Самообразование
материал на тему

Кухта Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального развития

учителя начальных классов

на 2015-2019 годы

ФИО учителя: Кухта Лариса Александровна

Цель профессионального развития: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Задачи профессионального развития:

1. В течение пятилетнего периода продолжать изучать и использовать современные технологии, методики для организации и активизации учебно-познавательной деятельности, поддержания интереса к учебным дисциплинам, сохранения здоровья, повышения качества обучения учащихся.

2. Разработать рабочие программы по предметам, педагогический проект по созданию условий для активизации познавательной деятельности младшего школьника, тестовые задания, уроки (конспекты), внеклассные мероприятия.

3. Продолжить практическую работу по темам самообразования «Использование ИКТ-технологий в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»,  начать работу над темой «Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе», определить ее влияние на результаты обучения, развития учащихся, представить практический материал в форме творческого отчета в методический кабинет.

Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности и построения модели образовательного процесса. 

Результатами моего самообразования должны стать:

- повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах;

- разработка и проведение открытых уроков с использованием приёмов современных образовательных технологий;

-  участие в реализации задач инновационной площадки «Школа продуктивного обучения»;

- создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ;

- ежегодное участие в педагогических конкурсах разного уровня и разной тематики.

Направления самообразования:

Направления

Мероприятия

Сроки

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

4. Успешно проходить аттестацию на категорию.

5. Разрабатывать рабочие программы по своим предметам.

6. Участвовать в профессиональных конкурсах.

7. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей.

Ежегодно

1 раз в 5 лет

ежегодно

ежегодно

постоянно

Психолого- педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Принимать участие в работе педконсилиумов.

3. Проводить психолого-педагогическую диагностику.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Изучать опыт работы лучших учителей школы, города, области через посещение семинаров и в сети Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

регулярно

ежегодно

регулярно

ежегодно

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

3. Пополнять персональный сайт.

4.Принимать участие в творческой группе учителей, интересующимися новыми ИКТ.

регулярно

с 2016

ежегодно

Охрана здоровья

1. Использовать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

План самообразования

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления

Где, когда, кем заслушивается

  1. Работа по теме самообразования.

Разработка практического материала по теме «Использование ИКТ-технологий в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»

Разработка практического материала по теме «Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе»

2014 - 2017

2015-2019

Систематизация  материала

На МО учителей начальной школы

На МО учителей начальной школы

Разработать задания для применения на учебных занятиях по темам «Использование ИКТ-технологий в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе»

2014 - 2019

Открытые уроки

Выступления на семинарах городского, регионального уровня

для учителей начальной школы

Опыт работы по темам представлять на МО учителей начальных классов школы.

ежегодно

Выступление и открытый урок

На конференциях, семинарах

На ярмарке идей «Использование ИКТ в работе педагога» на базе ИМЦ г. Томска

В работе городской ПТГ «Работа с текстом» на базе ИМЦ;

Мастер–класс городского уровня на базе ОО;

Выступление на семинаре (ТГПК)

Закончить работу по теме «Использование ИКТ-технологий в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»

в 2016-2017 уч. г.

Закончить работу по теме «Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе»

к 2017 г.

в 2019г.

Аттестация

Открытые уроки, выступления, мастер-классы

На МО учителей начальной школы

На МО учителей начальной школы

Разработки заданий, уроков, методического материала

ежегодно

Открытые уроки

для учителей начальной школы

Ведение персонального сайта

с 2016 бессрочно

В сети Интернет, выступление

На МО учителей начальной школы

Конкурс авторских сайтов

  1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы введения ФГОС

с 2012 по 2016 г

Обсуждение

Заседание МО

Литература, нормативные правовые документы

Постоянно

Чтение

Самообразование

Использование  литературных источников

Постоянно

Урок

При подготовке

Изучение основополагающего документа ФГОС  начального образования

с 2012 – 2013 г

Выступление

Заседание МО

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования

постоянно

Обсуждение

Круглый стол в рамках МО начальной школы

Требования к результатам освоения ООП  в начальной школе

2015 г

Обсуждение

Круглый стол в рамках МО

Формирование УУД

2015-2018г.

Аннотация к прочитанному

На МО, семинарах

3. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса

Корректировка и уточнение рабочих   программ по учебным предметам.

август ежегодно

Оформление документов

По приказу директора

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по предметам для своего класса.

