Рабочая программа «Уроки здоровья» 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Ноева Сата Ивановна

Рабочая программа «Уроки здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_1kl.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

Рабочая программа «Уроки здоровья»

Класс:1

Учитель:НоеваСата Ивановна

Срок реализации программы, учебный год:  2016-17

Количество часов в год:34

Количество часов в неделю: 1

Рабочую программу составил (а) ______________________/Ноева С.И./

Внеаудиторное занятие «Часы здоровья»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки  здоровья» для младших школьников

        В  Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического , психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является  одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка и достижению планируемых результатов.

        Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на своё здоровье.

Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояние здоровья; готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.

Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

        Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствует некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.

Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы:  формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

         Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность - важные принципы реализации программы.

         Содержание разделов строится на основных принципах дидактики:

  • научность –предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
  • доступность-информация и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепления практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
  • наглядность-познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
  • занимательность-материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
  • адаптивность-создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
  • актуальность-отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
  • психологическая комфортность-психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
  • обучение в деятельности-организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
  • целостность содержания образования-выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
  • сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопросам, касающимся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
  • опора на предшествующее развитие-опираться на предствующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.

В представленной ниже таблице показано, как, используя воспитательные технологии, технологии обучения и развития, можно создать позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

        

Наименование технологии

Формы воспитательной деятельности

Компетенции и УУД, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе.

1

2

3

Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова

Дежурные команды по системе И.П.Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка)

Общекультурные, социально-трудовые компетенции

Технология деятельностного метода

Работа в парах, группах при освоении новых знаний

Способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать; анализировать свою работу, рефлексию

Технология дифференцированного обучения

Индивидуальный подход

Умения ставить  цель и достигать ее; умения пояснить свою цель

Технология проблемного обучения

Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах

Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность; умение вести диалог

Информационно-коммуникационные технологии

Индивидуальная работа, работа в парах и в малых группах. Создание5 презентаций, видеороликов,фотоколлажей, организация выставок

Владение навыками использования ИКТ, Умение искать анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, прообразовывать сохранять и передавать ее

Технология групповой проблемной работы

Диспуты, дискуссии,обсужденияситуаций, разработки проектов по предметам

Учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции

Технология свободного  воспитания

Предоставление свободы выбора и самостоятельности

Информационные, учебно-познавательные, Ценностно-смысловые, здоровьесберегающие компетенции.

Личностно-ориентированные технологии воспитания

КВН, шоу,викторины, конкурсы,позволяющие обеспечить комфортные,бесконфликтные условия развития личности реализацию ее природных потенциалов

Креативные, коммуникативные, культуроведческие, общекультурные компетенции

Технология правового и патриотического воспитания

Кружок «Правое воспитание от А до Я»

Формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания

Технология здорового гармоничного раскрепещенногоразвтиядетейв учебно-воспитательном процессе(В.Ф.Базарный)

Физкультминутки , хоровое пение

Личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные

Физкультурно-оздоровительные технологии:»Ритмическая мозаика»А.И.Бурениной, «Детская аэробика»

Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия закаливание

Личностные компетенции, направленные на физическое развитие

Экологические технологии: цветотерапия,

флора-дизайн

Кружки внеклассные мероприятия

Исследовательские компетенции

Технология  звуковойпсихорегуляции дыхания М.Л.Лазарева

Музыкальные занятия

Здоровьесберегающие компетенции

Методика игрового обучения С.С. и Е.С.Железновых

Кружки , внеклассные мероприятия

Личностные компетенции, направленные на  физическое развитие

Массаж биологически активных зон по А.А.Уманской

Занятия в группах

Личностные компетенции, направленные на  физическое развитие и повышение сопротивляемости организма

Пальчиковые игры

Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия

Речевые и коммуникативные компетенции

Арт-технологии

Уроки изо, музыки, технологии, внеклассные мероприятия

Личностные компетенции, направленные на  развитие эмоционального восприятия

«Компетенция» в переводе с латинского языка означает «круг вопросов», в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способностьобучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих УУД:

  • умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению.
  • владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • умений принимать решения брать на себя ответственность за их последствия;
  • умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • умение выбирать индивидуальную образовательную образовательную программу с учетом общих требований и норм.

Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной  деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:

- способность ставить цель и достигать ее, умение пояснять свою цель;

- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание  или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;

- способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)

Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д.

Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

        - умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать  происходящие события;

        -умения задать вопрос, корректно вести диалог;

        - владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

- умение работать в коллективе;

- умение искать и находить компромиссы;

- умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;

- умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

- способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

- умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;

- умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;

- умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозаписи, электронную почту и Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные учебные действия:

- понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;

- понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;

- формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;

- владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;

- владение эффективными способами организации своего свободного времени;

- умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

- умение позитивно относиться к своему здоровью;

- владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

- умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

- владение навыками оказания первой медицинской помощи;

- владение элементами психологической  грамотности, половой культуры и поведения;

- умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности  и организации активного отдыха и досуга;

- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

В уставе Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и внешкольной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.

Преподаватель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями. В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников к усвоению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиенических основах физического воспитания. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.

1 класс

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Фактически проведено

Дружи с водой (2ч)

1

Советы доктора Вода

2

Друзья Вода и Мыло

Забота о глазах

3

Глаза – главные помощники человека

Уход за ушами (1ч)

4

Чтобы уши слышали

Уход за зубами (3ч)

5

Почему болят зубы

6

Чтобы зубы были здоровыми

7

Как сохранить улыбку красивой

Уход за руками и ногами

8

«Рабочие инструменты» человека

Забота о коже (3ч)

9

Зачем человеку кожа

10

Надежная защита организма

11

Если кожа повреждена

Как следует питаться (2ч)

12

Питание – необходимое условие для жизни человека

13

Здоровая пища для всей семьи

Как сделать сон полезным (1ч)

14

Сон – лучшее лекарство

Настроение в школе (1ч)

15

Как настроение?

Настроение после школы (1ч)

16

Я пришел из школы

Поведение в школе (1ч)

17, 18

Я - ученик

Вредные привычки (1ч)

19, 20

Вредные привычки

Мышцы, кости, суставы (2ч)

21

Скелет – наша опора

22

Осанка – стройная спина

Как закаляться. Обтирание и обливание (1ч)

23

Если хочешь быть здоров

Как правильно вести себя на воде (1ч)

24

Правила безопасности на воде

Игры и упражнения на воде (1ч)

25-29

Обучению плаванию

Народные игры (1ч)

30

Русская игра «Городки»

Подвижные игры (2ч)

31

Подвижные игры

32, 33

Доктора природы (обобщение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы (уроки) 3 класс

В папке представлены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, музыке и технологии по УМК "Начадьная школа XXI века"; математика по программе "Учусь учиться" Пе...

рабочая программа "Уроки здоровья" 2 класс

Рабочая учебная программа к учебному курсу уроки здоровья для 2 класса составлена на основе программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников...

Рабочая программа "Уроки здоровья" 1-4 классы

Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиени...

Рабочая программа «Уроки здоровья» 3 класс

Рабочая программа «Уроки здоровья»...

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....

Рабочая программа "Уроки здоровья"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»  со­ставлена на основе книги Обухова Л.А, Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е.   «Новые 135 уроков здор...

Рабочая программа "Уроки здоровья"

Рабочая программа "Уроки здоровья" для 3 класса...