рабочая программа ОВЗ
рабочая программа (3 класс) на тему

Денисова Надежда Александровна

Адаптивная Рабочая программа для детей с тяжелой умственной отсталостью 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:                                                                                                                                                            Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;
  •  Письма Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015г  №26
  • Экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью. В.В.Клементьев, .В.Каплий,Н.А.Андреева,И.В.Березина, «Развитие» г.Ульяновск, 2008г

  Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду. В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

Краткая характеристика программы                                                                                                              В области олигофренопедагогики утверждено следующее положение: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Исходя из этого работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения: «Музыка», «Предметно-практическая деятельность», «Изобразительная деятельность», «Развитие речи».

Музыка

Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы, проводимые с тяжело (глубоко) умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние на все стороны их психического развития. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух, воздействуют на общие состояние всего организма ребенка.                                                                                                                  На занятиях педагог сопровождает игры пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; играет на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; использует аудиозапись. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Педагог учит ребенка правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. С первого же занятия необходимо начинать приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращается с ее окончанием.                                                                                                                     На музыкальных занятиях педагог должен вести работу по всем направлениям:                                                        - музыкально-ритмические движения. Они способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствование моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Игра с детскими музыкальными инструментами занимает особое место в ряду музыкально-ритмических движений. Занятия направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать, что способствует развитию предметной деятельности.                                                                                                                                                         - пение (подпевание). Стимулируют речевую деятельность, развивают внимание; способствуют развитию запоминания; формируют первоначальные певческие навыки. Обучение детей пению начинается со стимуляции голосовой активности, т.е. учат подражать звукам, вокализировать. В песнях должны быть повторяющиеся, простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения.                                                                                                                               - слушание музыки. Способствует развитию эмоциональной сферы, внимания, музыкальности. Требования, предъявляемые к репертуару для слушания, следующие: музыка должна вызывать интерес у малышей и положительные эмоции; она должна быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо давать слушать фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, детские песни советских композиторов в исполнении симфонического оркестра, народных оркестров, детского хора в аудиозаписи, а также детские песенки, короткие пьесы и музыкальные фрагменты классических произведений в «живом» исполнении.                                                                                                                                       В структуру музыкальных занятий должны быть включены музыкально-дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, они занимают не так много времени, но приносят много пользы, влияют на динамику развития детей. Их необходимо включать в каждое занятие.

Предметно-практическая деятельность                                                                                                  Интерес к действиям взрослого у этих детей активно не проявляется. Они пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов.                                                                                                                                                  Занятия предметно-практической деятельностью у детей с выраженной умственной отсталостью имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и корригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления в организуемых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в различных видах деятельности: в предметной, игровой, продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных картинок, мозаики, с обучением простейшим видам ручного труда).                                                                            На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ребенку и работать с каждым индивидуально. В зависимости от его возможностей и трудностей, педагог оказывает ребенку ту помощь, какая ему требуется, положительно оценивая малейшее достижение ребенка.                              Построение занятия предметно-практической деятельностью предусматривает частую смену видов деятельности детей. В каждое занятие необходимо включать несколько видов деятельности: упражнения на внимание, выполнение подражательных движений, предметных действий, элементы дидактических игр. Основное время при этом уделяется овладению детьми определенными предметными действиями (катанием шариков в заданном направлении, нанизыванием предметов с отверстиями на стержень или шнур, действия с предметами разного цвета, формы, величины, собиранием разборных матрешек и т.д.). План занятия должен отражать все его этапы и виды деятельности, которые будут применены.                                                        Обучение этих детей на начальном этапе направлено на развитие внимания, подражания, сенсомоторное воспитание, развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия). Развитие манипулятивно-предметных действий совместно со взрослым и в некоторых случаях - по подражанию.                                                                                                                                                      На следующем этапе усилия педагога должны быть направлены на формирование у них целенаправленных действий, организуемых взрослым в пределах доступных детям заданий. Такое выполнение задачи должно прийти на смену хаотическому манипулированию. На этом этапе обучения дети не могут овладеть осмысленным выполнением задания, целенаправленными действиями, но работу в этом направлении нужно проводить и продолжать ее при последующем обучении: действий с предметами в дидактических играх, занятиях лепкой, занятиях с использованием предметов, разных по цвету, форме, величине и пр.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.                                                                            Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.                                                На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).                                                                                                                                                                      На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.                                                               В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация.                                                           Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.                                    Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.                                                                                      Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений.                                                                                                                           Необходимо включать в занятия различные методики как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия. Такие виды деятельности дают потрясающий эффект в развитии. Подобный подход – очень важное направление коррекционной работы, т.к. усвоение информации этих детей осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к когнициям.

