Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) по теме

Красильникова Елена Павловна

Рабочая программа кружка " Проектная и исследовательская деятельность" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа

 город Салават Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                     И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата

                                                                                                                                                                     ________  И. П. Панявина

                                                                                                                                                                     Приказ  №_______

                                                                                                                                                                     от «___»__________ 2017г.

                                                                                                                                                                     

        

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,

Направление: общеинтеллектуальное

Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность»

для учащихся 3 классов

           СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

           на заседании ШМО классных руководителей                                заместителем     директора по ВР      

           Протокол № ______                                                                           ___________ Э.Р.Абдуллина

           от «____» _________ 2017г.                                                              от «____» _________ 2017г.

2017-2018  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.

     Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

       Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

      Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

    Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.

    Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

    Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ  проектной и исследовательской деятельности.

    Задачи программы:

  • формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • развитие познавательных потребностей  и способностей, креативности;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. 
  •  

    Отличительные особенности программы

Проектная и исследовательская деятельность  младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

     Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.

На реализацию данной программы в 3 классе  отводится 68часов, из них  аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч. 

Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.

Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.

Занятия групповые, 15-25 человек.

Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • каким образом обозначается граница исследования;
  • как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
  • как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
  • каким образом ведётся исследование;
  • умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
  • как анализировать и обобщать полученные материалы;
  • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
  • как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
  • организацию  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результатами  освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности в информационной деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Познавательные

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные

• принимать и сохранять учебные цели и задачи;

• умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

• адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;

• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;

• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.

                                                           

Программа предусматривает достижение   трёх    уровней    результатов:

        Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

         Третий уровень результатов 

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские  задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции.

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Текущая аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы.

- подготовка отчета – сообщения по результатам исследования;

-представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи;

-участие в учебно-исследовательских конференциях.

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности,

- творческий отчет.

- анализ динамики текущей успеваемости.

- портфолио

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Проект и исследование.

5 ч

2.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту).

15ч

11 ч

3.

Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.

28ч

22ч

     4.

Оформление исследовательской работы.

7 ч

5.

Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.

6 ч

6.

Защита исследовательской работы.( проекта).

                               Итого:

68 ч

16ч

52 ч

Проект и исследование(7ч).

Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)                                      

Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая  значимость работы. Практическая значимость работы.

Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.

Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). 

План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.

Оформление исследовательской работы. (7 часов)

Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.

Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.

Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)

Правила   публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных  работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

                   

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

                                           Тема занятия

Кол-во        часов

     Дата   проведения

      Примечание

      План

    Факт

                   Проект и исследование.(7часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека.

Определять  значимые личностные качества исследователя.

Соблюдать основные правила работы в группах.

 1.

Необычное в мире обычного.

1

01.09.

 2.

Исследование, исследователи.

1

06.09.

 3.

Правила успеха исследования.

1

08.09.

     4.

Проект и исследование.

1

12.09.

     5.

Виды проектных и исследовательских работ.

1

14.09.

     6.

Исследовательские способности учащихся.

1

19.09.

     7.

Организация исследования.

1

22.09.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Обсуждать выбранную тему   проектной работы и исследования.

Обосновывать актуальность темы .

Выделять основные признаки классификации тем  проектных и исследовательских работ.   

Знать с какой целью проводится исследование.

Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие.

Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования.

Рассматривать  различные варианты решения проблем.

Определять объект и предмет исследования.                           

     8.

Определение проблемы исследования.

1

27.09.

     9.

Тема проекта или исследования.

1

29.09.

    10.

Классификация тем исследовательских работ.

1

04.10.

    11.

Актуальность выбора темы.

1

06.10.

    12.

Постановка цели исследования по заданной теме.

1

11.10.

    13.

Определение задач исследования.

1

13.10.

    14.

Выдвижение гипотез.

1

18.10.

    15.

Гипотеза и провокационная идея.

1

20.10.

16.

Предмет исследования.

1

25.10.

17.

Объект исследования.

1

27.10.

18.

Теоретическая  значимость работы.

1

08.11.

19.

Практическая значимость работы.

1

10.11.

