Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Болтачева Татьяна Петровна

Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года" В моём сочинении я рассказала о своём пути в профессию, поразмышляла о миссии учителя в современном мире, поделилась своими переживаниями о профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Да, я учитель и очень рада этому, особенно рада именно тому, что я учитель начальных классов. Дети младшего школьного возраста открыты всему новому, впитывают любое твоё слово, часто даже подражают. На переменах или динамических паузах, играя в школу, все стремятся быть «Татьяной Петровной», сразу меняется тон и поведение: говорят спокойно, медленно, вежливо, «взросло». Их игра не может не вызывать улыбку…Специфика деятельности учителя начальных классов в том, что каждый день ты несёшь ученикам что-то новое, красочное, даже сказочное, поэтому часто используется наглядность: красочные презентации, картинки, детские книги. Один день не похож на другой. Процесс познания в начальной школе приближен к игре, но мы не только познаём, играя, но и учимся высказывать своё мнение, задавать вопросы, анализировать, оценивать свою работу и действия одноклассников, действовать самостоятельно.  Константин Дмитриевич Ушинский по этому поводу сказал: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Именно на это и направлен ФГОС: научить ребёнка учиться, самостоятельно добывая знания, а учитель направляет и консультирует.

Конечно, определяющее качество учителя – любовь к детям, если этого нет – вряд ли можно оставаться в этой профессии. Я понимаю всю ответственность: я первый человек, с кем ребёнок встречается в школе, и первый школьный жизненный опыт навсегда определит его отношение к учению. Как приятно и радостно видеть их заинтересованные, горящие глаза, когда я предлагаю им какое-то новое дело, которое нравится, которое получается.  А если ребёнок заболел или огорчён, в начальной школе ещё считается само собой разумеющимся подойти, обнять, пожаловаться учителю. А когда к тебе навстречу дети бегут по коридору, раскинув руки, чувствуешь, что ты здесь не напрасно, что ты важен для кого-то. Всё это дорогого стоит, душа наполняется разными чувствами, за день они могут меняться от огорчения до радости и даже счастья. Я могу назвать себя счастливым человеком в своей профессии. Как сказал мудрец: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с таким же удовольствием – домой». Это про меня.

Однако мой путь в эту профессию был долгим. Безусловно, я жалею об упущенном времени, но сложилось так, как сложилось. Когда пришло время после окончания школы выбирать учебное заведение, я долго не могла определиться. Моя мама говорила, что мне подходит профессия учителя начальных классов, но я упрямо не соглашалась, ведь в этом возрасте все мы сотканы из противоречий. Моя сестра работала воспитателем в детском саду, я часто ходила к ней на работу после школы, читала детям книжки, помогала одевать после сна заспанных, милых детишек, заплетала девчонкам косички. Детский сад был для меня островком уюта, спокойствия, любви, и я решила быть воспитателем в детском саду, поступив в Саратовское педучилище. Педагогическое училище даёт своим студентам обширную практику, чего нельзя сказать о высших учебных заведениях. Мы сами мастерили учебные пособия, сочиняли песни, сказки, придумывали конспекты занятий, то есть доходили до всего своим умом и делали своими руками: это была хорошая подготовка  к будущей профессии.

Пятнадцать лет я отдала работе в детском саду, причём «росла» вместе со своими собственными детьми. Когда моя младшая дочь пошла в первый класс, я уже была на третьем курсе педагогического института и меня приняли на работу в школу сначала воспитателем группы продлённого дня, а потом учителем начальных классов. И тут я поняла, как права была моя мама! Это действительно моё: быть учителем очень интересно. Ежедневно, готовясь к предстоящим урокам, продумывая вопросы, упражнения, представляю, кому из детей я задам тот или иной вопрос, и кажется, что знаю всё о любом своём ребёнке. Но они иногда преподносят сюрпризы, и в этом, по моему мнению, и состоят плюсы работы учителя –повернуть каждого ученика той гранью, в которой он талантлив. Основа обучения – успешность, когда у ребёнка получается, то ему и работать хочется!

Но есть у нашей профессии и минусы: много говорится о низкой зарплате педагогов, часто коллеги жалуются на большую загруженность. Учитель занимается не только ведением уроков и подготовкой к ним, но и участвует в различных конкурсах, вебинарах, семинарах, педсоветах, репетициях – а на это всё нужно время, бесценное время, которое так быстро бежит. И проносятся четверть за четвертью, год за годом в заботах, хлопотах, которым нет конца… Но есть какое-то противоречие в самой сути нашей профессии и разговорах об оплате труда. Как врачи, так и педагоги не могут быть людьми случайными: ты или весь отдаёшься своей работе, или лучше не начинать, потому что расплата в случае неудачи – человеческая жизнь и человеческая душа. Я думаю, что государство когда-нибудь тоже поймёт, что люди этих специальностей не должны задумываться, хватит ли средств от зарплаты до зарплаты, а жить своей профессией, отдаваться ей полностью, быть инициативными, творческими, развивать и совершенствовать своих учеников и себя.

Ещё одна проблема современной российской школы – нехватка молодых кадров. Не идёт в школу молодёжь: непрестижно, малооплачиваемо, а спрос большой и ответственность огромная. Это очень грустно, нам хотелось бы, чтобы пришли молодые учителя, внесли какую-то свежую струю. Мы, старшие, более опытные учителя с удовольствием бы учились у них, а они у нас.

Есть такой психологический термин «синдром профессионального выгорания», когда у педагога происходит эмоциональное истощение на фоне хронического стресса, возникает состояние тревожности, неудовлетворённости. По статистике учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги. Всегда есть опасение, что в таком круговороте дел когда-нибудь появится нестерпимое желание устало сесть, опустить руки и смотреть в одну точку, ни о чём не думая.

Но я всё же думаю, что меня минует чаша сия, потому что стараюсь часто анализировать свои действия как бы со стороны, не зацикливаюсь на неудачах, стараюсь чередовать виды деятельности, и вообще, во всём ищу позитив. Я счастлива, что являюсь частью этого большого, постоянно движущегося, живого организма под названием «школа», могу внести свою лепту в его жизнь, оставить положительный след на этой земле, где все мы просто гости и живём один раз. А прожить жизнь надо, по словам Островского, «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», и я с ним абсолютно согласна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...