Методическая разрабатока
методическая разработка на тему

Белобаева Светлана Петровна

Методическая разработка по организации обучения младших школьников с учётом особенностей их восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc256.22 КБ
Microsoft Office document icon retsenziya.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa.doc272.44 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa1.doc230.47 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ

« ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ»

Автор: учитель начальных классов МБОУ ТСОШ

                                             

                                                                                                                                                                            Белобаева Светлана Петровна

ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский , ул. Заполярная д.9 МБОУ ТСОШ

 834940 2-11-60 Шестерикова Св.Мих. 834940 2-11-05 факс  tssh.shesterikova@mail.ru

dubovka68@mail.ru   8922-287-0345 Белобаева Св.Пет.

п.Тазовский

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка……………………………………….… ..3  стр.

II. Понятие обучения в соответствии с ведущим типом восприятия.4  стр.

III. Заключение………………………………………………........….9   стр.

IV. Литература…………………………………………………….. .10 стр.

V. Приложения

№ 1 Таблица выявления ведущей модальности……… ……….….11 стр.

№ 2 Из опыта работы  ……………………………………………...12 стр.

I.   Пояснительная записка

Доводилось ли вам бывать в цвету щем саду? Чувствовали ли вы благо ухание этого сада? Если Вы человек с нормальным обонянием, то, конечно, да. А можете ли вы различить запах каждого цветка? Вряд ли. Таким тон ким обонянием обладает не каждый человек, так же как не каждый чело век может отличить мельчайшие от тенки одного цвета и т.п.

Так и ребенок, который приходит в школу, имеет свои индивидуальные особенности - возрастные, психологи ческие, социальные и др.

Индивидуальность человека зави сит от его наследственности и природ ных задатков, которые необходимо развивать и на которые необходимо опираться в учении и в труде.

Целью данной работы является возможность показать, как, учитывая психофизио логические особенности восприятия учеников, можно построить образовательный процесс.

 Восприятие - сложная дея тельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, исследует воспринимаемые объекты.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить  в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный, - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Изучением и использованием технологии обучения младших школьников с учётом особенностей восприятия я заинтересовалась,  ознакомившись со статьёй Н.П.Рымарёвой и Г.А.Бородкиной ««Слушатели», «зрители» и «деятели» за партой» из методической газеты для учителей «Здоровье детей».

После детального изучения технологии обучения с учётом особенностей восприятия я стала использовать ее в своей деятельности в системе на уроках.

Результатом данной работы стало то, что, дети стали активнее, успешнее в учебной деятельности. Они не боятся свободно высказывать свое мнение.

В своей методической разработке я предлагаю не только обобщенный теоретический материал, но и фрагменты уроков технологии обучения учащихся с учётом особенностей восприятия из опыта своей работы.

2.  Понятие обучения в соответствии  с ведущим типом восприятия.

Существуют различные системы вос приятия информации (или, по-друго му, модальности): зрительная (визу альная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).

У детей в начальной школе преиму щественно развита та или иная систе ма восприятия. Визуалы хорошо вос принимают учебный материал, если он представлен наглядно, но с трудом за поминают словесные инструкции. Ви зуалы обычно используют слова: ви деть, смотреть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.

«Зрители» познают окружающий мир преиму щественно визуально, то есть при восприятии ин формации больше полагаются на зрительные ощущения. Их увлечения и занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук, они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами. Особое внимание необходимо уделять развитию их язы ковых навыков, общению, общей физической ко ординации.

 Аудиалы легко отвлекаются на шум, разговорчивы настолько, что, бывает, разговаривают сами с собой; обучают ся слушая. Слова, которые они ис пользуют: слышать, говорить, мол чать, громко, тихо, спокойно, зву чать, звенеть.

«Слушатели» познают окружающий мир глав ным образом при восприятии голоса и звука. Дети любят рассказывать стихи, задают много вопросов, говорят правильно и хорошо. Проявляют ин терес к чтению, хорошо принимают инструкцию, быстро запоминают на слух. Для них необходимо развитие навыков, связанных со зрительным и мо торным восприятием.

Кинестетики лучше запоминают материал, выполняя ка кие-либо действия, много двигаются, жестикулируют, хорошо помнят об щее впечатление, а не детали. В разго воре используют слова: чувствовать, переживать, дотрагиваться, дер жать, хвататься, давить, теплый, холодный.

«Деятели» лучше познают окружающий мир посредством прикосновения или движения. Они не способны на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внима ние на одном предмете.

Беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной низкой успеваемости. Таким детям необходима помощь в организации учебных занятий, присутствие взрослых при выпол нении заданий, переключение после выполнения части задания.

В школе мы- учителя часто опираемся на словесные инструкции, а следователь но, задействуем аудиальную модаль ность, нередко используем нагляд ность, которая соответственно воздей ствует на визуальную модальность. Сложнее всего кинестетикам, хотя в современной школе внимание деятельностному подходу уделяется, но не всег да и не на всех уроках. Даже при актив ном использовании наглядности и деятельностного подхода материал препод носится учителем для всех одинаково и задания даются одинаковые, не учиты вающие систему восприятия учеников.

Процесс усвоения детьми учебного материала можно облегчить, если ис пользовать специальные средства, по могающие ученикам с различными системами восприятия найти лучшие для себя способы деятельности.

Обучение в соответствии с ведущим типом восприятия строится в четыре этапа:

1-й этап - выявление преоблада ющей системы восприятия;

2-й этап - адаптация учебного мате риала к ведущей системе восприятия;

3-й этап - формирование умений пе реводить информацию из одной систе мы восприятия в другую;

4-й этап - развитие недостаточно развитых систем восприятия.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

1-й этап предполагает деление уча щихся на группы. Для этого необходи мо провести ряд наблюдений:

- учитель сам наблюдает за детьми на уроке, на перемене, на внеклассных мероприятиях, в общении с однокласс никами, друзьями;

  • на родительском собрании учитель просит родителей заполнить анке ту, предварительно понаблюдав за своим ребенком;
  • учитель дает детям задание оценить свои возможности.

Для выявления ведущей модально сти можно использовать следующую анкету:

(фамилия, имя ребенка) Отметьте характерные особенности Ва шего ребенка знаком «+».

     Говорит:

     быстро,

медленно,

ритмично.

Голос:

высокий,

низкий,

   имитирует тон.

   Часто использует слова:

   смотреть, видеть, наблюдать;

   хватать, чувствовать, трогать;

   слушать, ритм, звуки.

   Отношение к одежде:

   долго выбирает одежду, любит красиво одеваться;

предпочитает удобную одежду;

все равно, во что одет.

Рабочее место: 

организовано,

имеет несколько рабочих мест,

не организовано.

С детьми проводятся беседы, в ходе которых им предлагают такие вопросы:

-        Что ты больше любишь:
смотреть телевизор,
играть,

слушать магнитофон.

-        Тебе нравится:
женский голос,
мужской голос,

не имеет значения.

-        Ты любишь выполнять задания:
за письменным столом;

за любым столом;

не за столом.

-        Если тебе прочитали сказку, ты
ее нарисуешь;

  изобразишь героев действиями, жес тами;

  перескажешь.

-        Ты любишь, когда учитель:
показывает,
рассказывает,

проводит игры.

-        Одежда должна быть:
красивой,

удобной,

любимой.

Проанализировав ответы детей и ро дителей, учитель выявляет группы уча щихся по особенностям восприятия.

Группы могут быть скрытые и яв ные. Создавая скрытые группы, учи тель не разъясняет детям, почему они оказались в той или иной группе. Осо бенности формирования групп извест ны только учителю, он подбирает зада ния, формы работы на уроке, отслежи вает ее результаты, не опираясь на впечатления детей.

Явные группы учитель формирует при непосредственном участии детей. Ученики с помощью учителя выбира ют группу, которая соответствует их ведущему типу восприятия.

В своей работе я отдала предпоч тение явным группам, так как мне не обходимо было всесторонне оценить деятельность учеников и получить об ратную связь.

Мною была проведена диагностика выявления ведущей модальности. Результаты  оформлены в таблицу (приложение № 1)

 Проведенная мной диагностика показала, что у каж дого ребенка присутствуют черты и «зрителя», и «слушателя», и «деятеля». Но какой-то из этих способов познания доминирует.

В нашем классе визуалов (зрителей) –15, кинестетиков (деятелей) –6, аудиалов (слушателей) –3.

Выявленные спо собы познания позволяют учителю использовать на уроках разные виды заданий для достижения учеб ной цели.

После формирования групп можно переходить ко 2-му этапу.