Развитие речи                                                                                                                                                       Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.                                                                                         Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.                                                                                                                                                      Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.                                                                                                                На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.                                                                                                                                         Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.                       Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.                                  На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.                           Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.                                              Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

Навыки самообслуживания                                                                                                                      Основной целью этого раздела программы является формирование у ребёнка навыков, обеспечивающих его частичную бытовую независимость от окружающих. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей , прежде всего уровнем развития предметной деятельности.                                                                                       Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребёнка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для обработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью.                                                                                                                                                                Дети овладевают определёнными действиями, которые взрослые вначале выполняют руками ребёнка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движения выполнялись правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребёнком.                        Процесс обучения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью культурно-гигиеническим навыка должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания, быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Физическое воспитание                                                                                                                        Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью.                                                              Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, на развитие основных движений, на развитие ориентировки в пространстве.                                                    В содержание занятий начального этапа обучения входят упражнения, пробуждающие у детей интерес к общению со взрослым и способствующие становлению связей между словом и жестом. Движения выполняются в совместных действиях взрослого и ребёнка, в отдельных случаях – по подражанию.                                                                                                                                                    Очень полезны упражнения на катание мячей, шариков, бросание и ловлю предметов, развивающие отталкивающую функцию рук, зрительно-моторную координацию.                                   Для улучшения равновесия и координации движений широко используют ходьбу в заданном направлении друг за другом, между предметами, перешагивая через палки, кубики, держа в руках различные предметы.                                                                                                                                           Занятия проходят в живой, эмоциональной форме, с использованием подвижных игр, упражнения должны сопровождаться стишками, потешками, песнями.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов                                                                                  Особое значение на ранних этапах развития ребенка с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания.                                                                                                                                                                На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.                                                                                                                                  Начальной ступенью развития детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в психологическом и социальном развитии этих детей. Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорной депривации. Нарушение развития моторной координации, параличи, различного рода органические заболевания ЦНС, нарушение слуха и зрения, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды, т.е. отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в проявлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка.

Социальное развитие                                                                                                                               Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.                                В процессе социального развития тяжело (глубоко) умственно отсталых детей выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».                                             Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

  • Формирование у ребенка элементарных представлений (концентр «Я сам»). Именно с этих представлений начинается его адаптация и приобщение к окружающему миру. Начинается эта работу зрительного образа «Я», а также формирование представлений о схеме своего тела и своем внешнем виде.
  • Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»). Работа проводится в следующем порядке: выделение близких ребенку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление, установление позитивно-личностного контакта ребенка с близкими взрослыми. Детей обучают способам усвоения общественного опыта. Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных действий с незнакомым взрослым. Обучаем подражательным действиям. Большое внимание уделяется тому как дети воспринимают своих сверстников. Педагог должен сформировать интерес к взаимодействию с ним (протягивать руку, здороваться, смотреть в глаза, улыбаться партнеру по игре, радоваться ему при встрече, давать свои игрушки, прощаться и т.д.)
  • Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, закладка общечеловеческих ценностей (концентр «Я и окружающий мир»). Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т.д. взаимодействие тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка с окружающими предметами направлены на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости жизни самого и других. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на эмоционально чувственном переживании.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:                                                                                      - эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;                                                                    - правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;                                                          - подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.        Вышеуказанные виды работ имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности педагогом-дефектологом, который обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности. Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью.                                                                                           Социальное развитие дает ребенку возможность адекватно вести себя в коллективе сверстников, что очень важно, поскольку именно детский коллектив является источником, движущей силы развития и условием воспитания тяжело (глубоко) умственно отсталых детей.                                  В целом все содержание работы нацелено на формирование у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью навыков взаимодействия с окружающими людьми разного возраста.

Тематическое планирование

Название предметов

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

1

Навыки самообслуживания

35 час

1 час

2

Музыка

18 час

0,5 час

3

Математика

35 час

1 час

4

Развитие речи

35 час

1 час

5

Чтение

35 час

1 час

6

Изобразительное искусство

35 час

1 час

7

Предметно-практическая деятельность

35 час

1 час

8

Физическое воспитание

18 час

0,5 час

9

Живой мир

35 час

1 час

Содержание программы


Навыки самообслуживания      (35ч, 1 ч в неделю)

Закреплять умение садиться на стул, пить из чашки.

Воспитывать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу. Пользоваться салфеткой после еды вначале с помощью взрослого, а затем по словесным указаниям; выходя из-за стола, задвигать свой стул.

При одевании (раздевании) учить надевать и снимать колготки, носки, ботинки, шапку.

Приучать с помощью взрослых мыть руки перед едой, правильно пользоваться полотенцем.

Приучать детей к опрятности: с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, своевременно сообщать о своих естественных потребностях и др.

Физическое воспитание   (18 ч; 0,5 ч в неделю)

Ходьба и упражнения в равновесии.        

Ходьба стайкой в прямом направлении, по лежащей на полу дорожке

Ходьба (с помощью педагога) вверх по доске, приподнятой одним концом от пола 10-15 см (ширина доски 25см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца доски. Подъем на опрокинутый верх дном ящик высотой  10 см и спуск с него.

Перешагивание через веревку или палку, положенную на землю, приподнятую на 5-10 см от пола.

