Главные вкладки

    Рабочая программа
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Красильникова Елена Павловна

    Рабочая программа кружка " Проектная и исследовательская деятельность" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа

     город Салават Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                         И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата

                                                                                                                                                                         ________  И. П. Панявина

                                                                                                                                                                         Приказ  №_______

                                                                                                                                                                         от «___»__________ 2017г.

                                                                                                                                                                         

            

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,

    Направление: общеинтеллектуальное

    Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность»

    для учащихся 3 классов

               СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

               на заседании ШМО классных руководителей                                заместителем     директора по ВР      

               Протокол № ______                                                                           ___________ Э.Р.Абдуллина

               от «____» _________ 2017г.                                                              от «____» _________ 2017г.

    2017-2018  учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.

         Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

           Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

          Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

        Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.

        Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

        Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ  проектной и исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

    • формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
    • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    • развитие познавательных потребностей  и способностей, креативности;
    • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. 
    •  

        Отличительные особенности программы

    Проектная и исследовательская деятельность  младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

         Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.

    На реализацию данной программы в 3 классе  отводится 68часов, из них  аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч. 

    Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы

    Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.

    Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.

    Занятия групповые, 15-25 человек.

    Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

    • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
    • умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
    • каким образом обозначается граница исследования;
    • как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
    • как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
    • каким образом ведётся исследование;
    • умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
    • как анализировать и обобщать полученные материалы;
    • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
    • как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
    • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
    • организацию  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Результатами  освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Личностные результаты

    • формирование уважительного отношения к иному мнению;
    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    • развитие самостоятельности в информационной деятельности;
    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

    Метапредметные результаты

    Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Познавательные

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    • использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Регулятивные

    • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

    • умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    • использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

    • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

    • адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

    Коммуникативные

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;

    • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    • умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

    • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

    • готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;

    • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты:

    • использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    • владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

    • уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;

    • уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;

    • иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.

                                                               

    Программа предусматривает достижение   трёх    уровней    результатов:

            Первый уровень результатов 

    (1 класс)

    Второй уровень результатов

    (2-3 класс)

             Третий уровень результатов 

    (4 класс)

    Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские  задачи.

    Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению.

    Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции.

     

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения

    Текущая аттестация

    Промежуточная и итоговая аттестация

    Внеурочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Урочная деятельность

    -тестирование;

    -практические работы;

    -творческие работы.

    - подготовка отчета – сообщения по результатам исследования;

    -представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи;

    -участие в учебно-исследовательских конференциях.

    - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,

    - активность в проектах и программах внеурочной деятельности,

    - творческий отчет.

    - анализ динамики текущей успеваемости.

    - портфолио

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    3 класс

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    1.

    Проект и исследование.

    5 ч

    2.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту).

    15ч

    11 ч

    3.

    Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.

    28ч

    22ч

         4.

    Оформление исследовательской работы.

    7 ч

    5.

    Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.

    6 ч

    6.

    Защита исследовательской работы.( проекта).

                                   Итого:

    68 ч

    16ч

    52 ч

    Проект и исследование(7ч).

    Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)                                      

    Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая  значимость работы. Практическая значимость работы.

    Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.

    Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). 

    План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.

    Оформление исследовательской работы. (7 часов)

    Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.

    Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

    Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.

    Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)

    Правила   публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных  работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

                       

    УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

                                               Тема занятия

    Кол-во        часов

         Дата   проведения

          Примечание

          План

        Факт

                       Проект и исследование.(7часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека.

    Определять  значимые личностные качества исследователя.

    Соблюдать основные правила работы в группах.

     1.

    Необычное в мире обычного.

    1

    01.09.

     2.

    Исследование, исследователи.

    1

    06.09.

     3.

    Правила успеха исследования.

    1

    08.09.

         4.

    Проект и исследование.

    1

    12.09.

         5.

    Виды проектных и исследовательских работ.

    1

    14.09.

         6.

    Исследовательские способности учащихся.