20.

Различные варианты решения проблем по теме исследования.

1

15.11.

21.

Методы и приёмы исследования.

1

17.11.

22.

Этапы исследования.

1

22.11.

                                                               Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).

Характеристика деятельности учащихся:

Знать и использовать в работе  основные  доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные.

Строить работу в соответствии с алгоритмом.

Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем.

Наблюдать , проводить наблюдения над объектом.

Участвовать в отборе материала для  проектной и исследовательской работы.

Планировать  эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Обобщать собранные материалы  по теме , представлять  результаты работы.

23.

План работы для реализации исследовательского проекта.

1

24.11.

24.

Теоретическая и практическая часть работы.

1

29.11.

25.

Способы сбора и анализа информации.

1

01.12.

26.

Отбор материала по теме исследования.

1

06.12.

27.

Главное и второстепенное в отобранном материале.

1

08.12.

28.

Самостоятельные ответы на вопросы.

1

13.12.

29.

Помощь взрослых, специалистов по теме исследования.

1

15.12.

30.

Различные источники информации.

1

19.12.

31.

Работа в библиотеке с каталогами.

1

22.12.

32.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

27.12.

33.

Просмотр телематериалов по теме исследования.

1

29.12.

34.

Работа с информационными источниками, Интернетом.

1

10.01.

35.

Анкетирование. Составление анкет.

1

12.01.

36.

Социальный опрос. Подготовка вопросов .

1

17.01.

37.

Интервьюирование. Проведение интервью в группах.

1

19.01.

38.

Наблюдение как метод исследования.

1

24.01.

39.

Исследование объектов.

1

26.01.

40.

Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности.

1

31.01.

41.

Организация и проведение опытов.

1

02.02.

42.

Коллекционирование.

1

07.02.

43.

Основные логические операции.

1

09.02.

44.

Эксперимент как форма познания мира.

1

14.02.

45.

Мыслительный эксперимент.

1

16.02.

46.

Анализ и синтез.

1

28.02.

47.

Суждение, умозаключение.

1

02.03.

48.

Формулировка выводов.

1

07.03.

49.

Обобщение полученных данных.

1

09.03.

50.

Способы предоставления результатов работы.

1

14.03.

Оформление исследовательской работы. (7 часов)

Подготовка сообщения(6ч)

Характеристика деятельности учащихся:

Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям .

Оформлять  приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии.

Оформлять список литературы.

51.

Структура работы.

1

16.03.

52.

Введение.

1

21.03.

53.

Основная часть.

1

23.03.

54.

Выводы.

1

28.03.

55.

Требования к приложениям.

1

30.03.

56.

Примечания в работе.

1

04.04.

57.

Оформление списка литературы.

1

06.04.

                                                                                       Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Знать правила подготовки работы к защите.

Выделять из текста основные понятия, определения.

Составлять текст  своего сообщения, пересказывать по составленному плану.

Отвечать на предполагаемые вопросы.

Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению.

58.

Правила написания защитной речи.

1

18.04

59.

Выделение из текста основных понятий, определений.

1

20.04.

60.

Тезисы работы.

1

25.04.

61.

Текст выступления.

1

27.04.

62.

Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления.

1

02.05.

63.

Создание презентации.

1

04.05.

64.

Оформление приложения к работе.

1

11.05.

Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Публично  выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы.

Учитывать рекомендации по представленной работе.

65.

Правила   публичного выступления на научно- практической конференции.

1

16.05.

66.

Защита индивидуальных  работ по выбранной теме.

1

18.05.

67.

Защита коллективных творческих работ по выбранной теме.

1

23.05.

68.

Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

1

25.05.

Итого:                 68ч

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Кадровое обеспечение

  • Библиотекарь школы.
  • Психолог школы.
  • Руководитель пришкольного участка.

Материально- техническое обеспечение

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
  • Персональный компьютер с принтером. 

Информационно- методическое обеспечение

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
  • Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
  • Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
  • Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
  • Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
  • Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
  • Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
  • Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
  • Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.

Литература для детей и родителей:

  • Горячев А. В., Иглина Н. И.  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  • Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.  
  • Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.  