август ежегодно

Отчет

Приказ директора

Разработка педагогического проекта по созданию условий для активизации познавательной деятельности младшего школьника

2015-2019 г

Отчет

Заседание МО классных

Составление  комплексных проверочных работ

ежегодно, за период 1 и 2 полугодий

Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексной. проверочной работы

Заседание МО учителей начальных классов

Анализ «Методической копилки педагогического опыта»

ежегодно в течение учебного года

Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием ФГОС

на заседаниях МО учителей начальных классов

4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Выступление на заседании МО учителей

Доклады с презентацией

ежегодно

Презентации

Для учителей начальных классов

в течение учебного года

Открытые уроки

МО учителей

Участие в научно-практических конференциях

в течение учебного года

Выступления и публикации

Различный уровень конференций

Участие в предметной неделе

ежегодно

апрель

Выступления и Открытые уроки

Школьный уровень

Открытые уроки

в течение учебного года по согласованию

Уроки, презентации, внеклассные мероприятия.

Семинары разного уровня

Наставничество

2016-2017

отчет

Методсовет ОО

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Прохождение и участие в различных курсах образовательного направления

по согласованию

Выступления, аннотация к курсам

Для МО учителей



Предварительный просмотр:

Тема самообразования   «Использование ИКТ технологий в начальной школе как как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»

Цели самообразования:

1. Изучение и апробирование ИКТ как способ активизации познавательной деятельности

2. Совершенствование методики преподавания предметов в рамках введения ФГОС второго поколения.

3. Повышение профессионального мастерства в использовании ИКТ технологий на уроках в начальной школе.

Отчёт по теме самообразования за 2014 – 2017 уч.год

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда»

Древняя мудрость

Работая над темой самообразования, я решила исследовать, как изменяется мотивация к учению младших школьников, а значит и качество образования при систематическом использовании ИКТ.

Ведь в мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Тем более, что сейчас у каждого ребёнка в нашем классе есть компьютер. И чтобы совместить игру с получением, добыванием и закреплением знаний, как нельзя лучше помогли нам компьютерные технологии. А с появлением в классе компьютера и мультимедийного проектора, моя педагогическая деятельность и построение уроков значительно изменились, уроки стали намного эмоциональнее, красочнее, активнее.

Целью применения ИКТ стало:

- Развитие мышления;

- Формирование приёмов мыслительной деятельности.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:

техническая и дидактическая.

1.Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

2. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.

Возможности ИКТ безграничны. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  • Мультимедийные курсы
  • Логические игры
  • Тесты, тренажёры
  • Ресурсы Интернет
  • Электронные энциклопедии
  • Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).

Возможности ИКТ:

  • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);
  • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • Создание текстовых работ;
  • Обобщение методического опыта в электронном виде.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Некоторые из них я предлагаю рассмотреть на примере.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к примеру, исследовательская работа.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Участие в мероприятиях по повышению уровня самообразования

Мероприятия различного уровня

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация к уроку окружающего мира. Тема: "С кем дружит дуб"

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация  "КВН «Хочу всё знать!»".

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация  "Шарады".

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация "Анаграммы, метаграммы, логогрифы"

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация "Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний»

Публикация в дистанционном образовательном портале «Продленка» Презентация "ИКТ-компетенции современного учителя"

Публикация в журнале «Педагогический мир» Презентация к классному часу   «Дружба".

Публикация в журнале «Педагогический мир» Презентация  к уроку русского языка «Морфологический разбор глагола".

Доклад на базе ИМЦ г. Томска «Использование интернет- ресурсов   на  уроках в начальной школе»

Создание персонального сайта на « NSportal»  https://nsportal.ru/kuhta-larisa-aleksandrovna

ИКТ позволяют мне:

  • организовать различные формы работы;
  • увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулируют профессиональный рост;
  • наглядно представлять материал; 
    интенсифицировать процесс объяснения нового материала; 
    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:

Интернет: 

• расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
 
• дает возможности для профессионального роста;
 
• открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
 
• позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Учащиеся моего класса, выпущенного в 2016-2017 уч.г., достаточно хорошо  умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций, при подготовке к урокам, во внеурочной деятельности, при работе над проектами, в исследовательской деятельности. Обучая первоклассников,  я продолжаю формирование УУД в работе со средствами ИКТ, используя предложенные интерактивные программы по учебным предметам, также привлекаю интернет-ресурсы, такие как «Learning.apps», «Учи.ру». Все обучающиеся моего класса (бывшие выпускники, нынешние первоклассники) зарегистрированы на портале «Учи.ру». Еженедельно они выполняют предлагаемые задания, участвуют в конкурсах.