Этот этап подразумевает варьирова ние учебного материала в соответствии с особенностями восприятия учащих ся. Работа учителя в трех модальнос тях возможна на всех уроках. Необхо димо только помнить, что кинестетика нельзя заставлять долго сидеть непод вижно, ибо во время движения у него идет прочное запоминание материала. Визуал должен постоянно зарисовы вать свои впечатления, поэтому ему можно позволить на уроке чертить на листе бумаги. Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выпол нения задания проговаривает его, ше велит губами, издает звуки.

Чтобы подготовка к уроку не каза лась учителю громоздкой, все содер жание учебного материала необходимо разделить по способу изложения:

  • говорю и слушаю;
  • показываю и вижу;
  • делаю.

    Влад К.. по способу по знания относится к «деятелям», Юля С. - «слу шатель», Дима С. - «зритель». Детям предлага лись разные задания для организации самосто ятельной работы на различных этапах урока: на этапе приобретения знаний, закрепления, на эта пе применения знаний и умений.

Задания давались детям по учебникам и тетрадям из учебного комплекта под редакцией Р.Н.Бунеева.

Для определения персональной образователь ной программы школьника необходимо подобрать тот уровень учебной нагрузки, который был бы оп тимальным именно для этого ребенка, то есть соот ветствовал бы его психосоматическим возможно стям.

 Для примера возьмем литературное чтение. В учебниках и тетрадях дается много литератур ного материала. «Слушатели» прорабатывают весь материал и задания, «зрители» выбирают по сильные задания, «деятели» выполняют задание под руководством учителя.

Кроме учебников и тетрадей учителем приме няются карточки, на которых каждому дается за дание в зависимости от его способа познания. Например, по математике в теме «Сложение и вычитание в пределах 100» Влад К.. («деятель») получает карточку:

Реши пример, найди ответ и соедини его с примером.

Диме С. («зритель») дается карточка:

Найди два выражения с одинаковыми результатами, соедини их.

Юля С. («слушатель») получает такое задание:

Сконструируй примеры, которые име ют одинаковые ответы.

Русский язык. Тема «Безударная гласная в корне слова»

Влад К,. для самостоятельной работы дается задание:

Спиши, в скобках пиши проверочные слова:

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять, гр... знуля, пл..,сать.

Дима С. самостоятельно работает над таким заданием:

Спиши, в скобках пиши проверочные слова.

Ежик с.дел на г...ре (под) с.сной. Он см...треп на осв...щенную лунным светом долину. Комарики не уставали ...грать на св...их скрипочках.

Юля С. выполняет задание:        -

Спиши, исправь ошибки.

По тинуло холодом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.

Авторы учебно-методического комплекта поза ботились о том, чтобы индивидуализация учебно го процесса осуществлялась и во время выполне ния домашних заданий.

Комплект тетрадей к учебникам «Школы 2100» со держит тетради, которые позво ляют учителю давать детям различные задания для развития моторики, языковых навыков, внимания, а также задания, связанные с отработкой обще учебных умений и навыков. Такие тетради дают возможность индивидуализировать домашнее за дание, повторить учебный материал и сократить время на выполнение домашних заданий.

 ш. Заключение

Требования современного урока: технологичность, коммуникативность, практичность, всеобщность (т.е. на уроке важно «достучаться» до каждого ученика, а не только до тех, кто всегда активен в силу особенностей своего характера или заслуживает внимания по информации классного журнала, помочь каждому определить свой возможный максимум).  

    Опыт показывает, что такая работа способствует эффективному усвоению учебного материала, повышает рабо тоспособность и активность учащихся на уроке, так как материал, предлага емый учителем, понятен им, а способы деятельности учитывают их индивиду альные особенности. Вместе с тем уча щиеся чувствуют себя на уроке ком фортно, и, несмотря на деление на группы, все находятся в равных усло виях, т.е. все являются полноценными участниками учебного процесса. Учи тель на таких уроках занимает не руководящую, а ведущую позицию, в его взаимодействии с учениками преобладает демократический стиль общения, раскрываются природные задатки и развиваются способности учеников.

IV. ЛИТЕРАТУРА

1.  Методическая газета «Здоровье детей». Изд. «Первое сентября», 2005

  1. «Школа 2100». Педагогика здравого смысла». М., Баласс, 2004
  1. «Школа 2100» как образовательная система». М., Баласс, 2005
  1. Журналы «Начальная школа: ДО и ПОСЛЕ»  2004, 2005, 2006 гг.
  1. Методические рекомендации к урокам в 1,2,3,4 классах.   М., Баласс, 2003 – 2005гг.

