В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Максимцева Ольга Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  КУРСА

3 класс

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»

Максимцева О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» разработана для учащихся третьего класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

•        содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

•        способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

•        формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

•        создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

•создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностью построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

•        в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

•        в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;

•        в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

•        в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся третьего класса.

1.        Работа с источниками информации:

•        знание того, какие источники информации существуют;

•        умение использовать различные источники информации;

•        умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2.        Обработка и представление результатов:

•        умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

•        умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

•        умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

•        умение описать и представить результаты своей работы.

Принципы проведения занятий

1.        Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

2.        Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

3.        Сочетание статичного и динамичного положения детей.

4.        Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются учебные средства:

1.        Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

2.        Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое приме-нение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» ученики третьего класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

-        оценивать потребность в дополнительной информации;

-        определять возможные источники информации и способы её поиска;

-        осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

-        получать информацию из наблюдений, при обобщении;

-        анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

-        организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

-        наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-        создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

-        использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

-        умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-        умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные

Регулятивные:

-        способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-        планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

-        контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

-        определять и формулировать цель деятельности;

-        работать по предложенному плану;

-        уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

-        совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

-        использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

-        владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

-        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-        делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

-        перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

-        преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-        адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

-        доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-        слушать и понимать речь других;

-        совместно договариваться о правилах работы в группе;

-        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» третьеклассники:

-        приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

-        научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-        составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

-        научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи

№ п/п

Тема

Объект изучения

Формируемые умения

1

Информация

Рисунок, таблица, инфографика.

  • работать с различными видами информации;
  • определять вид информации;
  • кодировать информацию.

2

На прогулке

Текст, таблица, линейная диаграмма, план, дорожные знаки, модели часов.

  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • преобразовывать текстовую информацию в табличную;
  • определять последовательность выполняемых действий;
  • определять истинность и ложность высказываний;
  • достраивать диаграмму по заданным условиям;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде;
  • различать виды графических объектов;
  • анализировать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать с единицами времени.

3

Расписание

Инфографика,

таблица,

круговая

диаграмма,

расписание.

  • читать и понимать инфографику;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • соотносить полученную информацию с личным житейским опытом;
  • анализировать полученную информацию с целью выполнения учебного задания;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • анализировать информацию, представленную в виде фуговой диаграммы, и давать ответы на поставленные вопросы;
  • ранжировать данные в соответствии с заданными условиями;
  • преобразовывать единицы времени;
  • работать с табличными данными с целью нахождения информации, необходимой для выполнения учебного задания.

4

На пасеке

Текст, кластер,

таблица,

пиктограмма,

рекламный

плакат.

  • работать со сплошным текстом;
  • заполнять кластер, используя информацию, представленную в явном виде;
  • опираясь на полученную информацию, определять истинность высказывания;
  • анализировать информацию в табличном виде;
  • на основе полученных данных вносить недостающую информацию;
  • строить логическую цепочку рассуждений;
  • работать с пиктограммами;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания.

5

На пасеке

Инфографика,

таблица,

стандартная

линейная

диаграмма.

  • работать с информацией, представленной в виде таблицы;
  • анализировать объекты живой природы по рисунку;
  • на основе полученной информации устанавливать причинно-следственные связи для выполнения учебного задания;
  • определять последовательность своих действий при решении учебной задачи;
  • работать со стандартной линейной диаграммой;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • работать с разными единицами измерения.

6

На огороде

Инфографика,

прогноз

погоды,

пиктограмма,

таблица,

столбчатая

диаграмма.

  • анализировать информацию, представленную в явном и неявном видах;
  • обобщать полученную информацию и на ее основе делать выводы о существующих закономерностях;
  • работать с инфографикой;
  • высказывать предположения и оформлять их в письменной форме;
  • работать с табличными данными с целью извлечения информации и выполнения учебной задачи;
  • анализировать данные столбчатой диаграммы;
  • сопоставлять информацию в таблице и на диаграмме, находить и исправлять ошибки;
  • давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

7

На огороде

Нестандартная

таблица,

инфографика,

круговая

диаграмма,

таблица, схема.

  • находить информацию, представленную в неявном виде;
  • строить речевое высказывание на заданную тему в устной форме с опорой на рисунок;
  • преобразовывать информацию, представленную в виде диаграммы, в табличную форму;
  • дополнять таблицу соответствующими числами, используя самостоятельно установленные отношения между данными;
  • анализировать и сравнивать числовую информацию;
  • вносить числовые данные в схему, используя самостоятельно установленные отношения между ними.

