театральное творчество
статья (4 класс) на тему

Попова Оксана Васильевна

 

«Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Н. В. Гоголь.

Одна из важных задач современной школы - реализация деятельностного подхода: формирование познавательной активности и самостоятельности школьников, создание условий, при которых происходит саморазвитие и самоактуализация личности, развитие творческих способностей учащихся. Театральное искусство ,на мой взгляд, способно такое личностно-ориентированное образование организовать.

Театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.  Деятельность в процессе подготовки театрального представления должна быть, прежде всего, эстетической. Это предполагает создание у детей установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnoe_tvorchestvo.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Попова О.В.

Театральное творчество

 

«Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». 

Н. В. Гоголь.

Одна из важных задач современной школы - реализация деятельностного подхода: формирование познавательной активности и самостоятельности школьников, создание условий, при которых происходит саморазвитие и самоактуализация личности, развитие творческих способностей учащихся. Театральное искусство ,на мой взгляд, способно такое личностно-ориентированное образование организовать.

Театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.  Деятельность в процессе подготовки театрального представления должна быть, прежде всего, эстетической. Это предполагает создание у детей установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

Драматический кружок – прекрасная возможность для раскрытия творческого потенциала буквально любого из обучающихся. Спектакли, инсценировки дают каждому, кто в них участвует, прекрасный шанс доставить удовольствие своим сверстникам (зрителям) и ощутить реальность собственного творческого совершенствования. . Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

             В целях    формирование творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики, навыков театральной деятельности была создана в гимназии  программа драматического кружка для учащихся 5- 7 х классов «Драматическое произведение и его театрализация».

В основе программы лежат принципы новой на сегодняшний день науки Артпедагогики.Арт-искусство , познание окружающей действительности посредством искусства.

Драматическое представление позволяет задействовать такие виды искусства как живопись(рисуем декорации), музыка, литература.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Программа универсальна и позволяет вносить корректировки по усмотрению учителя.

В данной программе предлагается углубленная работа над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» с опорой на знания, получаемые в процессе ее анализа на классных занятиях. Чтение, анализ, театрализация драмы – сказки А.Н.Островского «Снегурочка» позволяют учащимся в большей степени проявить самостоятельность, способность применять приобретенные знания и умения в новой ситуации. Между тем, учитель может обратиться на занятиях и к другим драматическим произведениям.

Цель занятий – выявить жанрово-родовую специфику драматического произведения; его возможности для сценического воплощения; развивать творческие способности учащихся, умения анализировать произведения драматического искусства.

Задачи:

– показать своеобразие драматических произведений, их отличие от произведений других родов литературы;

– выявлять компоненты драматического произведения, его сценичность;

– показать учащимся способы театрализации комедии и драмы-сказки;

– создать условия для разыгрывания мини-спектаклей на основе басни, комедии, драмы-сказки;

– стимулировать развитие творческого и воссоздающего воображения, умений выразительного чтения.

Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

Разделы программы.

Из истории драмы как рода литературы (4 часа).

Русский народный театр «Петрушка», Жанры драматургического искусства. Отличие драмы от других родов литературы

Тема 2.Инсценирование басни (8 часов).

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ

1. СКОРОГОВОРКА

Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки.

а) Произнести так, словно любуешься мартышкой, хвалишь ее действия (ловко же у нее получается);

б) жалуешься на мартышку (она бросает в меня шишки)

2. Упражнения для дыхания

Упражнение 1 - “Стон”

Действия: произносятся сочетания звуков - МИ, МЭ, МА, МО, МУ, МЫ так

– как будто кто-то жалуется;

– как будто кто-то стонет от сильной боли.

Упражнение 2 - “После грозы”

Упражнение выполняется под звуки спокойной музыки или звуков природы (например, “В лесу”, “На берегу моря”).

Действия: учитель предлагает детям закрыть глаза и нарисовать в своем воображении картины.

Картина 1: “Вы в лесу. Только что отгремела гроза. Прошел дождь. Блестят мокрые листья на березах, на траве – серебристые капли… Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вот ландыши. Сорвите их. Вдохните их запах… Вдыхайте медленно, ровно, глубоко…”.

Картина 2: “Вы на берегу моря, лежите на мягком, теплом, золотистом песке. Слышится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко…”.

Упражнение 3 - “Поймай комара”

Действия: Ребята раздвигают руки в стороны – делается вдох; сдвигаются – постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. Учитель объясняет задание: “На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Медленно, сводите руки (не спугните комара!); произносите непрерывно звук “з-з-з”, прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны – произойдет автоматический вдох”.

3. Работа над пластикой

Дети тренируются в исполнении роли героев басни.

Басня И.А. Крылова «Квартет» как маленькая драматическая сценка. Подготовка к монологическому чтению басни: персонажи, их характеры, сюжет в басне (завязка, кульминация, развязка), отношение автора к персонажам, к их затее, мораль. Разметка текста (логические ударения, паузы, психологические паузы, интонирование). Чтение басни (2-3 чтеца).

Подготовка к чтению в лицах: распределение ролей, обсуждение особенности поведения каждого персонажа, определение степени перевоплощения в него.

Разыгрывание сценки под руководством режиссера. Обсуждение мини-спектакля, его сопоставление с монологическим чтением басни: сходство и различие.

Тема 3. Классическая комедия (4 часа).

Комедия – один из основных видов (жанров) драмы. Комедия «положений» и комедия «характеров». Синтез этих разновидностей в одном произведении. Своеобразие построения комедий, особенность комедийной интриги. Роль речевых характеристик, группировки действующих лиц. Способы создания комического. Юмор, сатира в комедии.

Тема 4. Сценичность комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (4 часа).

Понятие о сценичности. Театральная судьба гоголевской комедии. Выдающиеся ее постановки и исполнители. Важнейшие условия театрализации пьесы учащимися: внимательное чтение и обдумывание текста, наблюдение за движением сюжета,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа театрального творчества

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

В этой статье представлен материал о том, какое влияние оказывают театрализованные игры и художественная литература на всестороннее развитие ребёнка....

Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциатив...

Рабочая программа «Театральное творчество»

Программа «Театральное творчество» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития театрального искусства, в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытов...

Опыт самореализации личности подростка в процессе театрального творчества на базе образовательного учреждения.

Цель: доказать, что самореализация подростков средствами театрального творчества в рамках среднего образовательного учреждения возможна.Задачи:- определить особенности деятельности образовательного уч...

ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Идея использования театрально-игровой методики при обучении иностранному языку была навеяна моим актёрским опытом. Театральное творчество и игра позволяют установить глубокий и устойчивый эмоци...

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...