Ползание, лазание. Ползание на расстояние до 2 метров. Ползание под веревку (высота 50см), ползание в обруч.

Катание, бросание. Катание мяча вперед (сидя, стоя), бросание мяча вниз, вдаль.

Музыка   (18 ч; 0,5 ч в неделю)

Развивать слуховое восприятие, умение слушать музыку.

Развивать первоначальные певческие умения и проявления ритмичности в элементарных движениях под музыку.

Учить внимательно слушать веселые, бодрые и спокойные мелодии; подпевать повторяющиеся в конце песен звукоподражание.

Учить детей выполнять простейшие плясовые движения под пение взрослого и под музыку (притопывать ногой, переступать с ноги на ногу, прихлопывать в ладоши, помахивать одной рукой)

Учить различать высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание (играет металлофон или барабан).

Рекомендуемый репертуар.

Слушание: «Полянка» рус.нар.мелодия, «Колыбельная» муз.В.Агафонникова, «Искупался Иванушка»  рус.нар.мелодия, «Как у наших у ворот» рус.нар.мелодия, «Детский альбом» Чайковского

Пение и подпевание: «Кошка», муз.Ан.Александрова, сл.Н.Френкель; «Наша елочка», муз.М.Красева, сл.М.Клоковой; «Бобик», муз.Т.Попатенко,сл. Н.Найденовой.

Музыкально-ритмические движения: «Маршируем дружно», муз.М.Раухбергера; «Флажок», муз.и сл. И.Плакиды; «Мы идем», муз. Р.Рустамова; «Маленькая кадриль», муз. М.Раухвергера; «Вот так», белорус.нар.мелодия.

Предметно-практическая деятельность   (35ч, 1 ч в неделю)

Важно научить детей выполнять целенаправленные действия с предметами. Для этого предлагают следующие игровые задания: «Поймай шарик», «Кати мячик»,  «Прокати шарик через ворота», «Перевези кубики» и т.д.

Учить детей использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий: «Покатай матрешку», «Поймай рыбку», «Прокати машинку», «Перевезем игрушки в тележке».

Формировать орудийные действия. Детей учат доставать предметы и игрушки сачком из воды и перекладывать их в тарелочки; пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку. Для этого с детьми проводят следующие игры: «Достань шарики сачком», «Пересыпь чечевицу ложкой», «Сварим кашу», «Наберем воду кружкой» и т.д.

Учить детей самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками: «Зайка прыгает по кочкам», «Мишка топает по лесенке», «Покатаем зверушек» и т.д.

Учить накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на куб (стол).

Изобразительная деятельность   (35ч, 1 ч в неделю)

Лепка. Учить по подражанию действиям взрослого лепить поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки

), а затем лепить простые предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями (колобок, шарик, яблоко, пирог). При необходимости используются совместные действия.

Рисование. Знакомить с бумагой, карандашом, краской. Учить правильно их использовать.

Обучать элементарным умениям в рисовании: учить кисточкой (карандашом) проводить мазки, прямые, вертикальные, горизонтальные линии (длинные дорожки, праздничный салют, травка наклонилась от ветра, снежинки), предметы округлой формы (шары, снежный ком, лужи, облака).

Арт-техники: рисование мелом, техника набрызга (гуашь, акварель), монотипия.

Развитие речи    (35ч, 1 ч в неделю)

Развитие понимания речи.

Расширять запас понимаемых слов (Ребенок должен знать свое имя, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, некоторых животных)

Учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (на картинке, в естественных условиях) игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, овощи, фрукты.

Закреплять понимание слов, обозначающих:

  • части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши);
  • бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять, кушать);
  • признаки предметов: цвета (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький).

Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушек, свои действия.

Учить детей понимать и выполнять просьбу, выраженную простыми предложениями

Развитие активной речи.

Словарный запас в общении 8-20 слов.

Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и легким для воспроизведения словам (дай, на) и др.

Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки, простейшие игровые и бытовые действия (дай, сядь и др.)

Добиваться, чтобы дети произносили короткие фразы из 2-3 слов.

Учить детей отвечать на вопросы «что это?», «что делает?» и задавать их.

Живой мир          (35ч, 1 ч в неделю)

Развивать интерес к животным и растениям, воспитывать заботливое отношение к ним.

Закреплять представление о воде: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются.

Совершенствовать представления о некоторых овощах и фруктах (с учетом местных условий), упражнять в узнавании их в натуральном виде и на картинках.

Совершенствовать представления детей о некоторых животных (рыбка, птичка, курочка, кошка, собачка, кролик), упражнять в различении частей тела (голова, хвост), движений (бегает, летает, плавает). Например: «Вот птичка, она летает. Посмотри, как она крылышками машет. Вот кошка, она бегает. Вот собака, она тоже бегает. Там лягушка, прыгает, квакает» и др.