Список изученной литературы:

Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»



Предварительный просмотр:

Тема самообразования  «Формирование читательской компетенции младших школьников как способ активизации познавательной деятельности на уроках»

Цели самообразования:

1. Изучение и апробирование основ формирования читательской компетенций как способ активизации познавательной деятельности детей.

2. Формирование навыков читательской компетенции в рамках межпредметной программы «Работа с текстом» по предметам на основе ФГОС второго поколения.

3. Повышение профессионального мастерства в использовании технологий формирования читательских компетенций  на уроках в начальной школе.

Отчёт по теме самообразования за период 2015 – 2018 уч.год

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

В начале 20 века дети читают «не то» и «не так»

Читательская пассивность растет.

Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются тенденции: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к источникам сети Интернет и компьютерным играм. Это необходимо учитывать.

Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, «ДА!». Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать свое понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

Вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Существует несколько подходов к определению читательской компетентности.

Грамотность чтения или читательская компетентность – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Данное определение отражает информационный подход к чтению.

Целью применения данной технологии стало:

- обучению детей осмыслению прочитанного текста;

- формирование приёмов читательской компетенции в соответствии с этапами работы с текстом междисциплинарной программы.

Работа с текстом делится на три этапа:

1. поиск информации и понимание прочитанного текста;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. оценка информации.

Заметим, что под компетенцией учащихся так же обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности.

Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности, отсюда и вытекают достоинства применения приёмов работы с текстом, цель которых  - извлечение из текстов информации, понимание и интерпретация информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, отрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. ФГОС относит информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах. Значит, учитель не только на уроках чтения организует работу с текстом в соответствии с её этапами, но и на уроках русского языка, математики, окружающего мира и других организует учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. В соответствии с этим происходит формирование навыка читательской компетенции.

Читательская деятельность – это и есть способность к творческому чтению, освоению прочитанного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев, оценивать их поступки или авторское отношение к статье; понимание специфики языка художественного произведения, интерпретация полученной информации через использование знаково-символических средств. Общей в этих подходах можно назвать способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в жизненных ситуациях, требующих ее эффективного применения.

Выделяют три шкалы оценки читательской компетенции.

Шкала «Успешность извлечения информации» описывает способность обучающихся находить, отбирать, понимать информацию в тексте.

Шкала «Успешность интерпретации» описывает способность обучающихся определять тему, главную мысль и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации с применением разных способов понимания прочитанного.

Шкала «Успешность размышления и оценка» описывает способность учеников связывать тексты с собственной структурой знаний, идей и опыта.

Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг, произведений и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный, которые мы можем использовать на уроках русского языка, математики, окружающего мира и других.

Целью грамотного чтения в современном обществе является создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.

Из главной цели вытекает ряд задач:

1. Изменить отношение к чтению.

2. Развивать потребность в чтении.

3. Систематизировать социокультурное пространство чтения.

4. Создать базу эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся.

5. Стимулировать творчество детей.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Учителю необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Я придерживаюсь классических этапов формирования читательских интересов:

Подготовительный – это этап обучения детей читательской азбуке. На этой стадии дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, учатся выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи. Эта работа идет двумя путями: на уроках, во внеклассном чтении и во внеурочное время.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Я заметила, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения признаю целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Использую следующие виды упражнений:

  • в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко);
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: «игра в прятки», «мнимое слово», чтение за «диктором», синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: наглядные пособия; демонстрационные картины; учебные таблицы, иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок; книги; электронные презентации.

В результате проведенной работы на подготовительном этапе удалось зафиксировать следующие результаты:

  1. оптимальный уровень усвоения первоклассниками содержания прослушанных на уроках внеклассного чтения произведений, о чем свидетельствовали: безошибочное воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.
  2. интенсивно нарастающий интерес к самостоятельному чтению книг.
  3. незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.

Мониторинг читательской деятельности во внеурочное время показывает, что благодаря возникшему интересу к книгам и системе рекомендательных домашних заданий у первоклассников приобретена стабильная ситуативная активность и устойчивый интерес к самостоятельному чтению.

