удовлетворяет только наши физические потребности? Хлеб – это булочки, пирожки, торты, блины.

Была выдвинута гипотеза

Гипотеза Пышный «ноздрячий» хлеб можно выпекать без наличия в тесте дрожжей. Наши действия . Решили изучить литературу о хлебе, сходить на экскурсию на хлебозавод, встретиться с людьми, чьи профессии связаны с выращиванием хлеба и его переработкой. Выпустить газету на тему: «Хлеб – всему голова», написать рефераты, оформить выставку хлебобулочных изделий. Создать компьютерную презентацию. Узнали историю хлеба. Когда «родился» хлеб?

Результаты исследования 1. Хлеб кормит, поит, лечит, омолаживает, используется в медицине и косметологии, очищает душу.2. Хлеб бывает жидким, твёрдым.3. Пекут из муки.4. Выращивают из зерна, процесс долгий. Озимую пшеницу и рожь выращивают целый год. Озимая – посеянная на зиму. 5.Много труда вкладывают люди разных профессий для того, чтобы дошёл до нашего стола, т.е. до потребителя.6. О хлебе написаны песни, стихи, загадки, пословицы и поговорки. 7. Без дрожжей ноздрячий хлеб не получится.

Слайд 24-25 Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Подготовка к проекту «Подарок своими руками»

Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.

Работа над проектом.

Начали мы как обычно – с выбора темы.

По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.

На занятиях была создана ситуация, во время которой возник спор о том для чего нужно смастерить подарок и кому я хочу его подарить. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили открытки и поделки, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.

Сообщение результатов (презентация работ).

Через три недели состоялась защита проекта, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.

Слайд № 26 Для того, чтобы научить детей проводить эксперименты в тетради есть рубрика «Переменка». Детям предлагается поиграть в учёных.

Дети проводят эксперименты, решают логические задачи, анаграммы.

Слайд №27Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.   Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Слайд №28 Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий.  Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта проходит занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Слайд № 29 Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Первый уровень результатов (1 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Слайд №30Второй уровень результатов (2-3 класс)

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации

Слайд №31 Третий уровень результатов (4 класс)

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Слайд №32Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Работа над проектными задачами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.

Слайд №33- Примеры проектов: Творческий проект 1класса
« Моя малая Родина» (фоторассказы)

Слайд №34 Проект «Мои домашние питомцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)

Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс:  1 Цель занятия: способствовать  формированию самостоятельности  учащихся, способности к са...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

"Разминка.Растяжка. Пластика". Комплекс упражнений для занятий по хореографии в рамках внеурочной деятельности в СОШ. Автор Никитина М.А

Материал содержит комплекс упражнений для занятий по хореографии в рамках  внеурочной деятельности в СОШ. Фото...

Внеурочная деятельность "Учусь создавать проекты" (из опыта работы)

В презентации говориться о роли и значении внеурочной деятельности социального направления  "Учусь создавать проекты", раскрывается содержание всего курса, который расчитан на 4 года об...

"Пробное выступление перед незнакомой аудиторией" - занятие по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Занятие по внеурочной деятельности  в 1 классе "Учусь создавать проект" . Тема занятия "Пробное выступление перед незнакомой аудиторией".  Учащиеся получили возможность п...

Проведение занятий по внеурочной деятельности в рамках реализации образования 3.0

Применение современных информационных технологий в начальной школе...