Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа кружка " Проектная и исследовательская деятельность" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 71.97 КБ |
rp_proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 71.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата
________ И. П. Панявина
Приказ №_______
от «___»__________ 2017г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,
Направление: общеинтеллектуальное
Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность» для учащихся 3 классов |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО классных руководителей заместителем директора по ВР
Протокол № ______ ___________ Э.Р.Абдуллина
от «____» _________ 2017г. от «____» _________ 2017г.
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Отличительные особенности программы
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.
На реализацию данной программы в 3 классе отводится 68часов, из них аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч.
Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.
Занятия групповые, 15-25 человек.
Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
- действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
- умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
- каким образом обозначается граница исследования;
- как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
- каким образом ведётся исследование;
- умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
- как анализировать и обобщать полученные материалы;
- подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
- как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
- обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
- организацию экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатами освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности в информационной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Познавательные
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные
• принимать и сохранять учебные цели и задачи;
• умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
• адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;
• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;
• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции. |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Текущая аттестация | Промежуточная и итоговая аттестация | Внеурочная деятельность | Внеурочная деятельность Урочная деятельность |
-тестирование; -практические работы; -творческие работы. | - подготовка отчета – сообщения по результатам исследования; -представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи; -участие в учебно-исследовательских конференциях. | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, - активность в проектах и программах внеурочной деятельности, - творческий отчет. | - анализ динамики текущей успеваемости. |
- портфолио |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Проект и исследование. | 7ч | 2ч | 5 ч |
2. | Подготовка к исследовательской работе ( проекту). | 15ч | 4ч | 11 ч |
3. | Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование. | 28ч | 6ч | 22ч |
4. | Оформление исследовательской работы. | 7 ч | 2ч | 5ч |
5. | Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите. | 7ч | 1ч | 6 ч |
6. | Защита исследовательской работы.( проекта). | 4ч | 1ч | 3ч |
Итого: | 68 ч | 16ч | 52 ч |
Проект и исследование(7ч).
Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.
Подготовка к исследовательской работе ( проекту). (15 часов)
Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая значимость работы. Практическая значимость работы.
Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.
Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).
План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.
Оформление исследовательской работы. (7 часов)
Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.
Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)
Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.
Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)
Правила публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||||||
План | Факт | ||||||||||||
Проект и исследование.(7часов) Характеристика деятельности учащихся: Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека. Определять значимые личностные качества исследователя. Соблюдать основные правила работы в группах. | |||||||||||||
1. | Необычное в мире обычного. | 1 | 01.09. | ||||||||||
2. | Исследование, исследователи. | 1 | 06.09. | ||||||||||
3. | Правила успеха исследования. | 1 | 08.09. | ||||||||||
4. | Проект и исследование. | 1 | 12.09. | ||||||||||
5. | Виды проектных и исследовательских работ. | 1 | 14.09. | ||||||||||
6. | Исследовательские способности учащихся. | 1 | 19.09. | ||||||||||
7. | Организация исследования. | 1 | 22.09. | ||||||||||
Подготовка к исследовательской работе ( проекту). (15 часов) Характеристика деятельности учащихся: Обсуждать выбранную тему проектной работы и исследования. Обосновывать актуальность темы . Выделять основные признаки классификации тем проектных и исследовательских работ. Знать с какой целью проводится исследование. Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие. Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования. Рассматривать различные варианты решения проблем. Определять объект и предмет исследования. | |||||||||||||
8. | Определение проблемы исследования. | 1 | 27.09. | ||||||||||
9. | Тема проекта или исследования. | 1 | 29.09. | ||||||||||