Для того чтобы сформировать читательскую компетенцию у младших школьников, необходимо использовать такие формы работы, как проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов, беседы-дискуссии, которые научат детей размышлять о прочитанном и высказывать свое мнение.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. Е. овладели умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг. При этом эффективность обучения находилась в прямой зависимости от соблюдения ряда организационно-методических правил: оценивание результатов читательской деятельности как в безоценочном варианте, так и с помощью отметки; подбор книг по теме.

На основании полученных результатов, второй год работы с детьми был посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

Результаты, которые были получены к концу 2-го года обучения, оказались следующими:

  1. читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя;
  2. влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
  3. книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
  4. умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения.

Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Моя задача на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Теперь самостоятельный выбор и чтение детских книг стал обязательным для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагалась мной. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению по собственному выбору у большинства детей стал устойчивым. Развитие читательской памяти и кругозора позволило ученикам в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, проявлять читательскую компетентность.

Полученные результаты дали возможность сделать вывод: интерес к чтению книг у учащихся не только сохранился, но и закрепился, значительно повысился уровень сформированности основ читательской компетентности.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Этот этап был нацелен на то, чтобы предельно расширить читательский кругозор детей, а также на формирование навыка анализа и оценки содержания книги. Для уроков литературного чтения и окружающего мира дети делали выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

На заключительном этапе просматривались значительные, но и закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению. Региональный мониторинг по метапредметной работе  показал, насколько хорошо дети к концу обучения в начальной школе научились работать с текстом  по сравнению с уровнем основ читательской компетенции 3 класса. Это произошло за счёт улучшения оперативной памяти, увеличения техники чтения, развития творческого мышления, применения полученных знаний при работе с текстом на каждом этапе.

Опираясь на структуру межпредметной программы «Работа с текстом» в начальной школе при формировании читательской компетенции у моих учеников я также опираюсь на этапы «Поиск информации  и понимание прочитанного текста», «Преобразование и интерпретация информации», «Оценка информации».

        Этап «Поиск информации и понимание прочитанного текста» я начинаю реализовывать уже на уроках обучения грамоте, как только дети научились читать небольшие тексты. После прочтения текста проводится работа по его анализу, учу детей ориентироваться в тексте, задавая вопросы по его содержанию. После анализа текста формируем план, по которому ребята учатся его пересказывать. Подобную работу провожу также на уроках математики, когда нужно прочитать и проанализировать предлагаемые задания; на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки учимся работать с научно-познавательным текстом, авторской статьёй, предложенной в учебнике.

Вдумчивость чтения у детей повышается после того, как они получают задание самим ставить вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. Также достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно, с чувством читает художественный текст. Умение учителя правильно и красиво владеть словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому что им «очень понравилось, как оно написано». Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений может стать использование приема устного словесного рисования (описания образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения). Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией. Этот прием направлен на развитие способности к конкретизации словесных образов, т.к. нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. Кроме того, в процессе описания устной или письменной картины развивается речь ребенка и его логическое мышление. На уроке также необходимо научить детей читать по ролям и в чтении передать чувства, намерения персонажей.

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Толковать значения слов можно через показ предметов, картинок, пословиц и загадок. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов дети должны объяснить сами, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно, либо обратиться к электронным справочникам, Интернету.

В целях формирования читательской компетенции можно предложить и такие виды работы, как литературные конкурсы, викторины на знание творчества того или иного писателя; ведение читательских дневников, в которых фиксируются главные герои произведения, выписывается их характеристика; создание классной библиотеки; уроки читательского мастерства; подготовка презентаций произведений; тесное сотрудничество со школьной библиотекой; проблемно – поисковые ситуации; семейное чтение.

Второй этап «Преобразование и интерпретация информации» использую, когда учащиеся после прочтения текста уже умеют:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте ключевые слова;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

На этом этапе мы учим их преобразовывать полученную информацию с той целью, чтобы она легко запомнилась.

        В первом классе на уроках обучения грамоте словесную информацию преобразуем в звуковые модели слов, словосочетаний, предложений. И даже текст можно представить в виде модели, используя условные обозначения. Также применяю разные приёмы для активизации познавательной деятельности детей.

На уроках математики знаково-символические модели также имеют место при изучении арифметических действий, анализе и решении задач.

На уроках окружающего мира для интерпретации и преобразования полученной информации использую как модель приём технологии РКМЧП «кластер», а также таблицы, схемы, рисунки.