      6. Р.С.Немов «Психология». М., Владос, 2003

      7. Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя». М., Просвещение, 2000

ТАБЛИЦА

Приложение №2

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

        Урок математики по теме «Действия с целыми числами», 2 класс

1.        Расскажите, сыграйте или нарисуйте истории, которые добавляют, разделяют или сравнивают группы чисел.

2.        Прибавьте, отнимите или сравните одно- и двузначные числа во время игр, связанных с решением проблем.

Например: Посчитайте предметы в коробках А и Б.

Сколько там всего предметов?

На сколько предметов больше в коробке Б?

или

Нам нужно 60 чашек для праздника.

Сейчас у нас есть 23. Сколько еще чашек нам нужно?

3.        Обсудите и развейте разные стратегии мысленного счета и оценки.

Например: Как можно решить 36+48? Ученик А: 30 плюс 40 = 70, 6 плюс 8 = 14, 70 плюс 14 = 84. Ученик Б; 40 + 48 = 88, минус четыре = 84. Ученик В: 36 + 50 = 86, минус 2 = 84. Ученик Г: 40 + 50 - 90, минус 4, минус 2 = 84.

  1. Вспомните   варианты   суммирования    (суммы   до    18)   и вычитания.
  1. Поработайте с соответствующими свойствами прибавления и умножения:

8+4=12                   5 х 4=5 четверок =4+4+4+4+4+4=20

4+8= 12        4x5 = 4 пятерок = 5+5+5+5 =20

6.        Создайте  модели  умножения  и деления,   используя  сетку.
Например:

8x4=  ♦♦♦♦♦♦♦♦

♦♦♦♦♦♦♦♦

7.        Прочтите и запишите уравнения, как символическое воспроизведение чисел и задач.

        

Урок математики по теме «Меры», 3 класс

        Сравнить объекты по признаку совпадения

  • Найдите предметы в классе, длина которых соответствует длине части тела, книге, соломинке
  • Попросите детей сравнить их рост
  • Используйте емкости, которые различаются по размеру и форме, чтобы сравнивать вместимость
  • Используйте весы для сравнения веса

  1. Используйте   нестандартные   предметы   (такие   как   блоки, кубики, пуговицы, скрепки, части тела) для оценки и измерения длины, веса и площади.
  1. Выберите подходящие стандартные предметы для измерения и сравнения
  1. Оцените

5.        Назовите ценность монет и выберите монеты, которые вам понадобятся для покупки предметов

Например: изобразите рынок в классе, используя готовые изделия или сделанные детьми. Установите цены и дайте детям возможность покупать предметы, используя валюту в виде раскрашенных жетонов и цветную бумагу. Дети будут продавцами и покупателями.

        Урок окружающего мира по теме «Пищевая цепочка», 3 класс

Задача

В этой работе ученики:

  • Начнут представлять понятие пищевой цепочки.
  • Подумают о взаимозависимости различных элементов окружающей среды

Материалы

•        Подпишите бирки для различных участников игры (сверчки, лягушки и ястребы; трава, кролики и лисы; или - любое растение, травоядное и хищник, которые распространены   в  вашей  области).   Пробейте  отверстие   в   картоне  бирки, привяжите нитки и повесьте детям на шею.

;•   Пакеты,   представляющие   желудки,   для   запасов   пищи.   (Хорошо   подходят прозрачные пакеты, которые можно подписать: сверчок, лягушка, ястреб.)

  • Разбрасываемый  материал,  представляющий  пищу:  попкорн,  крупы,  желуди. [Если    вы играете на улице, то очевидно преимущество использования съедобных материалов - любые остатки будут съедены птицами и белками.)
  • Клеенка, полиэтилен, простынь или большое полотенце для обозначения безопасного места.