8

В лесу

Кластер,

круговая

диаграмма,

нестандартная

столбчатая

диаграмма,

график,

пиктограммы,

ребус.

  • составлять кластер, опираясь на имеющиеся знания;
  • анализировать круговую диаграмму;
  • определять по данной информации название объекта;
  • работать с легендой диаграммы;
  • определять вид информационного объекта;
  • работать с нестандартной столбчатой диаграммой;
  • анализировать графики с целью решения учебной задачи;
  • работать с инфографикой;
  • объяснять смысл изображения на информационных объектах;
  • создавать собственный информационный объект по заданным параметрам;
  • выполнять раскодирование информации.

9.

В лесу

Текст, инфографика, столбчатая диаграмма, таблица, круговая диаграмма.

  • работать со сплошным текстом;
  • находить в научно-популярном тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • определять истинную и ложную информацию;
  • определять вид информационного объекта;
  • сопоставлять данные столбчатой диаграммы;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • самостоятельно устанавливать отношения между информационными данными;
  • анализировать полученную в ходе преобразования информацию и делать правильные выводы;
  • анализировать круговую диаграмму;
  • создавать собственный информационный объект по заданным параметрам.

10.

Эти удивительные насекомые

Текст, кластер, линейная диаграмма, таблица, инфографика - пригласительный билет.

  • работать со сплошным текстом;
  • находить в научно-популярном тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • заполнять кластер, используя информацию из текста и имеющиеся знания;
  • анализировать данные, представленные в виде диаграммы;
  • преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию, используя алгоритм действий;
  • формулировать вопросы по самостоятельно полученным табличным данным;
  • работать с несплошными текстами;
  • находить информацию, представленную в неявном виде, и отвечать на поставленные вопросы.

11.

Порхающие красавицы

Текст, таблица, дополнительные источники информации, рисунок,

столбчатая диаграмма.

  • работать со сплошным текстом;
  • находить в научно-популярном тексте информацию, необходимую для решения

учебной задачи;

  • вносить данные в таблицу, используя полученную информацию;
  • при необходимости использовать дополнительные источники информации;
  • используя графическую информацию, составлять устное высказывание на заданную тему;
  • кратко записывать основные положения своего устного сообщения;
  • анализировать табличные данные;
  • сопоставляя табличные данные, давать правильные ответы на поставленные вопросы;
  • достраивать столбчатые диаграммы по алгоритму.

12

На почте

Текст, таблицы,

почтовый

конверт,

индекс,

столбчатая

диаграмма,

таблица,

нестандартная

столбчатая

диаграмма.

  • работать с популярно-познавательными текстами;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • определять ложные и истинные высказывания, используя текстовую информацию;
  • вносить необходимую информацию в графический объект;
  • определять вид графической информации;
  • анализировать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • составлять вопросы по табличным данным;
  • находить необходимую информацию на столбчатой диаграмме нестандартного вида;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей.

13

Почтовые марки

Таблица,

стоимость,

круговая

диаграмма,

линейная

диаграмма,

почтовые

марки,

инфографика.

  • анализировать данные, представленные в виде таблицы, и, используя их, заполнять другую таблицу;
  • сравнивать данные и выполнять вычисления;
  • анализировать данные, представленные в виде круговой диаграммы;
  • определять, что обозначают сектора на круговой диаграмме;
  • достраивать линейную диаграмму;
  • дополнять легенду диаграммы;
  • соотносить различные объекты, сравнивая и анализируя представленную на них информацию;
  • интерпретировать данные, представленные на инфографике.

14

Аквариум и его обитатели

Текст,

нестандартная

линейная

диаграмма,

таблица,

кластер,

графические

объекты,

линейная

диаграмма.

  • работать со сплошным текстом;
  • опираясь на полученную из текста информацию, выбирать истинные и ложные утверждения;
  • анализировать информацию линейной диаграммы;
  • интерпретировать данные, представленные в неявном виде;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • работать по алгоритму;
  • составлять кластер;
  • переводить текстовую информацию в графическую;
  • использовать для выполнения учебного задания дополнительные источники информации;
  • оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • на основе табличных данных достраивать линейную диаграмму.

15

Аквариум и его обитатели

График

температур,

нестандартная

таблица, текст,

инфографика,

таблица.

