"Мастерская здоровья"
материал на тему

Мотылевич Мария Анатольевна

Данный материал разработан для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_zdorovya.docx122.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская здоровья «В гостях у Айболита».

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье учеников.

Когда я только начинала работать школе, изучая в журнале листки здоровья, я поняла, что имея помимо педагогического образования еще и медицинское, мне нужно начинать как-то действовать, т.к. в списке обучающихся в некоторых классах только половина ребят имеют основную группу. Так появилась идея создать на базе нашей школы мастерскую здоровья «В гостях у Айболита», где я провожу интерактивные занятия с применением информационно-коммуникативных технологий, что позволяет сделать занятия ярче и разнообразнее. Занятия проходят по следующим темам:

Гимнастика для глаз

  1. Витамины
  2. Правильное питание
  3. Осанка
  4. Простудные заболевания

Благодаря этим занятиям ребята заинтересовались изучением вопросов своего здоровья. Снизился процент часто болеющих детей. Увеличилось число занимающихся в спортивных секциях оздоровительного направления. Очень много ребят стало принимать активное участие в школьных и районных конкурсах на темы, касающиеся вопросов здоровья.

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов проведения занятий.

Основной комплекс упражнений для глаз (методическое пособие).

Этот комплекс рекомендуется для поддержания зрения в хорошем состоянии.

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышцы (в том числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела. Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно — посмотрите туда, если нет — посмотрите на стену. Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без излишнего напряжения.

1 упражнение

 йога для глаз, упражнение 1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)

2 упражнение

 йога для глаз, упражнение 2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

3 упражнение

 йога для глаз, упражнение 3

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

4 упражнение

 йога для глаз, упражнение 4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла

5 упражнение

 йога для глаз, упражнение 5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.

Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.

Сценарий праздника «В гостях у Айболита».

Цель: показать ребятам незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у

них желание сохранять и укреплять его.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

 - пропагандировать здоровый образ жизни;

- заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;

- развивать творческие способности ребят;

- способствовать укреплению связи школы с родительской общественностью.

Предварительная подготовка:

 - написание сценария праздника;

- изготовление костюмов для персонажей агитбригады;

- оформление зала, станций; привлечение к работе учителей и учащихся,

- медицинского работника школы;

- изготовление листовок;

- подготовка выступления агитбригады;

- подготовка видеосюжетов и фотографий из жизни школьников.

Оборудование:

- плакаты и вывески для оформления сцены, зала, станций;

- литература по здоровому образу жизни;

- компьютер и видеоаппаратура;

- костюмы для участников агитбригады;

 -инвентарь для каждой станции.

Начало: психологический настрой детей поможет обеспечить вводная беседа в классе. Приводим список вопросов (примерный):

Что такое здоровье? Зачем оно нам? Кого можно назвать здоровым человеком? Считаешь ли ты себя здоровым? Почему? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым? Слышали ли вы о празднике – День Здоровья? Как думаете, что на нем будет, зачем он?

Ведущий:

 Здесь, надеюсь, все здоровы?

Дети: 

Здоровы.

Ведущий: 

А мочалка и вода

С вами часто дружат?

Дети: 

Да!

Ведущий: 

Ну что, друзья мои, детишки,

Наверно, вы читали книжки про витамины?

А сейчас проверим это.

Кто из вас толково все расскажет

И знания свои покажет,

Того мы!

Подарком скромным наградим.

Незнайка:

Я Незнайка! Мне все известно

Про витамины. Неинтересно...

Все витамины — ерунда,

Все витамины — не еда.

Вот лучше дайте нам совет

Насчет конфет!

Ведущий: 

Постой, постой, дружок Незнайка!

Коль много знаешь — отвечай-ка!

Вот витамин такой есть — А.

Слыхал?

Незнайка:

Конечно... Чепуха.

Есть он, помню, говорили,

В колбасе, борще и мыле!

Ведущий: 

Ребята! Дайте мне ответ,

Прав Незнайка или нет?

Дети:

Нет!

Ведущий:

Проясним мы обстановку,

Пригласим сюда Морковку.

(К ним подходит Морковка)

Морковка:

В огороде, в поле, дома,

Вам, ребята, я знакома?

Дети:

Знакома!

Морковка:

И сладка я, и вкусна,

Витамин во мне есть — А.

Кто меня в друзья берет,

Тот растет, растет, растет...