•        Свисток.
Процедура

  1. Начните урок с обсуждения того, что ели ученики на завтрак и откуда появилась энергия в еде. Если они ели кашу или хлеб, энергия была запасена в пшенице, а пшеница получила энергию от солнца. Если они пили молоко с кашей, то оно было получено от коровы, а корова ела траву, которая получила свою энергию от солнца.  Расскажите детям, что они являются частью  'пищевой  цепочки", а любая пищевая цепочка начинается с энергии солнца. Единственное, что может превращать солнечную    энергию в пищевую - зеленое растение, которое совершает это путем фотосинтеза.
  1. Разберите несколько диаграмм пищевых цепочек в лесу, в море, в тропиках и в
    других местах.
  1. Сообщите   детям  что  вы   будете   играть   в   игру  (с  бирками),   которая   покажет пищевую цепочку.   Цель   игры   -   остаться в живых, а для этого нужны две вещи:
    а) не быть съеденным хищником и б) есть достаточно, чтобы не умереть с голоду. Ястребы едят только лягушек, лягушки едят только сверчков, а сверчки едят только кукурузу (представлена попкорном). Пища, собранная животным, складывается в пакет, представляющий желудок. Осаленный игрок считается съеденным. Он должен    передать свой пакет хищнику, а сам сесть в предназначенном безопасном месте до конца раунда. Для того чтобы остаться в живых в конце игры, пакет сверчка должен быть заполнен на 1/3, лягушки - на 2/3, а у ястреба должен быть полный пакет.
  1. Разбросайте   попкорн   или   другую   "еду*   по   земле   (лучше   всего   на   улице). Обозначьте 'зону безопасности" клеенкой или куском ткани. Во время игры животные могут сюда заходить, чтобы не быть съеденными, но не более чем на 20 сек. Начните игру с того, что сверчки кормятся в безопасности в течение 30 сек. Затем в игру вступают лягушки, а еще через 30 секунд - ястребы. Через пять минут подуйте в свисток для остановки игры и определите, кто остался в живых. Пусть учащиеся поменяются ролями. Как только дети поймут основной формат игры, можно менять некоторые параметры. Что произойдет, если Вы увеличите или уменьшите количество ястребов? А что будет, если наступает засуха и все растения погибают? Что случится, если сброс токсичных химикатов убьет всех лягушек? Дети быстро увидят, насколько взаимозависимы все части пищевой цепочки.

Оценка

  • Ученики показывают свои знания, играя в соответствии с установленными правилами.
  • Дети также могут продемонстрировать знания и способности их применения путем правильного прогноза результатов различных сценариев перед началом нового варианта игры.

Дополнения к работе

  • Создайте настенную композицию различных обитателей (океана, Арктики, саванны) и пусть каждый ребенок нарисует растение или животное для композиции. Соедините растения и животных нитями, чтобы показать пищевые сети.
  • Проанализируйте разные пищевые цепочки  а школьном завтраке.  Например,
    солнце—► трава—► молоко, или  солнце—►
     кукуруза—► ветчина,  или
    солнце—►> пшеница—►
     хлеб.
  • Организуйте   пищевую   сеть,   присвоив   каждому   ребенку   название   элемента
    сети (или написав бирку с названием элемента для каждого ребенка, или  на
    нитке   повесив   название   на   шею).   Начните   с   солнечной   энергии   (учитель).
    Удерживая   конец   нити,   передайте   клубок  следующему  элементу   в   пищевой
    сети:    зеленому   растению    (трава,    водоросли,    листья   деревьев).    Ребенок,
    представляющий  зеленое  растение,     выбирает животное,  которое  могло  бы
    его съесть (улитку, земляного червя, оленя или мышь) и передает ему клубок,
    продолжая держать нить в своей руке. Следующий ребенок, в свою очередь,
    берет  нить  и  передает  клубок животному,  питающемуся мясом,  (сове,  лисе,
    черепахе).   Когда  клубок  попадает  к хищнику,  который  не   поедается  другим
    животным,  хищник умирает от старости   и   клубок  попадает  к  разрушителям
    (муравьям, червям, бактериям),  которые высвобождают  питательные  вещества
    животного  обратно  в  почву,  а  клубок  возвращается  назад  к  солнцу,  чтобы
    начать   новую   цепочку.   Скоро  Вы   выстроите   и   разовьете   сеть,   разматывая
    клубок.   Пусть  дети   потянут  за  одну  часть  сети,  чтобы   показать   нарушения баланса в окружающей среде, все другие части должны почувствовать натяжение, демонстрируя, таким образом, взаимоотношения всех элементов сети.

•         Дети могут создать пищевые цепочки для украшения комнаты, начав с небольшого бумажного кружка, представляющего солнце. Добавляйте связи в пищевой цепочке, прикрепляя или приклеивая полоски бумаги к кружку, тем самым показывая много связей от солнца в стороны. Перерисуйте или вырежьте из журналов изображения для приклеивания к разным связям: зеленое растение, травоядное животное, хищник, разрушитель.

