Рабочая программа по предмету "Игра и игротерапия" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа (1 класс) на тему

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

  • проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;
  • совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;
  • выполнять с помощью взрослого игровые действия — по подражанию, а затем по образцу;
  • проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
  • находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию;
  • подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п.;
  • выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п.), которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;
  • использовать в игре предметы-заменители бытового содержания;
  • повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_igroterapiya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Игра и игротерапия» разработана на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных  

учреждений VIII вида ( II вариант)

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего  

образования

  1.  Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными

              нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М.  

 Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.


Пояснительная записка
Особая роль в развитии личности ребенка, в том числе и аномального, принадлежит игровой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Лесгафт П.Ф. (1959), Выготский Л.С. (1983), Михайленко Н.Я. (1999) и др.).
Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении школьников с различной степенью умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.
Формирование игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.
Настоящая программа направлена на формирование у детей с умеренной степенью умственной отсталости игровой деятельности, что послужит залогом продуктивного развития их психической сферы в целом и социально-бытовой адаптации, в частности.
Теоретической основой данной программы являются концептуальные положения теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению и учету зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической помощи с учетом психофизиологических особенностей ребенка и создания необходимых условий для развития и становления его как субъекта учебной деятельности.
При построении программы использовалась классификация игр А.В. Запорожца и А.П. Усовой, выделяющая:
1) «Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;
2) подвижные игры;
3) дидактические игры».
На основе данной классификации выделены три основных раздела программы: «Творческие игры», «Дидактические игры», «Подвижные игры».
Программа учитывает возрастные и психофизические особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью и предусматривает поэтапность перехода от предметных игр к сюжетно-ролевым и театрально-игровой деятельности.

  Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного.

Педагогические условия формирования игровой деятельности детей включают в себя следующие элементы - индивидуальную «коррекцию», совместную деятельность ребенка и педагога, создание предметно-игровой среды, способствующей многоступенчатому освоению «новизны» в процессе выполнения заданий.
Содержанием игр являются реальные явления и события, поэтому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формировать у них практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях. В процессе специальных игровых занятий дети должны получить разнообразные впечатления, которые обогатят их жизненный опыт и игру, позволят понять смысл действий, совершаемых людьми в разных сферах деятельности.

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

  • проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;
  • совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;
  • выполнять с помощью взрослого игровые действия — по подражанию, а затем по образцу;
  • проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
  • находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию;
  • подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п.;
  • выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п.), которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;
  • использовать в игре предметы-заменители бытового содержания;
  • повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

Моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т. п.).

Во многие игры дети играют на протяжении всех этапов обучения. Поэтому, игровое действие усложняется, видоизменяется сюжет и содержание игры, игра развивается, обогащая как практический, так и нравственный опыт ребенка.

Содержание уроков игры и игровой коррекции тесно связано с содержанием уроков ручного труда изобразительной деятельности, музыкально-ритмических занятий. Это обеспечивает системное, комплексное воздействие на ребенка в процессе его обучения.


Примерное учебно-тематическое планирование курса  «Игра и игротерапия»


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс

Творческие игры

12

12

14

16

Дидактические игры

13

12

10

10

Подвижные игры

 8

10

10

 8

ИТОГО:

33

34

34

34


Программа рассчитана на четыре года обучения (1-4 класс) – 128 часов (34 часа в год, один час в неделю).

1 «Б» класс

(33ч. 1 ч. в неделю)


Творческие игры (12 часов)

Предметные игры (8 часов).
Воспроизведение в играх действий взрослых с предметами отдельных действий и цепочки взаимосвязанных; действий животных (собачки, кошечки, зайчика).
Примеры действий:
— укачивание куклы на руках, укачивание куклы в коляске;
— укладывание куклы в приготовленную кровать, в коляску;
— подготовка кровати, коляски к укладыванию куклы;
— усаживание куклы за стол;
— кормление куклы;
— раздевание куклы;
— надевание отдельных предметов одежды;
— умывание рук и лица куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развернутым полотенцем;
— воспроизведение движений животных соответствующими игрушками, которые ребенок держит одной или двумя руками (кошка, собака, утенок, курочка, цыпленок и т. п.), и подражание звукам, характерным для данного животного;
— укачивание животных-игрушек на руках и в коляске;
— укладывание животных-игрушек в кровать, в коляску;
— прокатывание машины рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражание звукам, характерным для данного двигателя;
—прокатывание машины, которую ребенок перемещает держа за веревочку;
— катание в кузове машины игрушек-животных, отдельных предметов и т. п.;


Строительно-конструктивные игры (4 часа).
Создание с помощью педагога элементарных построек, использование их в играх (диванчик, забор, дорожка, кроватка).
Простейшие игровые действия в играх с водой, песком, со снегом (делать куличики, колобки, строить заборчики, домики).


Игровые умения и речевое общение. 
В совместной с педагогом игре воспроизводить сюжет — цепочку связанных по смыслу действий с игрушками. Самостоятельно воспроизводить игровые действия, переносить их на другие игрушки (купать, кормить, гулять — не только с куклой, но и с другими игрушками). По показу взрослого пользоваться предметами-заместителями. Связывать игровые действия с образом взрослого (как мама, как папа), с образом животного (как зайчик, как петушок). По отношению к знакомым действиям и предметам пытаться действовать в игровой роли (я — шофер; я — врач, я делаю уколы). По показу педагога включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой (прокатывать мяч друг другу, катать кукол в одной коляске). Использовать простейшие постройки в игровом сюжете. Развивать сюжет при помощи постройки.
Называть вслед за педагогом игрушки и действия. Действовать в соответствии с игровой ролью, воспроизводить движения и звуки. Вступать в общение с педагогом через игровой персонаж. Вступать в общение со сверстниками по поводу игрушки и общих действий с ней.


Дидактические игры (13 часов)
Игры с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, предметами; разборка и сборка игрушки в правильной последовательности, называние цвета, формы, величины.

Сравнение предметов и игрушек по цвету, величине, подбор одинаковых предметов (все грибки с красными шляпками — в красную корзинку, с желтыми — в желтую корзинку и т. п.).

Игры на развитие пространственной и временной ориентации.

Настольно-печатные игры с картинками, кубики, мозаика; узнавание и называние предметов, нахождение «пары», складывание из двух или четырех частей целое изображение.
Игровые умения и речевое общение. Принимать игровую задачу, действовать в соответствии с правилами. Вычленять результат, соответствующий задаче (положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому — маленькую).
Разговаривать с педагогом по ходу игры: о названии предмета, о его назначении, цвете, величине. Задавать уточняющие вопросы педагогу: Что это? Как это называется? Куда поставить матрешку?

Подвижные игры (8 часов)
Игры с движениями в такт словам. Хороводные игры. Игры на ориентировку в пространстве.
Игровые и речевые умения. Действовать в соответствии с правилами (1-2 правила), по сигналу. Взаимодействовать с партнерами по игре.
Отвечать на вопросы о том, в какую игру играли.

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

  • наличие у детей сформированных действий с игрушками (по подражанию, по образцу),
  • понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий,
  • наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.