На прогулке обращать внимание детей на то, что происходит вокруг, педагог говорит: «Посмотрим, что на улице. Дождь идет, вокруг много воды»; «Машина едет, машина уехала»; «Кто там ходит. Вот там дядя идет. Девочка с мамой идут и разговаривают. Вот мальчик едет на велосипеде» и т.д.

Чтение           (35ч, 1 ч в неделю)

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения, потешки с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия) и др.

Стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихотворений, потешек; сопровождать рассказываемую взрослым потешку или стишок жестами, отдельными словами (или звукоподражаниями, лепетными словами: топ, хлоп, ку-ку, гав) и др.

Учить выполнять элементарные игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок

Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок

Учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев

Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации.

Рекомендуемая литература:

Малые формы детского фольклора, колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи, потешки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Солнышко-ведрышко», «Наша Маша маленькая», «Услыхала уточка», «Ветерок-ветерок», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая», «Скок-поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Ай, ду-ду», «Котик серенький», «Гуси, вы, гуси», «На зеленом, на лужку», «Петушок золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».

Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.

Авторские стихи, потешки, присказки: А.Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В.Брестов. «Про машину»; Е.Благина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока-белобока»; Т.Волгина. «Паровоз»;М.Клокова. «Мой конь»; А.Бродский. «Солнечные зайчики»; О,Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.

Математика

(Развитие элементарных математических представлений)

(35ч, 1 ч в неделю)

Развитие ориентировочной деятельности на свойство и качество предметов.

Развитие ориентировки на форму (круг, квадрат). Детям предлагают игровые задания: закрывать крышками коробочки, разные по форме (квадратной, круглый), опускать фигурки в разные прорези, вставлять фигурки в пазлы круглой и квадратной формы; раскладывать предметы в две емкости: в коробку – кубики, в миску – шарики. Результат практических действий ребенка взрослый обобщает жестом и словом. Например: «В коробке все такие – кубики, а в миске – все такие шарики».Учим выбирать из двух форм: «Дай такой кубик (шарик)».

Развитие ориентировки на величину предметов (большой, маленький). Важно научить детей брать мелкие предметы одной рукой, большие – двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), опускать различные по величине предметы в разные коробки: раскладывать их в две коробки – в одну маленькие, в другую – большие.

Учить соотносить игрушки с ее изображением на картинке. Здесь также учат детей выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Детям предлагают выполнить следующие инструкции: «Покажи, где такая картинка. Выбери парные картинки».

Развитие ориентировки на цвет. Детям предлагают игры и упражнения, направленные на выделение (сличение) вначале желтого цвета: «Возьми желтый мешочек», «Возьми шарик такой, как у меня, желтый», «Соберем все желтые игрушки в желтый мешочек», «Желтые цыплята». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета только из двух цветов, а затем из трех.

На второй год обучения по той же схеме изучается красный цвет.

Планируемые результаты освоения программы

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу третьего класса

Учащиеся должны уметь:

  • Находить и показывать игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, овощи, фрукты;
  • Выполнять просьбу, выраженную простыми предложениями;
  • Произносить короткие фразы из 2-3 слов;
  • Выполнять элементарные игровые и бытовые действия;

Учащиеся должны знать:

  • Свое имя, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, некоторых животных;
  • Части тела, лица;
  • Бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять, кушать);
  • Признаки предметов: цвета (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький); форму (круг, квадрат);

Физическое воспитание

        

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности 

1

Ходьба и упражнения в равновесии.

Ходьба  в прямом направлении, по лежащей на полу дорожке

Уметь сохранять равновесие, держать корпус прямо. Уметь двигаться спокойным шагом.

2

Ходьба (с помощью педагога) вверх по доске, приподнятой одним концом от пола 10-15 см (ширина доски 25см, длина 1,5-2 м)

Уметь сохранять равновесие, держать корпус прямо. Уметь двигаться спокойным шагом.

3

Ходьба (с помощью педагога)  вниз до конца доски, приподнятой одним концом от пола 10-15 см (ширина доски 25см, длина 1,5-2 м)

Уметь сохранять равновесие, держать корпус прямо. Уметь двигаться спокойным шагом.

4

Подъем на опрокинутый верх дном ящик высотой  10 см и спуск с него.

развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;

5

Подъем на опрокинутый верх дном ящик высотой  10 см и спуск с него.

развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;

6

Перешагивание через веревку, положенную на пол.

Уметь выполнять движение по подражанию.

7

Перешагивание через веревку, приподнятую от пола.

Уметь выполнять движение по подражанию.

8

Перешагивание через веревку, положенную на землю, приподнятую на 5-10 см от пола.

  Формирование правильной осанки и ориентации в пространстве;
   

9

Перешагивание через палку, положенную на землю, приподнятую на 5-10 см от пола.

Развитие точности движений, улучшение координационных способностей.

10

Ползание, лазание.

Ползание по полу на расстояние до 2 метров.

Развитие точности движений, улучшение координационных способностей.

11

Ползание под веревку (высота 50см),

Уметь выполнять движение по подражанию.