10. | Классификация тем исследовательских работ. | 1 | 04.10. | ||||||||||
11. | Актуальность выбора темы. | 1 | 06.10. | ||||||||||
12. | Постановка цели исследования по заданной теме. | 1 | 11.10. | ||||||||||
13. | Определение задач исследования. | 1 | 13.10. | ||||||||||
14. | Выдвижение гипотез. | 1 | 18.10. | ||||||||||
15. | Гипотеза и провокационная идея. | 1 | 20.10. | ||||||||||
16. | Предмет исследования. | 1 | 25.10. | ||||||||||
17. | Объект исследования. | 1 | 27.10. | ||||||||||
18. | Теоретическая значимость работы. | 1 | 08.11. | ||||||||||
19. | Практическая значимость работы. | 1 | 10.11. | ||||||||||
20. | Различные варианты решения проблем по теме исследования. | 1 | 15.11. | ||||||||||
21. | Методы и приёмы исследования. | 1 | 17.11. | ||||||||||
22. | Этапы исследования. | 1 | 22.11. | ||||||||||
Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). Характеристика деятельности учащихся: Знать и использовать в работе основные доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные. Строить работу в соответствии с алгоритмом. Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем. Наблюдать , проводить наблюдения над объектом. Участвовать в отборе материала для проектной и исследовательской работы. Планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Обобщать собранные материалы по теме , представлять результаты работы. | |||||||||||||
23. | План работы для реализации исследовательского проекта. | 1 | 24.11. | ||||||||||
24. | Теоретическая и практическая часть работы. | 1 | 29.11. | ||||||||||
25. | Способы сбора и анализа информации. | 1 | 01.12. | ||||||||||
26. | Отбор материала по теме исследования. | 1 | 06.12. | ||||||||||
27. | Главное и второстепенное в отобранном материале. | 1 | 08.12. | ||||||||||
28. | Самостоятельные ответы на вопросы. | 1 | 13.12. | ||||||||||
29. | Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. | 1 | 15.12. | ||||||||||
30. | Различные источники информации. | 1 | 19.12. | ||||||||||
31. | Работа в библиотеке с каталогами. | 1 | 22.12. | ||||||||||
32. | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | 27.12. | ||||||||||
33. | Просмотр телематериалов по теме исследования. | 1 | 29.12. | ||||||||||
34. | Работа с информационными источниками, Интернетом. | 1 | 10.01. | ||||||||||
35. | Анкетирование. Составление анкет. | 1 | 12.01. | ||||||||||
36. | Социальный опрос. Подготовка вопросов . | 1 | 17.01. | ||||||||||
37. | Интервьюирование. Проведение интервью в группах. | 1 | 19.01. | ||||||||||
38. | Наблюдение как метод исследования. | 1 | 24.01. | ||||||||||
39. | Исследование объектов. | 1 | 26.01. | ||||||||||
40. | Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. | 1 | 31.01. | ||||||||||
41. | Организация и проведение опытов. | 1 | 02.02. | ||||||||||
42. | Коллекционирование. | 1 | 07.02. | ||||||||||
43. | Основные логические операции. | 1 | 09.02. | ||||||||||
44. | Эксперимент как форма познания мира. | 1 | 14.02. | ||||||||||
45. | Мыслительный эксперимент. | 1 | 16.02. | ||||||||||
46. | Анализ и синтез. | 1 | 28.02. | ||||||||||
47. | Суждение, умозаключение. | 1 | 02.03. | ||||||||||
48. | Формулировка выводов. | 1 | 07.03. | ||||||||||
49. | Обобщение полученных данных. | 1 | 09.03. | ||||||||||
50. | Способы предоставления результатов работы. | 1 | 14.03. | ||||||||||
Оформление исследовательской работы. (7 часов) Подготовка сообщения(6ч) Характеристика деятельности учащихся: Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям . Оформлять приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии. Оформлять список литературы. | |||||||||||||
51. | Структура работы. | 1 | 16.03. | ||||||||||
52. | Введение. | 1 | 21.03. | ||||||||||
53. | Основная часть. | 1 | 23.03. | ||||||||||
54. | Выводы. | 1 | 28.03. | ||||||||||
55. | Требования к приложениям. | 1 | 30.03. | ||||||||||
56. | Примечания в работе. | 1 | 04.04. | ||||||||||
57. | Оформление списка литературы. | 1 | 06.04. | ||||||||||
Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов) Характеристика деятельности учащихся: Знать правила подготовки работы к защите. Выделять из текста основные понятия, определения. Составлять текст своего сообщения, пересказывать по составленному плану. Отвечать на предполагаемые вопросы. Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению. | |||||||||||||
58. | Правила написания защитной речи. | 1 | 18.04 | ||||||||||
59. | Выделение из текста основных понятий, определений. | 1 | 20.04. | ||||||||||
60. | Тезисы работы. | 1 | 25.04. | ||||||||||
61. | Текст выступления. | 1 | 27.04. | ||||||||||
62. | Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. | 1 | 02.05. | ||||||||||
63. | Создание презентации. | 1 | 04.05. | ||||||||||
64. | Оформление приложения к работе. | 1 | 11.05. | ||||||||||
Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа) Характеристика деятельности учащихся: Публично выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы. Учитывать рекомендации по представленной работе. | |||||||||||||
65. | Правила публичного выступления на научно- практической конференции. | 1 | 16.05. | ||||||||||
66. | Защита индивидуальных работ по выбранной теме. | 1 | 18.05. | ||||||||||
67. | Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. | 1 | 23.05. | ||||||||||
68. | Анализ представленной работы и выступления, рекомендации. | 1 | 25.05. | ||||||||||
Итого: 68ч |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
- Библиотекарь школы.