Дайте детям творческое задание показать с помощью многоразовых материалов (пластилин, глина и т.д.) изобретение хищника, которое помогает ему схватить свою жертву (или настоящее или придуманное). Это может быть полностью свободное задание или направленное на определенное окружение [под водой, под пологом тропического песо), на особый вид жертв {животные, живущие в раковинах,   летающие   или   плавающие животные). Учителя могут начать этот урок с обсуждения разных способов, которыми настоящие животные решают эту задачу {скорость гепарда, острые зубы акулы, клейкая сеть паука, хитрость совы, яд кобры, жгучие щупальца медузы, сжатие удава). Напомните детям, что хищники не являются плохими или злыми животными, когда убивают другое животное для пропитания, они делают то, для чего они были созданы.

  • Дайте детям задание воспроизвести маскировку колорадского жука или другого животного,   которое может прятаться в определенной местности (в классе,   на   школьном   дворе).   Подготовьте   разные   материалы   (проволоку, зубочистки,  цветные маркеры, хлопковые тампоны, птичьи перья, квадратики ткани, кнопки). После того как  Вы дадите детям  достаточно   времени   для изготовления колорадских жуков, пусть половина детей спрячет своих жуков на местности, при этом вторая половина класса не подглядывает. Затем Вы даете несколько   минут   детям,   которые   не   прятали   своих   жуков,   для   того,   чтобы пройти    по   условленному   месту   и   найти   как   можно   больше   спрятанных
    насекомых. Чей жук был замаскирован лучше всего? Как? Поменяйтесь ролями и пусть другая половина класса ищет.
  • Если учителя могут достать совиные шарики (не переваренные остатки меха и костей,     которые сова  отрыгивает один  раз  в день), то ученикам предоставляется возможность открыть лесные пищевые цепочки, одновременно узнавая анатомию скелетов. Класс  может проанализировать количество разных жертв (обычно крыс, полевок, мышей, землероек и случайных птиц) и оценить успех совы как хищника.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 3-й класс

(Образовательная система «Школа 2100»)

Урок, представленный ниже, пока зывает работу учителя и учащихся на 2-м этапе процесса обучения в соответ ствии с ведущим типом восприятия.

Тема «Имя существительное. Раз бор имени существительного как час ти речи».

1.        Организационный момент.

2.        Повторение и систематизация знаний.

Учитель:

  • Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Имя существитель ное.)
  • Сегодня на уроке мы попытаемся все наши знания по этой теме привести в систему.

2.1. Словарная работа.

-        Мы уже говорили, что у имени существительного  может  быть  много портретов.

(На предыдущих уроках дети рисова ли портреты существительного или опи сывали их устно, в зависимости от свое го типа восприятия. Подобная работа проводилась, чтобы процесс запомина ния происходил с помощью образов, со ответствующих способам восприятия.)

-        А как вы думаете, какие профессии могут быть у имени существительного?

Выясняется, что имя существитель ное присутствует в любой профессии, так как любая из них отвечает на воп рос кто? и человек любой профессии пользуется различными предметами.

-        Сегодня имя существительное по работает поваром, садовником и ху дожником. Оно принесло с собой слова, принадлежащие этим профессиям, но вот беда: некоторые буквы по дороге растерялись.

На доске вывешены иллюстрации, изображающие представителей про фессий, под ними карточки с зашифрованными словами:

        Повар                Садовник                Художник

        с . . . т                л . . . . а                г . . . . . я

        в . . . . . . т              ч . . . . . . а                к . . . . . а

                                б . . . . а

-        Давайте отгадаем эти имена суще ствительные.

Проводится словарная работа. Уча щиеся выполняют ее в соответствии со своим ведущим каналом восприятия.

Аудиалы: читают слова с доски (уга дывают), ставят ударение, называют безударную гласную. Дети читают сло ва по одному друг за другом.

Кинестетики: по очереди заполняют карточки на доске, остальные - в тет ради. Ребенок-кинестетик, вышедший к доске, заполняет карточку после того, как аудиал четко называет слово, т.е. кинестетики и аудиалы работают вместе.

Визуалы: вставляют буквы в слова на карточках, которые получают от учителя перед началом работы.

-        Хорошо, слова мы отгадали, а кто может объяснить значение этих слов?

(Лучше выбирать слова, которые дети редко используют в своей повсе дневной речи.)

Винегрет - овощной салат, заправлен ный маслом, соусом.

Галерея - 1) помещение для выставок; 2) длинный узкий крытый проход, соединя ющий две части здания.

  • К какой части речи относятся все эти слова? (Имена существительные.)
  • Как вы догадались? (Поставили вопрос.)
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? и что?)

На доске вывешивается табличка

1. ВОПРОС

2.2. Работа с текстом.