                                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа

 город Салават Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                     И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата

                                                                                                                                                                     ________  И. П. Панявина

                                                                                                                                                                     Приказ  №_______

                                                                                                                                                                     от «___»__________ 2017г.

                                                                                                                                                                     

        

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,

Направление: общеинтеллектуальное

Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность»

для учащихся 3 классов

           СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

           на заседании ШМО классных руководителей                                заместителем     директора по ВР      

           Протокол № ______                                                                           ___________ Э.Р.Абдуллина

           от «____» _________ 2017г.                                                              от «____» _________ 2017г.

2017-2018  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.

     Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

       Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

      Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

    Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.

    Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

    Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ  проектной и исследовательской деятельности.

    Задачи программы:

  • формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • развитие познавательных потребностей  и способностей, креативности;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. 
  •  

    Отличительные особенности программы

Проектная и исследовательская деятельность  младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

     Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.

На реализацию данной программы в 3 классе  отводится 68часов, из них  аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч. 

Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.

Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.

Занятия групповые, 15-25 человек.

Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • каким образом обозначается граница исследования;
  • как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
  • как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
  • каким образом ведётся исследование;
  • умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
  • как анализировать и обобщать полученные материалы;
  • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
  • как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
  • организацию  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результатами  освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности в информационной деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Познавательные

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные

• принимать и сохранять учебные цели и задачи;

• умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

• адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;

• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;

• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.

                                                           

Программа предусматривает достижение   трёх    уровней    результатов:

        Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

         Третий уровень результатов 

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские  задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции.

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Текущая аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы.

- подготовка отчета – сообщения по результатам исследования;

-представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи;

-участие в учебно-исследовательских конференциях.

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности,

- творческий отчет.

- анализ динамики текущей успеваемости.

- портфолио

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Проект и исследование.

5 ч

2.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту).

15ч

11 ч

3.

Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.

28ч

22ч

     4.

Оформление исследовательской работы.

7 ч

5.

Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.

6 ч

6.

Защита исследовательской работы.( проекта).

                               Итого:

68 ч

16ч

52 ч

Проект и исследование(7ч).

Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)                                      

Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая  значимость работы. Практическая значимость работы.

Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.

Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). 

План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.

Оформление исследовательской работы. (7 часов)

Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.

Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.

Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)

Правила   публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных  работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

                   

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

                                           Тема занятия

Кол-во        часов

     Дата   проведения

      Примечание

      План

    Факт

                   Проект и исследование.(7часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека.

Определять  значимые личностные качества исследователя.

Соблюдать основные правила работы в группах.

 1.

Необычное в мире обычного.

1

01.09.

 2.

Исследование, исследователи.

1

06.09.

 3.

Правила успеха исследования.

1

08.09.

     4.

Проект и исследование.

1

12.09.

     5.

Виды проектных и исследовательских работ.

1

14.09.

     6.

Исследовательские способности учащихся.

1

19.09.

     7.

Организация исследования.

1

22.09.

Подготовка к  исследовательской работе ( проекту). (15 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Обсуждать выбранную тему   проектной работы и исследования.

Обосновывать актуальность темы .

Выделять основные признаки классификации тем  проектных и исследовательских работ.   

Знать с какой целью проводится исследование.

Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие.

Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования.

Рассматривать  различные варианты решения проблем.

Определять объект и предмет исследования.                           

     8.

Определение проблемы исследования.

1

27.09.

     9.

Тема проекта или исследования.

1

29.09.

    10.

Классификация тем исследовательских работ.

1

04.10.

    11.

Актуальность выбора темы.

1

06.10.

    12.

Постановка цели исследования по заданной теме.

1

11.10.

    13.

Определение задач исследования.

1

13.10.

    14.

Выдвижение гипотез.

1

18.10.

    15.

Гипотеза и провокационная идея.

1

20.10.

16.

Предмет исследования.

1

25.10.

17.

Объект исследования.

1

27.10.

18.

Теоретическая  значимость работы.

1

08.11.

19.

Практическая значимость работы.

1

10.11.

20.

