Рабочая программа «Уроки здоровья» 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Ноева Сата Ивановна

Рабочая программа «Уроки здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_3_klass.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»

Рабочая программа «Уроки здоровья»

Класс  3

Учитель:  Никонова В.В.

Срок реализации программы, учебный год:  

Количество часов в год:34

Количество часов в неделю: 1

Учебный год: 2015-16

Рабочую программу составил (а) ______________________/Никонова В.В./

Внеаудиторное занятие «Часы здоровья».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки  здоровья» для младших школьников.

        В  Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического , психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является  одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка и достижению планируемых результатов.

        Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на своё здоровье.

Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояние здоровья; готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.

 Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

        Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствует некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.

Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы:  формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

         Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность-важные принципы реализации программы.

         Содержание разделов строится на основных принципах дидактики:

  • научность –предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
  • доступность-информация и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепления практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
  • наглядность-познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
  • занимательность-материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
  • адаптивность-создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
  • актуальность-отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
  • психологическая комфортность-психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
  • обучение в деятельности-организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
  • целостность содержания образования-выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
  • сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопросам, касающимся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
  • опора на предшествующее развитие-опираться на предствующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.

В представленной ниже таблице показано, как, используя воспитательные технологии, технологии обучения и развития, можно создать позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

        

Наименование технологии

Формы воспитательной деятельности

Компетенции и УУД, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе.

1

2

3

Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова

Дежурные команды по системе И.П.Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка)

Общекультурные, социально-трудовые компетенции

Технология деятельностного метода

Работа в парах, группах при освоении новых знаний

Способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать; анализировать свою работу, рефлексию

Технология дифференцированного обучения

Индивидуальный подход

Умения ставить  цель и достигать ее; умения пояснить свою цель

Технология проблемного обучения

Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах

Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность; умение вести диалог

Информационно-коммуникационные технологии

Индивидуальная работа, работа в парах и в малых группах. Создание5 презентаций, видеороликов,фотоколлажей, организация выставок

Владение навыками использования ИКТ, Умение искать анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, прообразовывать сохранять и передавать ее

Технология групповой проблемной работы

Диспуты, дискуссии,обсуждения ситуаций, разработки проектов по предметам

Учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции

Технология свободного  воспитания

Предоставление свободы выбора и самостоятельности

Информационные, учебно-познавательные, Ценностно-смысловые, здоровьесберегающие компетенции.

Личностно-ориентированные технологии воспитания

КВН, шоу,викторины, конкурсы,позволяющие обеспечить комфортные,бесконфликтные условия развития личности реализацию ее природных потенциалов

Креативные, коммуникативные, культуроведческие, общекультурные компетенции

Технология правового и патриотического воспитания

Кружок «Правое воспитание от А до Я»

Формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания

Технология здорового гармоничного раскрепещенного развтия детейв учебно-воспитательном процессе(В.Ф.Базарный)

Физкультминутки , хоровое пение

Личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные

Физкультурно-оздоровительные технологии:»Ритмическая мозаика»А.И.Бурениной, «Детская аэробика»

Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия закаливание

Личностные компетенции, направленные на физическое развитие

Экологические технологии: цветотерапия,

флора-дизайн

Кружки внеклассные мероприятия

Исследовательские компетенции

Технология  звуковой психорегуляции дыхания М.Л.Лазарева

Музыкальные занятия

Здоровьесберегающие компетенции

Методика игрового обучения С.С. и Е.С.Железновых

Кружки , внеклассные мероприятия

Личностные компетенции, направленные на  физическое развитие

Массаж биологически активных зон по А.А.Уманской

Занятия в группах

Личностные компетенции, направленные на  физическое развитие и повышение сопротивляемости организма

Пальчиковые игры

Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия

Речевые и коммуникативные компетенции

Арт-технологии

Уроки изо, музыки, технологии, внеклассные мероприятия

Личностные компетенции, направленные на  развитие эмоционального восприятия

«Компетенция» в переводе с латинского языка означает «круг вопросов», в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом». Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, готовность и способностьобучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих УУД:

  • умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению.
  • владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • умений принимать решения брать на себя ответственность за их последствия;
  • умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • умение выбирать индивидуальную образовательную образовательную программу с учетом общих требований и норм.

Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной  деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:

- способность ставить цель и достигать ее, умение пояснять свою цель;

- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание  или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;

- способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)

        Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д.

Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

        - умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать  происходящие события;

        -умения задать вопрос, корректно вести диалог;

        - владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

- умение работать в коллективе;

- умение искать и находить компромиссы;

- умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;

- умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

- способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

- умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;

- умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;

- умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозаписи, электронную почту и Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные учебные действия:

- понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;

- понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;

- формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;

- владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;

- владение эффективными способами организации своего свободного времени;

- умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

- умение позитивно относиться к своему здоровью;

- владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

- умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

- владение навыками оказания первой медицинской помощи;

- владение элементами психологической  грамотности, половой культуры и поведения;

- умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности  и организации активного отдыха и досуга;

- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

В уставе Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и внешкольной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.

Преподаватель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями. В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников к усвоению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиенических основах физического воспитания. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.

3  класс

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Чего не надо бояться(1ч)

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Добрым быть приятнее, чем злым,завистливым и жадным(2ч)

2

Учимся думать

3

Спеши делать добро

Помему мы говорим неправду(2ч)

4

Поможет ли нам обман

5

Неправда,ложь в пословицах и поговорках

Почему мы не слушаемся родителей (2ч)

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Надо уметь сдерживать себя (2ч)

8

Все ли желания выполнимы

9

Как воспитать в себе сдержанность

Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч)

10

Как отучить себя от вредных привычек

11

Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Как относиться к подаркам (2ч)

12

Я принимаю подарок

13

Я дарю подарки

Как следует относиться к наказаниям (1ч)

14

Наказание

Как нужно одеваться (1ч)

15

Одежда

Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч)

16

Ответственное поведение

Как вести себя, когда что-то болит (1ч)

17

Боль

Как вести себя за столом (2ч)

18

Сервировка стола

19

Правила поведения за столом

Как вести себя в гостях (1ч)

20

Ты идешь в гости

Как вести себя в общественных местах (2ч)

21

Как вести себя в транспорте и на улице

22

Как вести себя в театре, кино, школе

«Нехорошие слова». Недобрые шутки (2ч)

23

Умеем ли мы вежливо общаться

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону

Что делать, если не хочется в школу (1ч)

25

Помоги себе сам

Чем заняться после школы (1ч)

26

Умей организовывать свой досуг

Как выбрать друзей (2ч)

27

Что такое дружба

28

Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям (1ч)

29

Как доставить родителям радость

Как помочь больным и беспомощным (2ч)

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

31

«Спешите сделать добро»

Повторение (3ч)

32

Огонек здоровья

33

Путешествие в страну здоровья

34

Культура здорового образа жизни (урок- соревнование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы (уроки) 3 класс

В папке представлены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, музыке и технологии по УМК "Начадьная школа XXI века"; математика по программе "Учусь учиться" Пе...

рабочая программа "Уроки здоровья" 2 класс

Рабочая учебная программа к учебному курсу уроки здоровья для 2 класса составлена на основе программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников...

Рабочая программа "Уроки здоровья" 1-4 классы

Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиени...

Рабочая программа «Уроки здоровья» 1 класс

Рабочая программа «Уроки здоровья»...

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....

Рабочая программа "Уроки здоровья"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»  со­ставлена на основе книги Обухова Л.А, Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е.   «Новые 135 уроков здор...

Рабочая программа "Уроки здоровья"

Рабочая программа "Уроки здоровья" для 3 класса...