12

Ползание под веревку (высота 50см),

Уметь выполнять движение по подражанию.

13

Ползание в обруч.

Уметь выполнять движение по подражанию.

14

Катание, бросание.

Катание мяча вперед, сидя на полу

развитие и совершенствование сенсомоторики

15

Катание мяча вперед стоя

развитие и совершенствование сенсомоторики

16

Бросание мяча вниз

развитие и совершенствование сенсомоторики

17

Бросание мяча вдаль

развитие и совершенствование сенсомоторики

18

 Бросание мяча вдаль

развитие и совершенствование сенсомоторики

Музыка

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности 

1

Пение и подпевание «Кошка», муз.Ан.Александрова, сл.Н.Френкель

Вызвать на исполнение любые звуковые реакции: звукоподражание.

2

Слушание «Полянка» рус.нар.мелодия,

Знакомить с различным характером музыки, отражая его в движении.

3

 Музыкально-ритмические движения

«Маршируем дружно», муз.М.Раухбергера;

Учить двигаться в соответствии с характером музыки.

4

Слушание «Колыбельная» муз.В.Агафонникова,

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начало до конца.

5

Знакомство с музыкальными инструментами: погремушка, бубен, ксилофон, барабан.

Эмоциональное восприятие музыки. Учить различать громкое и тихое звучание

6

Знакомство с музыкальными инструментами: погремушка, бубен, ксилофон, барабан.

Эмоциональное восприятие музыки. Определять инструмент по звучанию.

7

Музыкально-ритмические движения «Мы идем», муз. Р.Рустамова;

Знакомить с различным характером музыки, отражая его в движении.

8

Музыкально-ритмические движения «Вот так», белорус.нар.мелодия.

Учить двигаться в соответствии с характером музыки.

9

 Пение и подпевание 

«Наша елочка», муз.М.Красева, сл.М.Клоковой;

Вызвать на исполнение любые звуковые реакции: звукоподражание.

10

 Музыкально-ритмические движения «Маленькая кадриль», муз. М.Раухвергера;

Учить двигаться в соответствии с характером музыки.

11

Пение и подпевание

 «Бобик», муз.Т.Попатенко,

сл. Н.Найденовой.

Вызвать на исполнение любые звуковые реакции: звукоподражание.

12

Звуки встречаются вместе: погремушка, бубен, барабан.

Определять инструмент по звучанию.

13

Слушание «Как у наших у ворот» рус.нар.мелодия

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начало до конца.

14

Слушание «Детский альбом» Чайковского

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начало до конца.

15

Музыкально-ритмические движения

 «Флажок», муз.и сл. И.Плакиды;

Знакомить с различным характером музыки, отражая его в движении.

16

Слушание «Искупался Иванушка»  рус.нар.мелодия,

Учить прислушиваться к словам песни. Учить различать высокий и низкий звуки

17

Игра на музыкальных инструментах.

Учить извлекать звуки на музыкальных инструментах.

18

Игра на музыкальных инструментах.

Учить извлекать звуки на музыкальных инструментах.

Изобразительная деятельность

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности 

1

Лепка. Знакомство с пластилином.

Воспитывать интерес к лепке. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, колобок)

2

Знакомство с пластилином.

Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами

3

Знакомство с пластилином.

Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами

4

Отрывание кусочков пластилина от большого куска.

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

5

Отрывание кусочков пластилина от большого куска.

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок

6

Работа с глиной «Колбаска»

Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска»).

7

Работа с глиной «Конфеты»

Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска», « Конфеты – палочки)

8

Работа с пластилином «Баранки»

Учить (в совместной деятельности с воспитателем) соединять концы слепленной колбаски

9

Работа с пластилином «Баранки»

Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)

10

Работа с пластилином «Баранки»

Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)

11

Работа с пластилином «Конфеты-шарики»

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики»)

12

Работа с пластилином «Колобок»

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Колобок», «Мяч»)

13

Работа с глиной «лепешки»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье», «Блины», «Пирожки»)

14

Работа с глиной «Печенье»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье»)

15

Работа с глиной «Пирожки»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины», «Пирожки»)

16

Работа с пластилином «Бусы»

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)

17

Работа с пластилином «Миска»

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)

18

Рисование. Удержание карандаша в руке.

Воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, карандашами, мелками

19

Рисование точек «Дождик»

Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа»)

20

Рисование кружков

«Шарик»

Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»)

21

Рисование «Грибок»

Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок.