Различные варианты решения проблем по теме исследования.

1

15.11.

21.

Методы и приёмы исследования.

1

17.11.

22.

Этапы исследования.

1

22.11.

                                                               Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).

Характеристика деятельности учащихся:

Знать и использовать в работе  основные  доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные.

Строить работу в соответствии с алгоритмом.

Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем.

Наблюдать , проводить наблюдения над объектом.

Участвовать в отборе материала для  проектной и исследовательской работы.

Планировать  эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Обобщать собранные материалы  по теме , представлять  результаты работы.

23.

План работы для реализации исследовательского проекта.

1

24.11.

24.

Теоретическая и практическая часть работы.

1

29.11.

25.

Способы сбора и анализа информации.

1

01.12.

26.

Отбор материала по теме исследования.

1

06.12.

27.

Главное и второстепенное в отобранном материале.

1

08.12.

28.

Самостоятельные ответы на вопросы.

1

13.12.

29.

Помощь взрослых, специалистов по теме исследования.

1

15.12.

30.

Различные источники информации.

1

19.12.

31.

Работа в библиотеке с каталогами.

1

22.12.

32.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

27.12.

33.

Просмотр телематериалов по теме исследования.

1

29.12.

34.

Работа с информационными источниками, Интернетом.

1

10.01.

35.

Анкетирование. Составление анкет.

1

12.01.

36.

Социальный опрос. Подготовка вопросов .

1

17.01.

37.

Интервьюирование. Проведение интервью в группах.

1

19.01.

38.

Наблюдение как метод исследования.

1

24.01.

39.

Исследование объектов.

1

26.01.

40.

Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности.

1

31.01.

41.

Организация и проведение опытов.

1

02.02.

42.

Коллекционирование.

1

07.02.

43.

Основные логические операции.

1

09.02.

44.

Эксперимент как форма познания мира.

1

14.02.

45.

Мыслительный эксперимент.

1

16.02.

46.

Анализ и синтез.

1

28.02.

47.

Суждение, умозаключение.

1

02.03.

48.

Формулировка выводов.

1

07.03.

49.

Обобщение полученных данных.

1

09.03.

50.

Способы предоставления результатов работы.

1

14.03.

Оформление исследовательской работы. (7 часов)

Подготовка сообщения(6ч)

Характеристика деятельности учащихся:

Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям .

Оформлять  приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии.

Оформлять список литературы.

51.

Структура работы.

1

16.03.

52.

Введение.

1

21.03.

53.

Основная часть.

1

23.03.

54.

Выводы.

1

28.03.

55.

Требования к приложениям.

1

30.03.

56.

Примечания в работе.

1

04.04.

57.

Оформление списка литературы.

1

06.04.

                                                                                       Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Знать правила подготовки работы к защите.

Выделять из текста основные понятия, определения.

Составлять текст  своего сообщения, пересказывать по составленному плану.

Отвечать на предполагаемые вопросы.

Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению.

58.

Правила написания защитной речи.

1

18.04

59.

Выделение из текста основных понятий, определений.

1

20.04.

60.

Тезисы работы.

1

25.04.

61.

Текст выступления.

1

27.04.

62.

Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления.

1

02.05.

63.

Создание презентации.

1

04.05.

64.

Оформление приложения к работе.

1

11.05.

Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Публично  выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы.

Учитывать рекомендации по представленной работе.

65.

Правила   публичного выступления на научно- практической конференции.

1

16.05.

66.

Защита индивидуальных  работ по выбранной теме.

1

18.05.

67.

Защита коллективных творческих работ по выбранной теме.

1

23.05.

68.

Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.

1

25.05.

Итого:                 68ч

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Кадровое обеспечение

  • Библиотекарь школы.
  • Психолог школы.
  • Руководитель пришкольного участка.

Материально- техническое обеспечение

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
  • Персональный компьютер с принтером. 

Информационно- методическое обеспечение

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
  • Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
  • Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
  • Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
  • Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
  • Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
  • Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
  • Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
  • Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.

Литература для детей и родителей:

  • Горячев А. В., Иглина Н. И.  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  • Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.  
  • Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.  

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...