Обобщение опыта работы по теме: "Использование ИКТ на интегрированных уроках в начальной школе".
статья на тему

Обобщение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

«Использование ИКТ на интегрированных уроках в начальной школе

     Одним из современных средств обучения является - компьютер.

Цель компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и русского языка. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.

     Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, окружающему миру. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники.

     Я считаю, что интегрированные уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

     Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

     Мне, использование ИКТ на интегрированных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

     Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.  

   На различных этапах урока можно применять различные средства ИКТ.

Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе с  компьютером:

• работа с текстом и изображениями;

•тестирование;

• создание собственных заданий для тестов;

• демонстрация  видеоклипов;

• демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися;

• работа с электронными учебными пособиями;

•диагностика.

             При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках я использую следующие компьютерные программы:

• учебные,

• контролирующие,

• демонстративные,

• справочно-информационные,

• мультимедийные.

               Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, средствами интерактивной доски SMART Notebook, используя коллекцию Lesson Activity Toolkit 2.0, различные обучающие сайты Интернет. С  помощью этих программ оживляется урок. Данные программы делают его более доступным.

     На  уроках особое место я отвожу мультимедийным презентациям. Они помогают мне: на разных этапах урока; на уроках изучения нового материала; на уроках повторения и закрепления изученного материала. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

           Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

     Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, так как  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание  ребенка.

     Использование презентаций позволяет проводить уроки:

•    на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

•    обеспечивает наглядность и привлекает большое количество дидактического материала;

•    повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

     Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Очень удобно использовать Интернет ресурсы при тестировании или при создании группового проекта. Учитель может корректировать работу в сети Интернет, помогать слабым, давать интересные задания сильным учащимся.

В целях организации групповой сетевой работы хорошей программной платформой могут стать Google-документы, т.к. интерфейс инструментария (таблиц, документов, презентаций, графического рисунка) схож со знакомыми педагогам и школьникам продуктами MS Office.  

     Для работы с сервисами Google всем участникам коллективной работы (педагогу, учащимся или некоторым учащимся от каждой группы) необходимо иметь свой аккаунт в электронной почте Gmail. Но в целях безопасности  компания Google ограничивает доступ к своим сервисам детям младше 13 лет.  Следовательно, младшие школьники самостоятельно не могут завести аккаунт, поэтому в своем аккаунте нужно создать папку и к ней предоставить доступ всем ученикам. Преимущество такой организации материала заключается в том, что все материалы хранятся в одном месте, и ко всем файлам, находящимся внутри папки, можно предоставить один уровень доступа. Свой ответ дети пишут на своей страничке, учитель может исправлять, давать комментарии через сеть.

     Эффективными средствами осуществления идеи интегрирования в обучении служат электронные справочные пособия («Большая Советская энциклопедия», «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия») и различные электронные «Толковые словари». Они являются на интегрированном уроке необходимым пособием, так как в статьях пересекаются все учебные предметы, изучаемые в начальной школе в виде сквозных, основополагающих понятий. Читая статью, мы с одной стороны, закрепляем в языке достижения нашего познания, с другой - можем узнавать новое о предметах, явлениях. Таким образом, язык может выступать как орудие познания, при его помощи мы можем получать новые знания из уже имеющихся путем логических умозаключений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"

Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Обобщение опыта работы по теме:.,Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов\'\'

Данный. материал раскрывает целесообразность использовани ИКТ на различных уроках в начальной школе.Описываются направления работы, цели, задачи , возможности и достоинства ИКТ. Использование ИКТ на ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»

Сегодня роль педагога, особенно в начальной школе, заключается в поиске методов и техник нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы вместе с ним идти по пути к целостности личности. Развитие целост...

Обобщение опыта работы по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»

Обобщение опыта работы   по теме  «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»...