Ведущий:

А ну, ребята, подскажите,

какие еще продукты богаты витамином А?

Дети: 

Молоко, сливочное масло,

 рыбий жир,   зерна кукурузы,

 зеленый горошек, щавель.

Ведущий: 

Молодцы! Я вижу толк.

А что Незнайка приумолк?

Ведь говорил, что он все знает,

А теперь сидит, вздыхает...

Еще Черный хлеб здоровью нужен:

С ним ты будь почаще дружен.

Кто его не признает,

Не годится тот в полет.

(Обращается к Хлебу)

Подходи сюда, дружок,

Дай Незнайке ты урок.

Хлеб:

На Незнайку я глядел,

Просто он не в курсе дел,

Да и я с виду черный очень.

Но скажу вам, между прочим,

Рад ржаной своей судьбе —

Витамин во мне есть В.

Потому повсюду люди

На обед при первом блюде

Чаще требуют меня,

Свежим, пахнущим, с огня...

И скажу без лишних слов:

Ели щи и борщ отменный

Лишь со мною непременно!

Ведущий: 

Очень верно ты подметил.

Благодарны мы тебе...

А еще, скажите, дети,

Витамин где встретить В?

Дам за верные ответы

Специальные конфеты.

Дети:

В отрубях!

В хлебных дрожжах!

В грецких орехах!

Незнайка:

В молоке.

Ведущий:

Угадали! Верно, ребятишки,

витамины группы В делают человека

бодрым, сильным, укрепляют нервную систему.

Дети: 

И помогают хорошо учиться!

Ведущий: 

Правильно!

А теперь в подарок детям

Я вручу витаминки эти...

(Ведущий раздает витамины, Незнайка торопливо ест их)

Незнайка:

И скажу вам: день и ночь

Я глотать бы их не прочь.

Ведущий: 

Ты прочти на этикетке,

Как часто нужно есть эти «конфетки».

(Незнайка читает и недовольно разводит руками. На сцену выходит Картошка)

Ведущий: 

А ты, Картошка, чем богата?

Тебя ведь любят все ребята.

Картошка:

И знают, в моем лице

Представлен витамин здесь С.

Я лишь одно хочу спросить:

Скажите, как меня варить,

Чтоб витамины сохранить?

Дети:

закладывать картофель нужно

в кипящую воду, варить с закрытой

крышкой, а вода должна покрывать картошку.

Ведущий:

Еще припомните, ребята, какая

польза от витамина С.

Дети:

Витамин С предупреждает

заболевание цингой, укрепляет здоровье.

Ведущий:

Правильно, ребята. А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике? На Руси плоды шиповника очень ценились. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Для сбора плодов шиповника в XVI и XVII веках в оренбургские степи отправлялись экспедиции под охраной конных травников и лекарей. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Я советую вам высадить шиповник на пришкольном участке.

 

Ведущий:

Глядите, дети, — вот так диво:

В гости к нам пришла Крапива!

(Обращается к Крапиве)

Зачем пришла? Позволь узнать?

Нас будешь жалить и хлестать?

(Пятится от Крапивы)

Крапива:

Не буду! Дайте мне сказать

Про витамины, про здоровье.

(Обращается к ребятам)

Кто любит молоко коровье

И кто растит цыплят, гусей,

Должны дружить с листвой моей!

В ней витаминов А и С

Гораздо больше, чем в яйце,

Чем в овощах, картошке, фруктах

И многих пищевых продуктах.

В ней много витамина К,

А что касается белка —

Могу поспорить я с бобами!

Давайте будем мы друзьями.

В июне, июле, сентябре

Пожалуйте, друзья, ко мне.

Наденьте на руки перчатки —

Ожогов берегись, ребятки,

Листву крапивы собирайте,

В тени сушите и давайте

На корм цыплятам, поросятам,

Корове, свиньям и гусям.

Быстро растет от меня молодняк,

Значит, крапива не просто сорняк.

Да молоко и масло коровье

Станут полезней вам для здоровья:

Жирность повысится у молока,

Тут мы найдем витамин D и А.

Ведущий:

В это да! Вот так крапива!

А можно ли с листвой твоей

Сварить зеленых вкусных щей?

Крапива:

Конечно, можно,

Живот от щей не заболит,

А польза в щах таких большая.

Ведущий:

Прости, не знал, что ты такая.