    1

    19.09.

         7.

    Организация исследования.

    1

    22.09.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Обсуждать выбранную тему   проектной работы и исследования.

    Обосновывать актуальность темы .

    Выделять основные признаки классификации тем  проектных и исследовательских работ.   

    Знать с какой целью проводится исследование.

    Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие.

    Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования.

    Рассматривать  различные варианты решения проблем.

    Определять объект и предмет исследования.                           

         8.

    Определение проблемы исследования.

    1

    27.09.

         9.

    Тема проекта или исследования.

    1

    29.09.

        10.

    Классификация тем исследовательских работ.

    1

    04.10.

        11.

    Актуальность выбора темы.

    1

    06.10.

        12.

    Постановка цели исследования по заданной теме.

    1

    11.10.

        13.

    Определение задач исследования.

    1

    13.10.

        14.

    Выдвижение гипотез.

    1

    18.10.

        15.

    Гипотеза и провокационная идея.

    1

    20.10.

    16.

    Предмет исследования.

    1

    25.10.

    17.

    Объект исследования.

    1

    27.10.

    18.

    Теоретическая  значимость работы.

    1

    08.11.

    19.

    Практическая значимость работы.

    1

    10.11.

    20.

    Различные варианты решения проблем по теме исследования.

    1

    15.11.

    21.

    Методы и приёмы исследования.

    1

    17.11.

    22.

    Этапы исследования.

    1

    22.11.

                                                                   Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).

    Характеристика деятельности учащихся:

    Знать и использовать в работе  основные  доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные.

    Строить работу в соответствии с алгоритмом.

    Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем.

    Наблюдать , проводить наблюдения над объектом.

    Участвовать в отборе материала для  проектной и исследовательской работы.

    Планировать  эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

    Обобщать собранные материалы  по теме , представлять  результаты работы.

    23.

    План работы для реализации исследовательского проекта.

    1

    24.11.

    24.

    Теоретическая и практическая часть работы.

    1

    29.11.

    25.

    Способы сбора и анализа информации.

    1

    01.12.

    26.

    Отбор материала по теме исследования.

    1

    06.12.

    27.

    Главное и второстепенное в отобранном материале.

    1

    08.12.

    28.

    Самостоятельные ответы на вопросы.

    1

    13.12.

    29.

    Помощь взрослых, специалистов по теме исследования.

    1

    15.12.

    30.

    Различные источники информации.

    1

    19.12.

    31.

    Работа в библиотеке с каталогами.

    1

    22.12.

    32.

    Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

    1

    27.12.

    33.

    Просмотр телематериалов по теме исследования.

    1

    29.12.

    34.

    Работа с информационными источниками, Интернетом.

    1

    10.01.

    35.

    Анкетирование. Составление анкет.

    1

    12.01.

    36.

    Социальный опрос. Подготовка вопросов .

    1

    17.01.

    37.

    Интервьюирование. Проведение интервью в группах.

    1

    19.01.

    38.

    Наблюдение как метод исследования.

    1

    24.01.

    39.

    Исследование объектов.

    1

    26.01.

    40.

    Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности.

    1

    31.01.

    41.

    Организация и проведение опытов.

    1

    02.02.

    42.

    Коллекционирование.

    1

    07.02.

    43.

    Основные логические операции.

    1

    09.02.

    44.

    Эксперимент как форма познания мира.

    1

    14.02.

    45.

    Мыслительный эксперимент.

    1

    16.02.

    46.

    Анализ и синтез.

    1

    28.02.

    47.

    Суждение, умозаключение.

    1

    02.03.

    48.

    Формулировка выводов.

    1

    07.03.

    49.

    Обобщение полученных данных.

    1

    09.03.

    50.

    Способы предоставления результатов работы.

    1

    14.03.

    Оформление исследовательской работы. (7 часов)

    Подготовка сообщения(6ч)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям .

    Оформлять  приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии.

    Оформлять список литературы.

    51.

    Структура работы.

    1

    16.03.

