Мой любимый непоседа Советы учителям, работающим с гиперактивными детьми (из опыта работы)
консультация на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

«Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют. С каждым годом их становится всё больше.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения,  знаний, навыков.

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком я строю, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_neposeda.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Выступление на районном семинаре

 учителей начальных классов

Мой любимый непоседа

Советы учителям,

 работающим с гиперактивными детьми

 (из опыта работы)

                                                              подготовила

учитель начальных классов  

 Тульченко Ирина Анатольевна

Апрель 2013 г.

Мой любимый непоседа

Советы учителям,  работающим с гиперактивными детьми

(из опыта работы)

«Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют. С каждым годом их становится всё больше.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения,  знаний, навыков.

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком я строю, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

  • Одно из направлений в работе с гиперактивными детьми-- снятие напряжения и  излишней двигательной активности.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда).

Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. У меня гиперактивные дети всегда сидят на занятиях за первым столом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт (“глаза в глаза“). Но вот нашему “урагану“ уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. “Непоседа“ успокаивается на какое-то время.

Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Я прижимаю его к себе: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.

В качестве лечения детям с гиперактивностью рекомендована физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребёнка, помогает выработать правильную координацию движения, восстановить поведенческие реакции. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Но не все виды физической культуры показаны таким детям.

Во-первых, лечебная физкультура должна проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК.

Во-вторых, им нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

 Гиперактивным дети  показано заниматься танцами, хореографией, спортивной гимнастикой. Родителям советую отдать их на плавание.

 Во время прогулки, если мой “непоседа“ перевозбудился, я вовлекаю его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке» Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т.д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.

  • Тренировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.

В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним придумываю сама,  но чаще – ребёнок. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т.д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.

Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Как видим, и задания и правила просты, но и они часто вызывают затруднения. Но любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.

"Минуты тишины и минуты "можно""

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в классе будет наступать минута тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет минута "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Минуты" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашем  классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

"Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

"Зеваки"

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

"Колпак мой треугольный"

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Игроки сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Слушай команду"

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесённую шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет учителю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

"Расставь посты"

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Король сказал..."

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

Хорошо также тренируют внимание такие игры, как  «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета)», «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» (произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке.

Я всегда призываю ребёнка с СДВГ соблюдать во всём порядок. Надо помнить, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

Метод поучений и нотаций в данном случае не годится (ребёнку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Я стараюсь быть постоянно рядом с таким детьми.

Дети оделись на прогулку, я говорю: «Посмотрите внимательно на себя в зеркало, всё ли в порядке. Посмотрите друг на друга, помогите друг другу». Это с одной стороны воспитывает опрятность, с другой – тренирует внимание.

После прогулки я часто привлекаю  гиперактивного ребёнка к себе в помощники.

 «Матвей, наведи порядок на своей парте, а затем мы с тобой поможем другим детям навести на своих рабочих местах такой же отличный порядок, как у тебя».

  • Следование за ребёнком.

 Гиперактивный ребёнок плывёт по течению. Мысли его хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Важно увидеть тот момент, когда “непоседу“ что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее. И мы вместе с ребёнком стареемся их как-то прокомментировать. Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению учителя.

С этой целью полезно использовать "Пальчиковые игры", которые приводятся в книге

 М. Рузиной "Страна пальчиковых игр", а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как "Лестница в небо", "Кукольный веер", "Гонки" и др.

Учитель может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться" то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных описанным  ниже.

"Многоножки"

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

"Двуножки"

Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках" участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

"Слоны"

Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот", остальные — в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение детей и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждой классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей.

 Давайте помнить об этих « 4-9 %»  и учиться не упускать их из виду в своей работе!

Литература:

1. Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб,2011г.

2. Бабурова Е.Н., Васильев С. Л.  Что не даёт ногам покоя?- Челябинск: Мой ребёнок, 2010г.

3. Волина В. Как стать хорошим. – М.: Дидактика плюс, 2001г.

4. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференцированный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)

В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...

Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)

Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....