22

Рисование вертикальных линий

«Цветные ниточки»

Умение рисовать прямые линии сверху-вниз

23

Рисование вертикальных линий

«Цветные ниточки»

Учить проводить линии различной формы («Дождик»)
Учить правильно сидеть за столом при рисовании

24

Рисование линий

«Ручеек»

Учить проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек»)

25

Рисование мелом

«Листочки»

Учить рисовать мелом по доске, проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»)

26,

27

Рисование  прерывистых линий

«Ленточки»

Учить рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии («Ленточки» горизонтальные и вертикальные)

28

Рисование  прерывистых линий

 «Ленточки»

Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам»)

29

Рисование «Иголки у ежика»

Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам», «Иголки у ежика»)

30

Рисование волнистых линий

«Травка»

Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами — фломастерами, карандашами, мелом на доске («Ручеек», «Травка»)

31

Рисование различных линий «Солнце»

Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами — фломастерами, карандашами, мелом на доске («Ручеек», «Травка», «Лучи солнца»)

32

Рисование кругов «Шары»

Учить обследовать форму предмета перед его изображением («Мяч», «Колобок», «Воздушный шарик», «Шары»)

33,

34

Рисование отдельных элементов.

Создавать условия для развития графических навыков при работе различными изобразительными средствами («Солнце и лучи», «Травка», «Дождик и ручеек», «Шарик с веревочкой»)

35

Рисование отдельных элементов.

Создавать условия для развития графических навыков при работе различными изобразительными средствами («Солнце и лучи», «Травка», «Дождик и ручеек», «Шарик с веревочкой»)

Чтение

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1

Русская народная сказка «Репка»

Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Репка».

2

Русская народная сказка

«Репка»

Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Репка». Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

3

Русская народная сказка

«Курочка Ряба»

Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Курочка Ряба». 

4

Русская народная сказка

«Курочка Ряба»

Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание « Курочка Ряба». Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

5

Русская народная сказка

«Теремок»

Узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию «Теремок»

6

Русская народная сказка

«Теремок»

Узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию «Теремок». Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

7

Русская народная сказка

«Теремок»

Узнавать изображенных в них героев.

8

Потешки.

Создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых потешек, поговорок

9

А. Барто «Мишка»

Создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых потешек, поговорок (А. Барто. «Мишка»)

10

Музыкальные народные произведения. «Петушок»

Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений: «Петушок»

11

Музыкальные народные произведения.

«Котик серенький»

Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Котик серенький».

12

Музыкальные народные произведения.

«Котя, котик»

Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Котя, котик»

13

Музыкальные народные произведения.

«Тили-бом»

Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Тили- бом»

14

Музыкальные народные произведения.

«Гуси-гуси»

Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Гуси-гуси».

15

Русские народные сказки.

«Маша и медведь»

Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Маша и медведь».

16

Русские народные сказки.

 «Лиса, заяц и петух»

Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Лиса, заяц и петух»

17

Русские народные сказки.

 «Волк и семеро козлят»

Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Волк и семеро козлят»

18

«Мишка» А. Барто

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто « Мишка»

19

А. Барто «Бычок»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Бычок».

20

А. Барто «Самолет»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Самолет»

21

А. Барто «Слон»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Слон»

22

А. Барто «Барабан»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Барабан»

23

А. Барто «Зайка»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Зайка»

24

А. Барто «Мячик»

Учить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию стихотворения. Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Мячик»

25

А. Барто «Мячик»

Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Мячик»

26

А. Барто «Козленок»

Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов «Козленок».

27

Потешки

Создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых потешек, поговорок

28

Потешки. «Петушок-петушок»

сопровождать рассказываемую взрослым потешку жестами или звукоподражаниями

29

Потешки.

«Идет коза рогатая»

сопровождать рассказываемую взрослым потешку жестами или звукоподражаниями

30

Потешки

«Ай, ду-ду»

сопровождать рассказываемую взрослым потешку жестами или звукоподражаниями

31

Потешки

«Водичка-водичка»

сопровождать рассказываемую взрослым потешку жестами или звукоподражаниями

32

Потешки

«Ладушки»

сопровождать рассказываемую взрослым потешку жестами или звукоподражаниями

33,

34

«Маша и три медведя»

Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок

35

Итоговый урок, урок обобщения

Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок

Развитие речи

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1.

Игра в пирамидку.

Умение слышать учителя.

2

Игра в пирамидку.

Умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека, движения рукой, телом.

3

Игра с куклой . Кукла.

Действия с игрушками («Ля-ля топ-топ, машина – би –би, дудочка ду-ду»).

4

Игра с куклой. Кукла.

Выполнение простейших инструкции ( «Где ляля?, Где глазки?,…)

5

Игра «Где игрушка?»

Выполнение простейших инструкции ( Принеси машину, возьми мяч, покажи ладошки).

6

Игра с мячом.

Выполнение простейших инструкций ( Брось мяч, кати мяч, лови мяч)

7

Выполнение простейших инструкций.

Понимание слова: дай, на, возьми, иди, сядь, иди.

8

Выполнение простейших инструкций.

Понимание и выполнение простейших инструкций ( Принеси, дай, на и т.д.)

9

Игра с куклой и медведем.

Понимание фразы из 2 слов по действиям с игрушками ( Мишка топает, машина едет, зайка прыгает).

10

Знакомство с детской книгой.

Понимание действия, изображенного на картинке ( мальчик бегает, тетя кушает,…)

11

Игра « Мишка косолапый»

Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Мишка косолапый).