Ребятки, есть еще вопрос:

Что нужно, чтобы каждый рос

С прямыми стройными ногами,

С широкой грудью моряка,

Чтоб рот был с крепкими зубами,

Чтоб с силой поднялась рука?

Дети:

Закаляться!

Спортом заниматься!

Соблюдать режим дня!

Гулять на свежем воздухе!

Правильно сидеть за партой!

Чистить зубы...

Ведущий:

Правильно!

Ну, а витамин, что в рыбьем жире,

В желтке яиц, голландском сыре,

В молочной свеженькой еде

Зовется витамином...

Дети:

D!

Ведущий:

Верно, он защищает от рахита,

И в нем большая сила скрыта.

Еще полезно вам всем знать,

Что летом нужно загорать.

Солнце лучами кожу ласкает,

Кожа от солнца у вас загорает,

И под влиянием солнца лучей

D витамин образуется в ней.

Всю азбуку здоровья

Нужно крепко знать

И в жизни эти знания

Повсюду применять!

Запомни каждый —

Нет больше богатства,

Чем наше здоровье!

И скажу, прощаясь с вами,

Растите все богатырями!

Воспитатель 1: 

Ребята, а вы делаете по утрам зарядку? (Дети отвечают) Молодцы! (Или другой ответ, в зависимости от реакции детей).

Ведущий: 

На зарядку становись!

(Все под музыку делают зарядку)

Незнайка: 

Ребята, как же хорошо быть здоровой!

Воспитатель 1: 

У меня, кажется, перестала болеть спина.

Воспитатель 2: А у меня голова.

Ведущий:

Что ж, знают это все ребята.

Незнайка: 

Что секрет от всех болезней –

Воспитатель 1: 

Ни диета,

Воспитатель 2:

Ни микстуры,

Все вместе: 

А уроки физкультуры.

Незнайка:

Ну вот, все здоровы, теперь можно и повеселиться.

Ведущий:

Час Здоровья объявляем.

Воспитатель 1:

И от всей души желаем,

Воспитатель 2:

Спортом дружно заниматься,

Воспитатель 1:

Зубы чистить, умываться,

Воспитатель 2:

Не болеть и  веселиться,

Незнайка:

С витаминами сдружиться!

Ведущий:

А сейчас герои поведут вас всех по «станциям здоровья».

Все вместе: В добрый путь!!!

Дети приступают к игре по станциям.

Игра по станциям -  «Кругосветка»

Станция № 1 «Разыграйка». 

Дети должны угадать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Некоторые дети получают такие словосочетания на карточках и показывают пантомимой, оставшийся класс – угадывает.

Варианты заданий на карточках:

  • Делать зарядку.
  • Вовремя ложиться спать.
  • Сидя за партой, ровно держать спину.
  • Пить витамины.
  • Закаляться и т.д.

Станция № 2 «Попадайка». 

Дети по очереди пытаются с расстояния 2м попасть мячом в подвешенный обруч.

Станция № 3 «Придумайка».

 Дети придумывают лозунг Дня здоровья, лучше в рифму, произносят хором.

Станция № 4 «Нарисуйка». 

Рисунок на бумаге «Если хочешь быть здоров…». Индивидуальные и групповые рисунки.

Станция № 5  «Попрыгайка». 

Прыжки в длину.Часть детей делится на две команды, остальные – болельщики. Результат всех участников команд суммируется и вписывается в маршрутный лист.

Окончание мероприятия: После прохождения «кругосветки» дети вновь собираются у сцены, проходит награждение всех команд за участие в Дне Здоровья. Особо отмечаются классы, выполнившие «кругосветку» быстрее и качественнее.

Подведение итогов: Выставка рисунков «Что запомнилось на празднике?», обсуждение в классах (что нового узнали, какие герои и конкурсы понравились, что нужно делать, чтобы быть здоровым), оформление классного уголка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская общения. Тема: "Всё в твоих руках. Наше здоровье: витамины".

Внеклассное мероприятие во   2 классе по программе М. М. Безруких "Разговор о правильном питании"....

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Классный час, мастерская здоровья "Твоё здоровье-в твоих руках"

профилактика  табакокурения, повторить  влияние  вредных  привычек  на организм   человека; способствовать  развитию  умения  принимать  ре...

Арт-терапевтическая мастерская для педагогов "Музыка целитель здоровья"

Сохранение психологического здоровья педагогов средствами музыкотерапии и танцетерапии....

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...