- Психолог школы.
- Руководитель пришкольного участка.
Материально- техническое обеспечение
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты).
- Персональный компьютер с принтером.
Информационно- методическое обеспечение
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
- Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Сайт для учителя http://www.uroki.net/
- Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
- Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
- Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
Литература для детей и родителей:
- Горячев А. В., Иглина Н. И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.
- Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата
________ И. П. Панявина
Приказ №_______
от «___»__________ 2017г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Красильниковой Елены Павловны, учителя высшей категории,
Направление: общеинтеллектуальное
Наименование: кружок « Проектная и исследовательская деятельность» для учащихся 3 классов |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО классных руководителей заместителем директора по ВР
Протокол № ______ ___________ Э.Р.Абдуллина
от «____» _________ 2017г. от «____» _________ 2017г.
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, сборника примерных программ внеурочной деятельности .Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса , создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность занятий курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Практическая значимость занятий курса заключается в том, что побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Успешное усвоение знаний и умений, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Цель программы: создать условия для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Отличительные особенности программы
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовать - подвергнуть изучению, осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь, получить и применить новые знания о каком-либо объекте.
На реализацию данной программы в 3 классе отводится 68часов, из них аудиторных- 16 ч, внеаудиторных-52ч.
Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников начальных классов. Формы и методы организации деятельности направлены на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к проектной и исследовательской деятельности, на добровольной основе.
Занятия групповые, 15-25 человек.
Программа рассчитана на 1 год, 68часов ( 34 учебные недели), занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
- действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
- умение задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
- каким образом обозначается граница исследования;
- как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- как действовать по самостоятельному исследованию, выбирать методы исследования;
- каким образом ведётся исследование;
- умение фиксировать полученные знания (собирается и обрабатывается информация);
- как анализировать и обобщать полученные материалы;
- подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
- как организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
- обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
- организацию экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатами освоения курса « Проектная и исследовательская деятельность» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности в информационной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Познавательные
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные
• принимать и сохранять учебные цели и задачи;
• умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
• адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;
• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;
• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательской работы по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, учебно- исследовательские конференции. |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Текущая аттестация | Промежуточная и итоговая аттестация | Внеурочная деятельность | Внеурочная деятельность Урочная деятельность |
-тестирование; -практические работы; -творческие работы. | - подготовка отчета – сообщения по результатам исследования; -представление публичного выступления и защита с доказательством своей идеи; -участие в учебно-исследовательских конференциях. | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, - активность в проектах и программах внеурочной деятельности, - творческий отчет. | - анализ динамики текущей успеваемости. |
- портфолио |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Проект и исследование. | 7ч | 2ч | 5 ч |
2. | Подготовка к исследовательской работе ( проекту). | 15ч | 4ч | 11 ч |
3. | Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование. | 28ч | 6ч | 22ч |
4. | Оформление исследовательской работы. | 7 ч | 2ч | 5ч |
5. | Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите. | 7ч | 1ч | 6 ч |
6. | Защита исследовательской работы.( проекта). | 4ч | 1ч | 3ч |
Итого: | 68 ч | 16ч | 52 ч |
Проект и исследование(7ч).
Необычное в мире обычного. Исследование, исследователи. Правила успеха исследования. Проект и исследование. Виды проектных и исследовательских работ. Исследовательские способности учащихся. Организация исследования.
Подготовка к исследовательской работе ( проекту). (15 часов)
Определение проблемы исследования. Тема проекта или исследования. Классификация тем исследовательских работ. Актуальность выбора темы. Постановка цели исследования по заданной теме. Определение задач исследования. Выдвижение гипотез. Гипотеза и провокационная идея. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретическая значимость работы. Практическая значимость работы.
Различные варианты решения проблем по теме исследования. Методы и приёмы исследования. Этапы исследования.
Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов).
План работы для реализации исследовательского проекта. Теоретическая и практическая часть работы. Способы сбора и анализа информации. Отбор материала по теме исследования. Главное и второстепенное в отобранном материале. Самостоятельные ответы на вопросы. Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. Различные источники информации. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Просмотр телематериалов по теме исследования. Работа с информационными источниками, Интернетом. Анкетирование. Составление анкет. Социальный опрос. Подготовка вопросов . Интервьюирование. Проведение интервью в группах. Наблюдение как метод исследования. Исследование объектов. Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. Организация и проведение опытов. Коллекционирование. Основные логические операции. Эксперимент как форма познания мира. Мыслительный эксперимент. Анализ и синтез. Суждение, умозаключение. Формулировка выводов. Обобщение полученных данных. Способы предоставления результатов работы.