- Давайте попробуем по вопросу най ти в тексте имена существительные.

Текст написан на доске. Дети рабо тают с ним в соответствии со своей ведущей модальностью.

Визуалы: читают текст с доски вслух. Можно вызвать одного ученика или прочитать текст по цепочке в зави симости от особенностей класса.

В Москве есть кукольный театр. Мальчики и девочки идут туда с грустью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовет зрителей. Из домиков вышли козел, медведь, свинья и заиграли музыку.

-        Хороший текст? (Нет, дети немогут с грустью идти в театр.)

-        Почему?

Дети объясняют свою точку зрения.

-        Подберите антоним к этому слову.
Давайте вспомним, какие слова в рус ском языке называются антонимами.
(Это слова с противоположным значением.)

Текст исправляется.

-        Находим имена существительные.
Аудиалы: называют слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?.

Кинестетики: обозначают слова магнитными фишками, которые при готовлены заранее.

Визу алы: проверяют их работу, на блюдая.

Вы мне назвали слова: в Москве, с радостью, на стене, зрителей, из домиков. Разве они отвечают на вопросы кто? и что?. (Эти слова изменены для связи слов в предложении.)

Давайте выпишем слова из текста, а рядом через тире напишем те же слова, но отвечающие на вопросы кто? и что?.

Дети записывают слова в тетради с комментированием. Комментируют визуалы.

-        Как называется форма слов, отве чающих на вопросы кто? и что? (На чальная форма.)

На доске вывешивается плакат

2. НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА

- Итак, по вопросу мы можем опре делить часть речи.

На доске вывешивается плакат

3. ЧАСТЬ РЕЧИ

- Давайте вспомним, какие портре ты имени существительного мы нари совали. (Шкаф, змей, кукла, звездо чет.) О чем нам рассказывает портрет Буратино? Мы изобразили его в виде выструганного наполовину полена. (Буратино символизирует одушев ленные и неодушевленные имена                  существительные.)

Повторяем значение терминов «оду шевленные» и «неодушевленные» имена существительные.

-        Найдите в тексте одушевленные имена существительные.

Аудиалы: читают слова вслух, зада вая к ним вопросы.

Визуалы: выходят к доске и подчер кивают нужные слова.

Кинестетики: записывают слова в тетради.

-        Скажите, а можно ли одушевлен ные имена существительные превра тить в неодушевленные? (Нет, пото му что это постоянный признак.)

На доску вывешивается плакат

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

4. ОДУШЕВЛЕННОЕ ИЛИ НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

-        Какой еще постоянный признак имеет имя существительное? (Род.)

-        Кто нам рассказывал о роде? (Мис тер Род, миссис Род, Страшилище.)

Игровые персонажи мистер и мис сис Род изображены в виде пожилых англичан, Страшилище - маленький добродушный монстрик.

-        Сегодня мистер и миссис Род хо тят рассказать нам о погоде.

У детей на столах карточки с пропу щенными словами:

……..плыло по небу. За окном щебетала.. Капал мелкий ……….

- Как вы думаете, какое предложе ние написал мистер Род? А миссис Род? Страшилище? Как вы догада лись? (В первое предложение мы вставляем существительное среднего рода - на это нам указывает слово плыло. Во второе - существительное женского рода: есть слово щебетала. А в третье - существительное муж ского рода, потому что капал.)

Аудиалы: читают варианты предло жений вслух, акцентируют внимание на те слова, которые вставили.

Визуалы: вписывают слова цветной ручкой, над словами записывают род имени существительного. Сдают кар точки учителю.

Кинестетики: записывают предло жения в тетради.

-        Какие мы знаем непостоянные признаки имени существительного? (Число.)

-        Какой портрет у нас символизирует число? (Фокусник.)

(Фокусник, у которого есть оконча ния существительных множественного числа, делает из одного предмета много.)

-        Найдите в тексте существительные множественного числа.

Кинестетики: выходят к доске и с помощью стрелочек-магнитов обозна чают нужные слова.

Аудиалы: прочитывают выделенное слово и объясняют, почему оно выде лено.

Визуалы: наблюдают, поверяют.

(Выделенные слова: мальчики, де вочки, часы, зрители, домики.)

-        Как вы думаете, какое слово лиш нее и почему? (Часы, так как это слво имеет только форму множествен ного числа.)

На доске вывешивается плакат

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ:

5. ЧИСЛО

-        Посмотрите на доску: мы состави ли характеристику имени существительного. Для чего мы это сделали?