    52.

    Введение.

    1

    21.03.

    53.

    Основная часть.

    1

    23.03.

    54.

    Выводы.

    1

    28.03.

    55.

    Требования к приложениям.

    1

    30.03.

    56.

    Примечания в работе.

    1

    04.04.

    57.

    Оформление списка литературы.

    1

    06.04.

                                                                                           Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Знать правила подготовки работы к защите.

    Выделять из текста основные понятия, определения.

    Составлять текст  своего сообщения, пересказывать по составленному плану.

    Отвечать на предполагаемые вопросы.

    Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению.

    58.

    Правила написания защитной речи.

    1

    18.04

    59.

    Выделение из текста основных понятий, определений.

    1

    20.04.

    60.

    Тезисы работы.

    1

    25.04.

    61.

    Текст выступления.

    1

    27.04.

    62.

    Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления.

    1

    02.05.

    63.

    Создание презентации.

    1

    04.05.

    64.

    Оформление приложения к работе.

    1

    11.05.

    Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Публично  выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы.

    Учитывать рекомендации по представленной работе.

    65.

    Правила   публичного выступления на научно- практической конференции.

    1

    16.05.

    66.

    Защита индивидуальных  работ по выбранной теме.

    1

    18.05.

    67.

    Защита коллективных творческих работ по выбранной теме.

    1

    23.05.

    68.

    Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

    1

    25.05.

    Итого:                 68ч

    РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Кадровое обеспечение

    • Библиотекарь школы.
    • Психолог школы.
    • Руководитель пришкольного участка.

    Материально- техническое обеспечение

    • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
    • Персональный компьютер с принтером. 

    Информационно- методическое обеспечение

    • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
    • Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
    • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
    • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
    • Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
    • Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
    • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
    • Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
    • Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Литература для учителя:

    • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
    • Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
    • Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
    • Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
    • Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
    • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
    • МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.

    Литература для детей и родителей:

    • Горячев А. В., Иглина Н. И.  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
    • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
    • Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.  
    • Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.  

                                                     



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа

     город Салават Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                         И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата

                                                                                                                                                                         ________  И. П. Панявина

                                                                                                                                                                         Приказ  №_______

                                                                                                                                                                         от «___»__________ 2017г.

                                                                                                                                                                         

            

    Рабочая программа по внеурочной деятельности

    Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,

    Направление: общеинтеллектуальное

    Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность»

    для учащихся 3 классов

               СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

               на заседании ШМО классных руководителей                                заместителем     директора по ВР      

               Протокол № ______                                                                           ___________ Э.Р.Абдуллина

               от «____» _________ 2017г.                                                              от «____» _________ 2017г.

    2017-2018  учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.

         Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

           Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

          Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

        Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.

        Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

        Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ  проектной и исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

    • формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
    • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    • развитие познавательных потребностей  и способностей, креативности;
    • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. 
    •  

        Отличительные особенности программы

    Проектная и исследовательская деятельность  младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

         Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.

    На реализацию данной программы в 3 классе  отводится 68часов, из них  аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч. 

    Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы

    Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.

    Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.

    Занятия групповые, 15-25 человек.

    Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

    • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
    • умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
    • каким образом обозначается граница исследования;
    • как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
    • как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
    • каким образом ведётся исследование;
    • умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
    • как анализировать и обобщать полученные материалы;
    • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
    • как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
    • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
    • организацию  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Результатами  освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Личностные результаты

    • формирование уважительного отношения к иному мнению;
    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    • развитие самостоятельности в информационной деятельности;
    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

    Метапредметные результаты

    Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Познавательные

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    • использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Регулятивные

    • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

    • умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    • использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

    • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

    • адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

    Коммуникативные

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;

    • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    • умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

    • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

    • готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;

    • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты:

    • использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    • владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

    • уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;

    • уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;

    • иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.

                                                               

    Программа предусматривает достижение   трёх    уровней    результатов:

            Первый уровень результатов 

    (1 класс)

    Второй уровень результатов

    (2-3 класс)

             Третий уровень результатов 

    (4 класс)

    Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские  задачи.

    Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению.

    Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции.

     

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения

    Текущая аттестация

    Промежуточная и итоговая аттестация

    Внеурочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Урочная деятельность

    -тестирование;

    -практические работы;

    -творческие работы.

    - подготовка отчета – сообщения по результатам исследования;

    -представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи;

    -участие в учебно-исследовательских конференциях.

    - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,

    - активность в проектах и программах внеурочной деятельности,

    - творческий отчет.

    - анализ динамики текущей успеваемости.

    - портфолио

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    3 класс

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    1.

    Проект и исследование.

    5 ч

    2.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту).

    15ч

    11 ч

    3.

    Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.

    28ч

    22ч

         4.

    Оформление исследовательской работы.

    7 ч

    5.

    Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.

    6 ч

    6.

    Защита исследовательской работы.( проекта).

                                   Итого:

    68 ч

    16ч

    52 ч

    Проект и исследование(7ч).

    Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)                                      

    Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая  значимость работы. Практическая значимость работы.

    Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.

    Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). 

    План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.

    Оформление исследовательской работы. (7 часов)

    Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.

    Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

    Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.

    Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)

    Правила   публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных  работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

                       

    УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

                                               Тема занятия

    Кол-во        часов

         Дата   проведения

          Примечание

          План

        Факт

                       Проект и исследование.(7часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека.

    Определять  значимые личностные качества исследователя.

    Соблюдать основные правила работы в группах.

     1.

    Необычное в мире обычного.

    1

    01.09.

     2.

    Исследование, исследователи.

    1

    06.09.

     3.

    Правила успеха исследования.

    1

    08.09.

         4.

    Проект и исследование.

    1

    12.09.

         5.

    Виды проектных и исследовательских работ.

    1

    14.09.

         6.

    Исследовательские способности учащихся.

    1

    19.09.

         7.

    Организация исследования.

    1

    22.09.

    Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Обсуждать выбранную тему   проектной работы и исследования.

    Обосновывать актуальность темы .

    Выделять основные признаки классификации тем  проектных и исследовательских работ.   

    Знать с какой целью проводится исследование.

    Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие.

    Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования.

    Рассматривать  различные варианты решения проблем.

    Определять объект и предмет исследования.                           

         8.

    Определение проблемы исследования.

    1

    27.09.

         9.

    Тема проекта или исследования.

    1

    29.09.

        10.

    Классификация тем исследовательских работ.

    1

    04.10.

        11.

    Актуальность выбора темы.

    1

    06.10.

        12.

    Постановка цели исследования по заданной теме.

    1

    11.10.

        13.

    Определение задач исследования.

    1

    13.10.

        14.

    Выдвижение гипотез.

    1

    18.10.

        15.

    Гипотеза и провокационная идея.

    1

    20.10.

    16.

    Предмет исследования.

    1

    25.10.

    17.

    Объект исследования.

    1

    27.10.

    18.

    Теоретическая  значимость работы.

    1

    08.11.

    19.

    Практическая значимость работы.

    1

    10.11.

    20.

    Различные варианты решения проблем по теме исследования.

    1

    15.11.

    21.

    Методы и приёмы исследования.

    1

    17.11.

    22.

    Этапы исследования.

    1

    22.11.

                                                                   Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).

    Характеристика деятельности учащихся:

    Знать и использовать в работе  основные  доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные.

    Строить работу в соответствии с алгоритмом.

    Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем.

    Наблюдать , проводить наблюдения над объектом.

    Участвовать в отборе материала для  проектной и исследовательской работы.

    Планировать  эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

    Обобщать собранные материалы  по теме , представлять  результаты работы.

    23.

    План работы для реализации исследовательского проекта.

    1

    24.11.

    24.

    Теоретическая и практическая часть работы.

    1

    29.11.

    25.

    Способы сбора и анализа информации.

    1

    01.12.

    26.