Оформление исследовательской работы. (7 часов)
Структура работы. Введение. Основная часть. Выводы. Требования к приложениям. Примечания в работе. Оформление списка литературы.
Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов)
Правила написания защитной речи. Выделение из текста основных понятий, определений. Тезисы работы. Текст выступления. Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. Создание презентации. Оформление приложения к работе.
Защита исследовательской работы.( проекта).( 4часа)
Правила публичного выступления на научно- практической конференции. Защита индивидуальных работ по выбранной теме. Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. Анализ представленной работы и выступления, рекомендации.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||||||
План | Факт | ||||||||||||
Проект и исследование.(7часов) Характеристика деятельности учащихся: Иметь представление о роли научных исследований в жизни человека. Определять значимые личностные качества исследователя. Соблюдать основные правила работы в группах. | |||||||||||||
1. | Необычное в мире обычного. | 1 | 01.09. | ||||||||||
2. | Исследование, исследователи. | 1 | 06.09. | ||||||||||
3. | Правила успеха исследования. | 1 | 08.09. | ||||||||||
4. | Проект и исследование. | 1 | 12.09. | ||||||||||
5. | Виды проектных и исследовательских работ. | 1 | 14.09. | ||||||||||
6. | Исследовательские способности учащихся. | 1 | 19.09. | ||||||||||
7. | Организация исследования. | 1 | 22.09. | ||||||||||
Подготовка к исследовательской работе ( проекту). (15 часов) Характеристика деятельности учащихся: Обсуждать выбранную тему проектной работы и исследования. Обосновывать актуальность темы . Выделять основные признаки классификации тем проектных и исследовательских работ. Знать с какой целью проводится исследование. Ставить цели и задачи исследования, устанавливать их соответствие. Определяет проблему и выдвигает гипотезу по теме исследования. Рассматривать различные варианты решения проблем. Определять объект и предмет исследования. | |||||||||||||
8. | Определение проблемы исследования. | 1 | 27.09. | ||||||||||
9. | Тема проекта или исследования. | 1 | 29.09. | ||||||||||
10. | Классификация тем исследовательских работ. | 1 | 04.10. | ||||||||||
11. | Актуальность выбора темы. | 1 | 06.10. | ||||||||||
12. | Постановка цели исследования по заданной теме. | 1 | 11.10. | ||||||||||
13. | Определение задач исследования. | 1 | 13.10. | ||||||||||
14. | Выдвижение гипотез. | 1 | 18.10. | ||||||||||
15. | Гипотеза и провокационная идея. | 1 | 20.10. | ||||||||||
16. | Предмет исследования. | 1 | 25.10. | ||||||||||
17. | Объект исследования. | 1 | 27.10. | ||||||||||
18. | Теоретическая значимость работы. | 1 | 08.11. | ||||||||||
19. | Практическая значимость работы. | 1 | 10.11. | ||||||||||
20. | Различные варианты решения проблем по теме исследования. | 1 | 15.11. | ||||||||||
21. | Методы и приёмы исследования. | 1 | 17.11. | ||||||||||
22. | Этапы исследования. | 1 | 22.11. | ||||||||||
Планирование исследовательской работы ( проекта) . Исследование.(28часов). Характеристика деятельности учащихся: Знать и использовать в работе основные доступные методы исследовательской деятельности, фиксировать полученные данные. Строить работу в соответствии с алгоритмом. Работать с различными источниками информации, фиксировать главное с помощью записей, рисунков, схем. Наблюдать , проводить наблюдения над объектом. Участвовать в отборе материала для проектной и исследовательской работы. Планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Обобщать собранные материалы по теме , представлять результаты работы. | |||||||||||||
23. | План работы для реализации исследовательского проекта. | 1 | 24.11. | ||||||||||
24. | Теоретическая и практическая часть работы. | 1 | 29.11. | ||||||||||
25. | Способы сбора и анализа информации. | 1 | 01.12. | ||||||||||
26. | Отбор материала по теме исследования. | 1 | 06.12. | ||||||||||
27. | Главное и второстепенное в отобранном материале. | 1 | 08.12. | ||||||||||
28. | Самостоятельные ответы на вопросы. | 1 | 13.12. | ||||||||||
29. | Помощь взрослых, специалистов по теме исследования. | 1 | 15.12. | ||||||||||
30. | Различные источники информации. | 1 | 19.12. | ||||||||||
31. | Работа в библиотеке с каталогами. | 1 | 22.12. | ||||||||||
32. | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | 27.12. | ||||||||||