  • определять вид инфографики;
  • анализировать данные графика и правильно отвечать на вопросы;
  • работать с нестандартной таблицей;
  • анализировать данные нестандартной таблицы и на основе самостоятельно установленных отношений между данными решать учебную задачу;
  • различать информацию, представленную в явном и неявном видах;
  • самостоятельно делать расчеты, используя полученную информацию.

16

Скоро Новый год!

Таблица, линейная диаграмма, инфографика, пригласительный билет.

  • самостоятельно устанавливать взаимосвязь между табличными данными, делать выводы и отвечать на поставленные вопросы;
  • преобразовывать табличную информацию в графическую;
  • заполнять легенду диаграммы;
  • достраивать линейную диаграмму;
  • работать с инфографикой;
  • вносить данные в таблицу, используя информацию с инфографики и самостоятельно установленные отношения между числовыми величинами;
  • проводить мини-исследование и оформлять его результаты;
  • работать с несплошным текстом (пригласительный билет);
  • определять истинные и ложные утверждения, используя полученную информацию.

17

В книжном магазине

Таблица,

инфографика,

нестандартная

круговая

диаграмма,

стандартная

круговая

диаграмма,

кассовый чек.

  • работать с табличными данными;
  • самостоятельно устанавливать отношения между числовыми данными, выполнять вычисления и отвечать на поставленные вопросы;
  • анализировать инфографику и на основе ее информации достраивать нестандартную круговую диаграмму;
  • используя прочитанный текст, достраивать стандартную круговую диаграмму.

18

Наши увлечения

Нестандартная диаграмма

(пирамида),

таблица,

столбчатая

диаграмма,

линейная

диаграмма.

  • работать с нестандартной диаграммой с

целью выполнения учебного задания;

  • озаглавливать столбцы таблицы;
  • вносить данные с диаграммы в таблицу;
  • анализировать готовые табличные данные и делать выводы;
  • ориентироваться в единицах измерения времени;
  • определять истинность и ложность высказываний;
  • проводить мини-исследование и оформлять его результаты в табличном виде;
  • по результатам, внесённым в таблицу, строить столбчатую и линейную диаграммы;
  • строить грамотное речевое высказывание в устной форме.

19

Поход в кино

Инфографика,

нестандартная

столбчатая

диаграмма,

пиктограммы.

  • анализировать инфографику;
  • используя данные инфографики, формулировать вопросы;
  • самостоятельно строить нестандартную диаграмму;
  • работать с пиктограммами;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • анализировать столбчатую диаграмму;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • использовать полученную информацию для построения умозаключений;
  • строить речевое высказывание в письменной форме, в соответствии с поставленной учебной задачей.

20

На спортивной площадке

Таблица, линейная диаграмма.

  • работать с табличными данными;
  • находить информацию, представленную в неявном виде;
  • ранжировать информацию в соответствии с заданными параметрами;
  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • определять, достаточно ли представленной информации для решения учебной задачи;
  • использовать информацию для построения

умозаключений;

  • находить верные и неверные утверждения;
  • давать название диаграмме на основе того, какая информация на ней изображена;
  • дополнять легенду диаграммы и вносить другую информацию.

21

Наши пернатые

ДРУЗЬЯ

Сплошной текст, инфо- графика, таблица,

карта.

  • работать с текстом;
  • определять жанровую принадлежность текста;
  • работать с инфографикой;
  • используя данные инфографики, вносить данные в таблицу;
  • определять истинность утверждений;
  • анализировать табличные данные;
  • работать с картой;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • используя информацию на карте, вносить данные в таблицу.

22

На ферме

Круговая диаграмма, таблица, нестандартная линейная диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, инфографика (пригласительный билет).

  • находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы;
  • преобразовывать данные диаграммы в табличные;
  • анализировать табличные данные и, опираясь на них, находить верные утверждения;
  • используя данные одной таблицы, заполнять другую;
  • используя табличные данные, достраивать нестандартную линейную диаграмму;
  • анализировать информацию на диаграмме, представленную в неявном виде;
  • работать с несплошным текстом с целью определения информации, необходимой для выполнения учебной задачи.

23

В цирке

Сплошной текст, столбчатая диаграмма, таблица, линейная диаграмма, инфографика -

билет в цирк.

  • работать со сплошным текстом;
  • опираясь на текст, определять верные утверждения;
  • анализировать столбчатую диаграмму;
  • находить на диаграмме информацию, необходимую для выполнения учебного задания;
  • самостоятельно устанавливать отношения между данными на диаграмме;
  • опираясь на информацию на диаграмме и самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу;
  • анализировать нестандартную столбчатую диаграмму;
  • опираясь на полученную информацию, самостоятельно строить линейную диаграмму;
  • работать с несплошным текстом;
  • строить грамотное вопросительное предложение в письменной форме.