    Отбор материала по теме исследования.

    1

    06.12.

    27.

    Главное и второстепенное в отобранном материале.

    1

    08.12.

    28.

    Самостоятельные ответы на вопросы.

    1

    13.12.

    29.

    Помощь взрослых, специалистов по теме исследования.

    1

    15.12.

    30.

    Различные источники информации.

    1

    19.12.

    31.

    Работа в библиотеке с каталогами.

    1

    22.12.

    32.

    Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

    1

    27.12.

    33.

    Просмотр телематериалов по теме исследования.

    1

    29.12.

    34.

    Работа с информационными источниками, Интернетом.

    1

    10.01.

    35.

    Анкетирование. Составление анкет.

    1

    12.01.

    36.

    Социальный опрос. Подготовка вопросов .

    1

    17.01.

    37.

    Интервьюирование. Проведение интервью в группах.

    1

    19.01.

    38.

    Наблюдение как метод исследования.

    1

    24.01.

    39.

    Исследование объектов.

    1

    26.01.

    40.

    Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности.

    1

    31.01.

    41.

    Организация и проведение опытов.

    1

    02.02.

    42.

    Коллекционирование.

    1

    07.02.

    43.

    Основные логические операции.

    1

    09.02.

    44.

    Эксперимент как форма познания мира.

    1

    14.02.

    45.

    Мыслительный эксперимент.

    1

    16.02.

    46.

    Анализ и синтез.

    1

    28.02.

    47.

    Суждение, умозаключение.

    1

    02.03.

    48.

    Формулировка выводов.

    1

    07.03.

    49.

    Обобщение полученных данных.

    1

    09.03.

    50.

    Способы предоставления результатов работы.

    1

    14.03.

    Оформление исследовательской работы. (7 часов)

    Подготовка сообщения(6ч)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям .

    Оформлять  приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии.

    Оформлять список литературы.

    51.

    Структура работы.

    1

    16.03.

    52.

    Введение.

    1

    21.03.

    53.

    Основная часть.

    1

    23.03.

    54.

    Выводы.

    1

    28.03.

    55.

    Требования к приложениям.

    1

    30.03.

    56.

    Примечания в работе.

    1

    04.04.

    57.

    Оформление списка литературы.

    1

    06.04.

                                                                                           Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Знать правила подготовки работы к защите.

    Выделять из текста основные понятия, определения.

    Составлять текст  своего сообщения, пересказывать по составленному плану.

    Отвечать на предполагаемые вопросы.

    Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению.

    58.

    Правила написания защитной речи.

    1

    18.04

    59.

    Выделение из текста основных понятий, определений.

    1

    20.04.

    60.

    Тезисы работы.

    1

    25.04.

    61.

    Текст выступления.

    1

    27.04.

    62.

    Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления.

    1

    02.05.

    63.

    Создание презентации.

    1

    04.05.

    64.

    Оформление приложения к работе.

    1

    11.05.

    Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа)

    Характеристика деятельности учащихся:

    Публично  выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы.

    Учитывать рекомендации по представленной работе.

    65.

    Правила   публичного выступления на научно- практической конференции.

    1

    16.05.

    66.

    Защита индивидуальных  работ по выбранной теме.

    1

    18.05.

    67.

    Защита коллективных творческих работ по выбранной теме.

    1

    23.05.

    68.

    Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

    1

    25.05.

    Итого:                 68ч

    РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Кадровое обеспечение

    • Библиотекарь школы.
    • Психолог школы.
    • Руководитель пришкольного участка.

    Материально- техническое обеспечение

    • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
    • Персональный компьютер с принтером. 

    Информационно- методическое обеспечение

    • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
    • Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
    • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
    • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
    • Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
    • Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
    • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
    • Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
    • Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Литература для учителя:

    • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
    • Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
    • Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
    • Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
    • Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
    • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
    • МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.

    Литература для детей и родителей:

    • Горячев А. В., Иглина Н. И.  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
    • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
    • Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.  
    • Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.  

                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

    Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

    Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...