Предположения детей.

-        Откройте страницу учебника. Как называется эта характеристика? (Рабор имени существительного как час ти речи.)

На доске и в учебнике - одинаковая схема. Дети сравнивают алгоритм, со ставленный на уроке, с алгоритмом, предложенным в учебнике.

-        Кто может повторить порядок раз бора имени существительного по памяти?

Как правило, вызывается повторить аудиал, для визуалов и кинестетиков необходимо еще несколько этапов, ко торые описываются ниже.

-        Посмотрите на образец в учебнике, вспомните, как можно сократить слова. Выберите любое существительное из текста, постарайтесь в тетради письменно разобрать его.

Если в традиционном обучении учи тель вызвал бы подготовленного уче ника и показал способ выполнения разбора имени существительного как части речи на доске, то в нашем случае детям не дается готовый образец. Они сами выбирают приемлемый способ действий при данной работе, соотносят алгоритм, составленный на уроке, с представленным в учебнике. Если ре бенок затрудняется, помощь осуще ствляется индивидуально.

Проверка.

Визуалы: читают свои разборы име ни существительного.

Аудиалы: слушают и исправляют ошибки.

У кинестетиков учитель может про верить работу выборочно.

Вызвать желательно как можно больше детей, чтобы варианты разбора слов не повторялись.

3. Подведение итогов урока.

- Зачем надо уметь разбирать имя существительное как часть речи? (От веты детей).



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по теме

«Организация обучения младших школьников

с учётом особенностей восприятия»

        Работа выполнена учителем начальных классов МОУ ТСШ Белобаевой Светланой Петровной.        С позиций Образовательной системы «Школа 2100» урок в современной школе должен быть информативным, личностно и деятельностно-ориентированным, построенным по эффективным инновационным технологиям. В своей методической разработке учитель показывает, как организуется обучение младших школьников с учётом особенностей их восприятия. Учитель на таких уроках занимает не руководящую, а ведущую позицию, а у учащихся раскрываются природные задатки и развиваются способности.

        Такая работа способствует эффективному усвоению учебного материала, повышает работоспособность и активность учащихся на уроке, т.к. материал, предлагаемый учителем, понятен им, а способы деятельности учитывают их индивидуальные особенности.

        В предложенной методической разработке Белобаева С.П. предлагает не только обобщённый теоретический материал, но и фрагменты уроков в соответствии с ведущим типом восприятия учащихся из опыта своей работы, анкеты для выявления ведущей модальности учащихся.

        Рекомендуется одобрить работу учителя начальных классов Белобаевой Светланы Петровны по использованию инновационных средств, в процессе усвоения учебного материала, помогающих ученикам с различными системами восприятия найти лучшие для них способы деятельности.



Предварительный просмотр:

Таблица выявления ведущей модальности

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

Говорит

Голос

Часто использует

слова

Отношение к одежде

Рабочее место

Что  больше любит

Любит выполнять задания

После прочтения сказки

Любит, когда учитель

Одежда должна быть

быстро

медленно

ритмично

высокий

низкий

имитирует тон

смотреть

трогать

слушать

долго выбирает

предпоч. удобную

 всё равно

организовано

несколько мест

не организовано

телевизор

играть

магнитофон

письменный стол

любой стол

не за столом

нарисует

изобразит жестами

перескажет

показывает

рассказывает

проводит игры

красивой

удобной

любимой

   1.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

               22.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  3.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  4.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  5.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  6.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  7.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  8.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  9.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  10.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  11.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  12.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  13.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  14.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  15.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  16.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  17.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  18.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  19.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  20.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  21.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  22.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  23.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  24.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Предварительный просмотр:

Таблица выявления ведущей модальности

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

Говорит

Голос

Часто использует

слова

Отношение к одежде

Рабочее место

Что  больше любит

Любит выполнять задания

После прочтения сказки

Любит, когда учитель

Одежда должна быть

быстро

медленно

ритмично

высокий

низкий

имитирует тон

смотреть

трогать

слушать

долго выбирает

предпоч. удобную

 всё равно

организовано

несколько мест

не организовано

телевизор

играть

магнитофон

письменный стол

любой стол

не за столом

нарисует

изобразит жестами

перескажет

показывает

рассказывает

проводит игры

красивой

удобной

любимой

   1.

               22.

  3.

  4.

  5.

  6.

  7.

  8.

  9.

  10.

  11.

  12.

  13.

  14.

  15.

  16.

  17.

  18.

  19.

  20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...