24

В детском парке отдыха

Столбчатая

диаграмма,

таблица,

инфографика,

расписание.

  • работать со столбчатой диаграммой;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • определять, достаточно ли представленной информации для решения учебной задачи;
  • работать с инфографикой;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • самостоятельно устанавливать взаимосвязь между различными данными;
  • работать с несплошным текстом (график работы);
  • опираясь на полученную информацию, находить ответы на поставленные вопросы.

25

Необычная азбука

Текст, семафорная азбука, кодировка.

  • работать со сплошным текстом;
  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • создавать собственный информационный объект.

26

Необычная азбука

Таблица, азбука Морзе, флажковая азбука.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
  • создавать собственный информационный объект.

27

На остановке и на транспорте

Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, расписание, пиктограммы, правила поведения в общественном транспорте, инфографика

  • находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • работать с круговой диаграммой;
  • создавать легенду диаграммы;
  • работать с инфографикой (расписание движения общественного транспорта);
  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
  • анализировать информационные объекты;
  • создавать собственные информационные объекты;
  • строить грамотное высказывание в устной форме;
  • составлять вопросы, ответы на которые содержатся в представленной информации

28

Осторожно, ДТП!

Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект.

  • анализировать информационный объект с целью выполнения учебного задания;
  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
  • определять вид информационного объекта;
  • анализировать информацию и преобразовывать ее из одного вида в другой;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • самостоятельно устанавливать взаимосвязи между информационными данными;
  • создавать собственный информационный объект.

29

Интернет

Таблица,

инфографика,

нестандартная

диаграмма,

пиктограмма.

  • находить информацию, представленную в неявном виде;
  • работать с нестандартной линейной диаграммой;
  • работать с нестандартной столбчатой диаграммой;
  • соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;
  • самостоятельно создавать информационный объект.
  • определять значение пиктограммы и преобразовывать графическую информацию в текстовую;
  • строить грамотное речевое высказывание в устной и письменной форме.

30

Берегите воду

Инфографика, нестандартная линейная диаграмма, круговая диаграмма, таблица, информационный объект.

  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;
  • находить информацию на инфографике, представленную в неявном виде;
  • работать с круговой диаграммой;
  • находить соответствие числовых значений и их обозначений в легенде диаграммы;
  • анализировать данные линейной диаграммы и, используя их, заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую);
  • самостоятельно устанавливать взаимосвязь между различной информацией;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

31

Экономьте электроэнергию

Рисунки, столбчатая диаграмма, информационный объект.

  • определять вид информационного объекта;
  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  • находить информацию, представленную в неявном виде;
  • находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде инфографики;
  • создавать собственный информационный объект.

32

Вторая жизнь бумаги

Инфографика,

таблица,

нестандартная

линейная

диаграмма,

листовка.

  • находить информацию, представленную в неявном виде;
  • находить ответы на вопросы, используя данные инфографики;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • самостоятельно устанавливать взаимосвязь между разными информационными объектами;
  • работать с нестандартной столбчатой диаграммой;
  • проводить мини-исследование и оформлять его результаты табличным способом;
  • строить грамотное речевое высказывание в устной форме в соответствии с учебной задачей;
  • работать с несплошным текстом (листовка);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

33

Едем в лагерь

Таблица,

круговая

диаграмма,

легенда

диаграммы,

инфографика,

пиктограммы.

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • самостоятельно устанавливать взаимосвязи между различными частями информации;
  • определять, достаточно ли представленной информации для решения учебной задачи;
  • заполнять легенду круговой диаграммы;
  • достраивать круговую диаграмму;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой,
  • использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений;
  • анализировать готовые информационные объекты;
  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

34

Итоговое занятие. Проверь себя

Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией

  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  • анализировать свои навыки и способы выполнения учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с информационными источниками

В презентации показаны приёмы работы с информационными источниками на разных уроках, способствующие формированию универсальных учебных умений у младших школьников....

«В мире информации. Работаем с информационными источниками» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»  4 класс...

ПРОГРАММА КУРСА «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ» 2 класс

1.    В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Плане...

Диагностика результативности внеурочной деятельности «Умение работать с информацией и информационными источниками»

Позволяет выявить уровень сформированности УУД учащегося к работе с информацией и информационными источниками...

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...