12

Игра «Зайку бросила хозяйка»

Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Зайку бросила хозяйка).

13

Игра «Идет бычок качается»

Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Идет бычок качается).

14

Я сам. Мое тело.
Руки.


Уметь показывать части тела.

15

Я сам. Мое тело Пальцы.

Уметь показывать части тела.

16

Я сам. Мое тело. Ноги.

Уметь показывать части тела.

17

Я сам. Мое тело. Голова.

Уметь показывать части тела.

18

Я сам. Мое тело. Глаза.

Уметь показывать части тела.

19

Я сам. Мое тело. Рот.

Уметь показывать части тела.

20

Я сам. Мое тело. Уши.

Уметь показывать части тела.

21

Части тела животного. Кошка.

Учить узнавать и выделять кошку среди других животных.

22

Части тела животного. Кошка.

Узнавать и выделять голову, лапы, хвост, уши.

23

Части тела животного. Собака.

Учить узнавать и выделять кошку среди других животных.

24

Части тела животного. Собака.

Узнавать и выделять голову, лапы, хвост, уши.

25

Игра «Желтый или красный»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

26

Игра «Желтый или красный»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

27

Игра «Желтый или красный»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

28

Игра «Большой-маленький»

Учить воспринимать величину (большой, маленький)

29

Игра «Большой-маленький»

Учить воспринимать величину (большой, маленький)

30

Игра « Дай маленький предмет»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

31

Игра « Дай маленький предмет»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

32

Игра «Большой-маленький»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

33

Игра «Большой-маленький»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

34

Игра «Красный-желтый»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

35

Игра «Красный-желтый»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

Математика

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1

Диагностика познавательной сферы. Различение цветов.

Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.

2

Диагностика познавательной сферы.
Различение размеров и форм.

Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.

3

Свойства предметов.
Форма: круглый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

4

Свойства предметов.

Форма: круглый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

5

Свойства предметов.

Форма: квадратный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

6

Свойства предметов.

Форма: квадратный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

7

Дифференциация форм.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

8

Цвет: черный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

9

Цвет: черный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

10

Цвет: белый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

11

Цвет: белый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

12

Цвет: синий.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

13

Цвет: синий.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

14

Цвет: красный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

15

Цвет: красный.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

16

Цвет: зеленый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

17

Цвет: зеленый.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

18

Размер: большой.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

19

Размер: большой.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

20

Размер: маленький.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

21

Размер: маленький.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии. 

22

Дифференциация предметов по размеру.

Коррекция памяти на основе упражнений в определении формы предметов.

23

Захват мелких предметов.

Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)

24

Захват мелких предметов.

Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)

25

Положение предметов в сумке, в кармане, в коробке, в…

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве. 

26

Игра «Найди картинку»

Соотнесение игрушки с ее изображением на картинке

27

Игра «Найди картинку»

Соотнесение игрушки с ее изображением на картинке

28

Игра «Найди такую же картинку»

Нахождение идентичной картинки

29

Игра «Найди такую же картинку»

Нахождение идентичной картинки

30

Геометрические предметы. Круг.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

31

Геометрические предметы. Круг.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

32

Геометрические предметы. Квадрат.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

33

Геометрические предметы. Квадрат.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

34

Дифференциация геометрических фигур.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

35

Дифференциация геометрических фигур.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

Навыки самообслуживания

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1

Диагностика умений.

Выявить уровень имеющихся знаний, умений.

2

Части тела.
Голова.

Учить прислушиваться к высказываниям взрослых, показывать голову.

3

Части тела. Руки.

Уметь различать и показывать части тела.

4

Части тела. Ноги.

Уметь различать и показывать части тела.

5

Части тела. Спина.

Уметь различать и показывать части тела.

6

Части тела. Живот.

Уметь различать и показывать части тела.

7

Посуда.
Тарелка и чашка.

Учить понимать названия предметов посуды, связанных с формируемыми навыками.

8

Посуда . Ложка и вилка.

Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом

9

Салфетка.

Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом

10

Поведение за столом

Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом

11

Вежливые слова. «Спасибо»

Учить благодарить взрослых за оказанную им помощь (кивок головы).

12

Предметы санитарии: зубная паста.

Учить различать и показывать предметы

13

Предметы санитарии и гигиены: мыло.

Учить различать и показывать предметы 

14

Предметы санитарии и гигиены: полотенце.

Учить различать и показывать предметы Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты

15

Предметы санитарии и гигиены: расческа.

Учить различать и показывать предметы.

16

Предметы санитарии и гигиены: носовой платок.

Учить пользоваться носовым платком

17

Предметы санитарии и гигиены: носовой платок.

Учить пользоваться носовым платком

18

Одежда.

Учить аккуратно складывать снятую с себя одежду

19

Одежда.

Учить аккуратно складывать снятую с себя одежду

20

Поведение за столом.

Закреплять навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой

21

Поведение за столом.

Закреплять навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой

22

Рассматривание себя в зеркало

Учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т. д.)

