"Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи в общеобразовательной школе"
статья (1 класс) на тему

ФИРЮЛИНА Татьяна Викторовна

Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 - 2018 учебном году в 1 класс ко мне пришёл ученик с тяжёлыми нарушениями речи. Я впервые заново учусь учить такого ребёнка в классе со всеми детьми. Какие проблемы возникают при этом говорится в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

«Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи

в общеобразовательной школе».

учитель высшей категории:

Фирюлина Т. В.

07 ноября 2017 год

Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с тяжелыми нарушениями речи. Одна из задач подхода это создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ. Решением данной задачи является возможность как инклюзивного, так и образования  в школе.

Для ребенка, имеющего различные нарушения в развитии, важнейшим является получение определенного уровня общего образования, для того, чтобы, во-первых, продолжить обучение в профессионально-технических училищах, техникумах  или ВУЗах.

Основная цель обучения и воспитания общеобразовательной школы: Реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Главными задачами обучения и воспитания являются:

  1. обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями ФГОС;
  2. развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  3. организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;
  4. реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и психических нарушений;
  5. формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования.

С 2017 года в МОУ «Осташёвская СОШ обучается ребёнок с тяжелыми нарушениями речи.  Он обучается по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 5.1) для детей с ТНР, по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Для таких обучающихся нужны отдельные занятия с логопедом и психологом. Это индивидуальные и групповые коррекционные занятия логопедической направленности, логоритмические занятия, индивидуальные и групповые занятия с психологом, часы отдыха. Во внеурочной деятельности проводятся занятия - это кружки – «Шахматы», «Умники и умницы», «Планета здоровья», логопедический кружок «Хочу говорить правильно», «Речевые игры», занятия по психологии.

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

 К огромному сожалению  до школы ребёнок не посещал детский сад, не был в коллективе с группой сверстников, не общался с ними. Он чисто домашний ребёнок, причём воспитывался до школы бабушкой и дедушкой. Перенёс сложнейшую операцию, должна быть ещё одна, которая бы дала может быть результат по улучшению произношения звуков, но операции не случилось, так как заболела бабушка. Произношение звуков у ребёнка плохое, общаться тяжело, так как всё, что произносит ребёнок вообще непонятно. Для этого ребёнка с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: его не понимают, с ним не желают разговаривать.

Ребёнок психологически очень раним.

 Система дифференцированного логопедического и психологического воздействия позволяет добиться у детей с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения.

 Задачи коррекционно-педагогического воздействия.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

В настоящее время увеличилось количество учащихся со сложной структурой дефекта.

Детям с недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. У детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении движений, наибольшие трудности представляет для детей с ТНР выполнение движений по словесной инструкции.

Для выработки единого подхода к коррекционному развитию таких детей, учитель должен взаимодействовать с логопедом, родителями уч-ся, школьным психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи

зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...

Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс

Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс...

Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"

Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"...

Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным програ...

Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....