Работа с информационными источниками
презентация к уроку (4 класс) на тему

Скифова Амина

В презентации показаны приёмы работы с информационными источниками на разных уроках, способствующие формированию универсальных учебных умений у младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информационными источниками 4 класс. Выполнила: Скифова А.С., учитель начальных классов, МБОУ «Златоруновской СОШ»

Слайд 2

Давайте вспомним

Слайд 5

Получение информации Наблюдать за чем-нибудь - значит получать информацию. Поиск информации – это целенаправленное действие.

Слайд 6

Представление информации Цель представления информации на носителе – её хранение или передача.

Слайд 7

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Слайд 8

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Постоянные эпитеты Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая . Постель - пуховая Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Синонимы Не бросай меня , товарищ , друг , не покинь. Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Слайд 9

Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Герою приходят на помощь Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Спасение Герой возвращается домой с наградой Сюжет волшебных сказок Последствия нарушения

Слайд 10

Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Учебное Самостоятельное

Слайд 11

Приёмы р по формированию смыслового чтения «Антиципация» «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний» «Кластер» «Синквейн»

Слайд 12

Ромашка Блума Оценочные вопросы Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Практические вопросы Объясняющие вопросы

Слайд 13

Ас Ассоциативный куст сАоцаиативный куст растения высокие хвойные лиственные декоративные редкие ядовитые полезные маленькие большие

Слайд 14

Ан Антиципация тиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами

Слайд 15

обозначает часть обозначает действие предмета речи состояние предмета изменяется глагол изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать?

Слайд 16

Синквейн Памятка по составлению синквейна: Тема – 1 слово (имя существительное) Описание темы – 2 слова (имя прилагательное) Описание действия – 3 слова (глагол) Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата) Суть темы – 1 слово (синоним)

Слайд 17

Текст – это система. Как говорили древние: «Овладеть системой – значит овладеть ее структурой» Выделяют шесть структурных элементов, которые должны выделять обучающиеся в процессе текста: Ключевые понятия Факты, описания явлений Идеи, законы, закономерности Методы Выводы Примеры и метафоры

Слайд 18

Виды чтения Ознакомительное Изучающее Вдумчивое Поисковое (просмотровое) Антиципация -

Слайд 19

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа Кто? Куда? Что?…….? ………… ..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Слайд 20

Ключевые слова Карл Петрович ЗАЯЦ Ваня ветеринар дед Анисья автор

Слайд 21

Передача информации

Слайд 22

Передача информации Р.Т. № 4,5

Слайд 23

Хранение информации Представленная на носителе информация хранится до тех пор, пока существует носитель.

Слайд 24

Преобразование информации

Слайд 25

Работа со смыслом Обрабатывать можно звуковую, числовую, текстовую или графическую информацию. Человек может обрабатывать информацию, представленную на носителе в виде текста, числа, рисунка или схемы. Р.Т. № 6

Слайд 26

Обработка информации Изменение формы представления информации без изменения смысла сообщения – преобразование информации. Одновременное изменение формы представления информации и смысла сообщения – работа со смыслом сообщения.

Слайд 27

Преобразования информации Действие Смысл действия Получить Воспринять информацию, получить сообщение Представить Отразить воспринятую информацию на носителе в удобной форме Хранить Сберечь зафиксированную (представленную) на носителе информацию (данные) Передать Поделиться, обменяться информацией с другими людьми Обработать Изменить форму и смысл сообщения, получить новую информацию Преобразовать Изменить (подобрать) форму представления для хранения, использования, передачи, обработки Кодировать (декодировать) Изменить форму представления информации для более удобного хранения или передачи Каждое действие с информацией имеет свой смысл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информационными источниками 4 класс. Выполнила: Скифова А.С., учитель начальных классов, МБОУ «Златоруновской СОШ»

Слайд 2

Давайте вспомним

Слайд 5

Получение информации Наблюдать за чем-нибудь - значит получать информацию. Поиск информации – это целенаправленное действие.

Слайд 6

Представление информации Цель представления информации на носителе – её хранение или передача.

Слайд 7

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Слайд 8

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Постоянные эпитеты Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая . Постель - пуховая Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Синонимы Не бросай меня , товарищ , друг , не покинь. Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Слайд 9

Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Герою приходят на помощь Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Спасение Герой возвращается домой с наградой Сюжет волшебных сказок Последствия нарушения

Слайд 10

Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Учебное Самостоятельное

Слайд 11

Приёмы р по формированию смыслового чтения «Антиципация» «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний» «Кластер» «Синквейн»

Слайд 12

Ромашка Блума Оценочные вопросы Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Практические вопросы Объясняющие вопросы

Слайд 13

Ас Ассоциативный куст сАоцаиативный куст растения высокие хвойные лиственные декоративные редкие ядовитые полезные маленькие большие

Слайд 14

Ан Антиципация тиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами

Слайд 15

обозначает часть обозначает действие предмета речи состояние предмета изменяется глагол изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать?

Слайд 16

Синквейн Памятка по составлению синквейна: Тема – 1 слово (имя существительное) Описание темы – 2 слова (имя прилагательное) Описание действия – 3 слова (глагол) Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата) Суть темы – 1 слово (синоним)

Слайд 17

Текст – это система. Как говорили древние: «Овладеть системой – значит овладеть ее структурой» Выделяют шесть структурных элементов, которые должны выделять обучающиеся в процессе текста: Ключевые понятия Факты, описания явлений Идеи, законы, закономерности Методы Выводы Примеры и метафоры

Слайд 18

Виды чтения Ознакомительное Изучающее Вдумчивое Поисковое (просмотровое) Антиципация -

Слайд 19

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа Кто? Куда? Что?…….? ………… ..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Слайд 20

Ключевые слова Карл Петрович ЗАЯЦ Ваня ветеринар дед Анисья автор

Слайд 21

Передача информации

Слайд 22

Передача информации Р.Т. № 4,5

Слайд 23

Хранение информации Представленная на носителе информация хранится до тех пор, пока существует носитель.

Слайд 24

Преобразование информации

Слайд 25

Работа со смыслом Обрабатывать можно звуковую, числовую, текстовую или графическую информацию. Человек может обрабатывать информацию, представленную на носителе в виде текста, числа, рисунка или схемы. Р.Т. № 6

Слайд 26

Обработка информации Изменение формы представления информации без изменения смысла сообщения – преобразование информации. Одновременное изменение формы представления информации и смысла сообщения – работа со смыслом сообщения.

Слайд 27

Преобразования информации Действие Смысл действия Получить Воспринять информацию, получить сообщение Представить Отразить воспринятую информацию на носителе в удобной форме Хранить Сберечь зафиксированную (представленную) на носителе информацию (данные) Передать Поделиться, обменяться информацией с другими людьми Обработать Изменить форму и смысл сообщения, получить новую информацию Преобразовать Изменить (подобрать) форму представления для хранения, использования, передачи, обработки Кодировать (декодировать) Изменить форму представления информации для более удобного хранения или передачи Каждое действие с информацией имеет свой смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Конечно же это сделать трудно, но реально. Исходя, из своей практики работы и практики работы моих коллег могу отметить, что наибол...

В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»...

«В мире информации. Работаем с информационными источниками» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»  4 класс...

ПРОГРАММА КУРСА «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ» 2 класс

1.    В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Плане...

Диагностика результативности внеурочной деятельности «Умение работать с информацией и информационными источниками»

Позволяет выявить уровень сформированности УУД учащегося к работе с информацией и информационными источниками...

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...