23

Рассматривание себя в зеркало

Учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т. д.)

24

Гигиена тела: мытье рук.

Уметь себя обслуживать. Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты

25

Гигиена тела: умывание лица.

Уметь себя обслуживать Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты

26

Гигиена тела: расчесывание.

Уметь себя обслуживать

27

Гигиена тела: уход за зубами.

Уметь себя обслуживать 

28

Одежда.

Закреплять навык раздевания и одевания

29

Одежда.

Закреплять навык раздевания и одевания

30

Обувь.

Учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик

31

Обувь.

Учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик

32

Мытье рук.

Закреплять навык мытья рук и лица — закатывать рукава, учить обмывать кусок мыла после намыливания, аккуратно промакивать лицо и шею после умывания

33

Мытье лица.

Закреплять навык мытья рук и лица — закатывать рукава, учить обмывать кусок мыла после намыливания, аккуратно промакивать лицо и шею после умывания.

34

Рассматривание себя в зеркало.

Учить проверять свою внешность перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки.

35

Рассматривание себя в зеркало.

Учить проверять свою внешность перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки.

Предметно-практическая деятельность

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1

Игра «Поймай шарик»

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами

2

Игра «Кати мячик»  

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами

3

Игра «Прокати шарик через ворота»

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами

4

Игра «Перевези кубики»

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами

5

Игра «Прокати шарик через ворота»

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами

6

Игра «Покатай матрешку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

7

Игра «Покатай матрешку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

8

Игра  «Поймай рыбку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

9

Игра  «Поймай рыбку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

10

Игра «Прокати машинку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

11

Игра «Прокати машинку»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

12

Игра «Перевезем игрушки в тележке»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

13

Игра «Перевезем игрушки в тележке»

Учить  использовать вспомогательные средства (тесьма, ленточки, шнурки) при выполнении предметно – игровых заданий

14

Игра «Достань шарики сачком»

Формирование орудийных действий

15

Игра «Достань шарики сачком»

Формирование орудийных действий

16

Игра «Пересыпь чечевицу ложкой»

Формирование орудийных действий

17

Игра «Сварим кашу»

Формирование орудийных действий

18

Игра «Сварим кашу»

Формирование орудийных действий

19

Игра «Наберем воду кружкой»

Формирование орудийных действий

20

Игра «Наберем воду кружкой»

Формирование орудийных действий

21

Игра «Зайка прыгает по кочкам»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

22

Игра «Зайка прыгает по кочкам»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

23

Игра «Мишка топает по лесенке»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

24

Игра «Мишка топает по лесенке»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

25

Игра  «Покатаем зверушек»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

26

Игра  «Покатаем зверушек»

Учить  самостоятельно выполнять различные предметно – игровые действия с сюжетными игрушками

27

Игра    «Поиск в окружающем»

находить спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».

28

Игра    «Поиск в окружающем»

находить спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».

29

Игра «Что лишнее»

исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории

30

Игра «Что лишнее»

исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории

31

Игра    «Чудесный мешочек»

   различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.

32

Игра    «Чудесный мешочек»

   различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.

33

Собирание пирамидок

Учить накладывать кубик на кубик, кольцо на кольцо

34

Собирание пирамидок

Учить накладывать кубик на кубик, кольцо на кольцо

35

Собирание пирамидок

Учить накладывать кубик на кубик, кольцо на кольцо

Живой мир

дата

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

1

Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

2

Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

3

Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

4

Овощи (морковь, лук). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

5

Овощи (морковь, лук). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

6

Овощи (морковь, лук). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

7

Овощи (картофель, капуста). Форма, величина.

8

Овощи (картофель, капуста). Форма, величина.

9

Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу.

10

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).

развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие

11

Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад.

развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие

12

Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад.

развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие

13

Домашние животные (кошка, собака). Различие частей тела (голова, хвост)

14

Домашние животные (кошка, собака). Различие частей тела (голова, хвост)

15

Домашние животные (курица, кролик). Различие частей тела (голова, хвост)

16

Домашние животные (курица, кролик). Различие частей тела (голова, хвост)

17

Домашние животные. Различие в движении животных.

18

Домашние животные. Различие в движении животных.

19

Зима: морозы, метели

20

Домашние животные. Питание

21

Зима: морозы, метели

22

Домашние животные. Различие в движении животных.

23

Зима: морозы, метели

24

Практическое экспериментирование со снегом: Упр. «Свойство снега», «Разноцветные дорожки

25

Практическое экспериментирование со снегом: Упр. «Свойство снега», «Разноцветные дорожки

26

Домашние животные. Питание

27

Птицы (ворона, воробей). Внешний вид

28

Птицы (ворона, воробей). Внешний вид

29

Предметы обихода

30

Предметы обихода

31

Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы.

32

Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).

33

Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).

34

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, солнце, ветер, дождь, снег

35

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, солнце, ветер, дождь, снег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...