На уроках русского языка я учу детей представлять многие правила в виде алгоритма для того, чтобы они хорошо и без труда запомнились.

        По мере изучения учебного материала по предметам при переходе из класса в класс модели становятся более разнообразными. Дети сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно могут заключить полученную информацию в знаково-символическую модель и, соответственно, лучше запомнить. Например, при изучении правописания безударных окончаний имён существительных в 4-м классе предлагается алгоритм проверки с использованием слов-помощников. Для того чтобы определить какую букву гласного надо писать в безударном окончании имени существительного, надо:

1. поставить имя существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.);

2. определить склонение данного существительного;

3. подобрать необходимое слово-помощник (1скл. –земля, луна; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – степь, печь);

4. поставить слово – помощник в ту же форму, что и проверяемое существительное;

5. по окончанию слова-помощника определить окончание проверяемого существительного.

Н.ф.,

склонение

слова-помощники

□     □

    □

Например: за занавеск…й

1. Н.ф.:  занавеска  

2. Склонение: 1 скл.

3. Слово-помощник: луна   

4. Ставим в ту же форму: за луной

5. Проверяем: за занавеской

        Часто  учащиеся могут испытывать трудности при определении правильного написания окончания имён прилагательных. Как же можно  проверить безударные окончания прилагательных?

        В учебнике по «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предлагается следующий алгоритм:

1.найти в предложении словосочетание «существительное+ прилагательное»;

2.поставить вопрос от существительного к прилагательному;

3.выделить окончание в слове – вопросе;

4.написать соответствующее окончание в проверяемом имени прилагательном.

Вместе с детьми  эту словесную информацию преобразуем в знаково-символическую форму  следующим образом:

1. С/С сущ. + прил.

2. сущ. ? прил.

3. □ в ? (в слове-вопросе)

4. □ в прилагательном

Например: Люди не могли сосредоточиться на работе в душн..й  комнате.

Определяем правильное написание безударного окончания у прилагательного «в душной» следующим образом:

  1. находим С/С:  в душной комнате;
  2. ставим вопрос от существительного к прилагательному: в комнате (какой?) душной;
  3. выделяем окончание в слове-вопросе: какой? - -ОЙ;
  4. записываем соответствующее окончание в проверяемом прилагательном: в душной.

На следующем уроке данный алгоритм дети восстанавливают на доске и без труда вспоминают правило, которое поможет определить им правильное написание безударного окончания имени прилагательного.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе модели учебного материала, составленные лично.  Главное, чтобы дети поняли изучаемую тему и научились применять полученную информацию.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, также в работе с родителями. На уроках литературного чтения учитель обязательно должен использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Таким образом, проведенная мною в течение нескольких лет работа по теме «Формирование читательской компетентности», даёт свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с этой информацией, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками информации, развивать оперативную память и творческое мышление.

Работая над данной темой, в 2015 г. принимала участие в ПТГ на базе ИМЦ г. Томска, занимаясь разработкой технологической карты по формированию УУД  «Поиск информации  и понимание прочитанного текста» (вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию).

Работа над данной темой ещё продолжается. Апробирую упражнения для формирования читательской компетенции нынешних первоклассников, а также планирую активное внедрение 3-го этапа работы с текстом «Оценка информации».

Как показывает практика, без новых педагогических технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием приёмов формирования работы с текстом становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Участие в мероприятиях по повышению уровня самообразования

Мероприятия различного уровня

Участие в ПТГ на базе ИМЦ по теме «Работа с текстом», создание технологической карты по формированию УУД  «Поиск информации  и понимание прочитанного текста» (вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию).

Публикация в сборнике материалов областного научно-практического семинара «Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании»,  Департамент профессионального образования Томской области, ОГБПОУ «ТГПК» по теме «Формирование УУД младших школьников при работе с текстом через использование знаково-символических средств»

Доклад на областном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании»  на тему «Формирование УУД младших школьников при работе с текстом через использование знаково-символических средств»

Мастер-класс   «Формирование читательской компетенции на разных уровнях образования»,

 Департамент образования администрации г. Томска, МАУ ИМЦ г. Томска на тему «Использование знаково-символических средств на уроках русского языка в начальной школе»

Список изученной литературы:

  1. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.
  2. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.
  3. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2014.
  5. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. «Русский язык». – М.: «Баласс», 2013.
  6. Авдеева А. В., Молькова М. В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 44-46.

Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...