33. | Просмотр телематериалов по теме исследования. | 1 | 29.12. | ||||||||||
34. | Работа с информационными источниками, Интернетом. | 1 | 10.01. | ||||||||||
35. | Анкетирование. Составление анкет. | 1 | 12.01. | ||||||||||
36. | Социальный опрос. Подготовка вопросов . | 1 | 17.01. | ||||||||||
37. | Интервьюирование. Проведение интервью в группах. | 1 | 19.01. | ||||||||||
38. | Наблюдение как метод исследования. | 1 | 24.01. | ||||||||||
39. | Исследование объектов. | 1 | 26.01. | ||||||||||
40. | Экскурсия , как средство стимулирования исследовательской деятельности. | 1 | 31.01. | ||||||||||
41. | Организация и проведение опытов. | 1 | 02.02. | ||||||||||
42. | Коллекционирование. | 1 | 07.02. | ||||||||||
43. | Основные логические операции. | 1 | 09.02. | ||||||||||
44. | Эксперимент как форма познания мира. | 1 | 14.02. | ||||||||||
45. | Мыслительный эксперимент. | 1 | 16.02. | ||||||||||
46. | Анализ и синтез. | 1 | 28.02. | ||||||||||
47. | Суждение, умозаключение. | 1 | 02.03. | ||||||||||
48. | Формулировка выводов. | 1 | 07.03. | ||||||||||
49. | Обобщение полученных данных. | 1 | 09.03. | ||||||||||
50. | Способы предоставления результатов работы. | 1 | 14.03. | ||||||||||
Оформление исследовательской работы. (7 часов) Подготовка сообщения(6ч) Характеристика деятельности учащихся: Соблюдать структуру работы, отвечающую требованиям . Оформлять приложение к работе: рисунки, поделки, фотографии. Оформлять список литературы. | |||||||||||||
51. | Структура работы. | 1 | 16.03. | ||||||||||
52. | Введение. | 1 | 21.03. | ||||||||||
53. | Основная часть. | 1 | 23.03. | ||||||||||
54. | Выводы. | 1 | 28.03. | ||||||||||
55. | Требования к приложениям. | 1 | 30.03. | ||||||||||
56. | Примечания в работе. | 1 | 04.04. | ||||||||||
57. | Оформление списка литературы. | 1 | 06.04. | ||||||||||
Подготовка исследовательской работы (проекта) к защите.(7 часов) Характеристика деятельности учащихся: Знать правила подготовки работы к защите. Выделять из текста основные понятия, определения. Составлять текст своего сообщения, пересказывать по составленному плану. Отвечать на предполагаемые вопросы. Участвовать в выборе формы презентации, создавать презентацию к выступлению. | |||||||||||||
58. | Правила написания защитной речи. | 1 | 18.04 | ||||||||||
59. | Выделение из текста основных понятий, определений. | 1 | 20.04. | ||||||||||
60. | Тезисы работы. | 1 | 25.04. | ||||||||||
61. | Текст выступления. | 1 | 27.04. | ||||||||||
62. | Подготовка к предполагаемым вопросам по ходу выступления. | 1 | 02.05. | ||||||||||
63. | Создание презентации. | 1 | 04.05. | ||||||||||
64. | Оформление приложения к работе. | 1 | 11.05. | ||||||||||
Защита исследовательской работы( проекта).( 4часа) Характеристика деятельности учащихся: Публично выступать перед одноклассниками и обучающимися школы, отвечать на вопросы по теме исследовательской работы. Учитывать рекомендации по представленной работе. | |||||||||||||
65. | Правила публичного выступления на научно- практической конференции. | 1 | 16.05. | ||||||||||
66. | Защита индивидуальных работ по выбранной теме. | 1 | 18.05. | ||||||||||
67. | Защита коллективных творческих работ по выбранной теме. | 1 | 23.05. | ||||||||||
68. | Анализ представленной работы и выступления, рекомендации. | 1 | 25.05. | ||||||||||
Итого: 68ч |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
- Библиотекарь школы.
- Психолог школы.
- Руководитель пришкольного участка.
Материально- техническое обеспечение
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты).
- Персональный компьютер с принтером.
Информационно- методическое обеспечение
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение , 2009г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
- Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Сайт для учителя http://www.uroki.net/
- Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.
- Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
- Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- МеренковаО.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
Литература для детей и родителей:
- Горячев А. В., Иглина Н. И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Большая энциклопедия открытий и изобретений. - М.: АСТ, Астрель, 2007, 224с.
- Полный энциклопедический справочник школьника. - М.: Олма Медиа Групп,2008, 928с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...