Организация группового взаимодействия
статья по теме

Гонтова Татьяна Тимофеевна

Почему мы заговорили о работе в группах? Зачем она нужна?

       От чего зависит счастливая жизнь человека? Конечно, от его успехов в работе. И образование играет при этом важнейшую роль. Но для счастья надо уметь ладить с людьми и в трудовом коллективе, и в семье. Значит, необходимо не только образовывать школьника, но и учить его общаться, воспитывать его.  Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация группового взаимодействия

       Почему мы заговорили о работе в группах? Зачем она нужна?

   Давайте вспомним обычную ситуацию на уроке. Наши уроки идут в быстром темпе. Вопрос – ответ, вопрос –ответ. Поначалу работают все. Потому же одни отличники поспевают за учителем. Такой темп не все могут выдержать.

       Как быть в такой ситуации?  И тут нам на помощь приходит работа в малых группах.

      От чего зависит счастливая жизнь человека? Конечно, от его успехов в работе. И образование играет при этом важнейшую роль. Но для счастья надо уметь ладить с людьми и в трудовом коллективе, и в семье. Значит, необходимо не только образовывать школьника, но и учить его общаться, воспитывать его.  Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

    С учителем при групповой работе постоянного контакта нет  он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется посредством устного или письменного руководства , которое дается до начала групповой работы.

     При организации групповой работы перед учителем возникает ряд трудностей: понижается уровень дисциплины , трудно отследить участие учеников в работе . дети не умеют слушать друг друга и не умеют задать друг другу содержательный вопрос. Кроме того учитель испытывает трудности в формировании групп , в оформлении пространства классной комнаты, в том как предъявлять и обсуждать результаты работы в группах . (см. Приложение2.)

  Дети объединяются в группы( желательно небольшие: 4-5 человек), выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому-то единому мнению. Затем каждая группа высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других.

  Вместе с детьми  мы выработали правила:

1)высказав свое мнение, спроси всех остальных: «Ты согласен?»; «Ты не возражаешь?»; «А ты как думаешь?»;

2)если все согласны, можно действовать; если есть разные мнения, задайте друг другу вопрос: «Почему ты так считаешь?»; «А это можно доказать?»

  Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на большом листе и затем с комментариями представила ее всему классу.

  В дальнейшем учитель организует обсуждение выдвинутых группами версий.

Рассмотрим пример групповой работы на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.»

Помогите Вовке обрести хорошие привычки.

На доске  отрывок стихотворения Ю. Вронского.

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок

Дергать за косички!

Никогда с братишкой

Драться за обедом!

На уроках больше

Говорить с соседом!

Прочитав стихотворение, ребята убеждаются в том, что Вовкины привычки станут хорошими, если мы употребим с глаголами не:   не дергать, не драться, не говорить с соседом.

Возникает вопрос: Что такое не и как писать не с глаголами?

У.: Предлагает детям объединиться в группы и в совместном обсуждении попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

 После обсуждения  заслушиваются версии, которые возникли в группах, которые озвучивают представители каждой группы.

    Варианты решения детьми поставленной проблемы могут быть различны. Например:

    - Мы считаем, что не с глаголом пишется отдельно потому, что между не и глаголом  можно поставить другое слово: не ( громко) разговаривай:

     -  глагол употребляется и без не ( разговаривай), значит не – это не часть слова, а отдельное слово.

   Мнения, выработанные в группах , совпали в том, что не с глаголами пишется отдельно.

     Для следующей дискуссии можно вынести следующий вопрос: « А что же такое не? Роль в речи?

-   Подумайте, в какой группе следует искать ответ на вопрос, к какой части речи относится не: среди самостоятельных  частей речи или среди служебных?

  -Среди служебных, так как к не нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.

   - Наверное это предлог, так как пишется отдельно со словом?»

   В данном случае спор, начатый учителем, развернется между группами детей- согласными с учителем и не согласными с ним.

  Примерные аргументы обеих сторон:

     - не – это не предлог, потому что мы знаем,что предлоги не употребляются с глаголами и  не  не служит для связи слов в предложении;

    не – это предлог, потому что предлог со словами пишется отдельно и между не и глаголом можно вставить другое слово;  

  -  Может быть не – это союз?  

  - Нет, это не союз.

   - Значит, это другая часть речи, прочитайте в учебнике  как она называется  

  - Частица.

    Рассказ учителя.

 - Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечеркивает» то, что говорят глаголы.  Она все отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули ее от себя.

      Итак, данный подход имеет следующие преимущества: выше вовлеченность детей в совместную деятельность ( во фронтальной работе часть детей все равно «выпадает»); выдвигаемые версии более «наглядны», продуманы и отточены, что позволяет более организованно провести этап обсуждения версий.

Учитель предлагает ребенку типовые варианты ситуации, обсуждаемой на уроке. Эти наблюдения ложатся в основу планирования следующего урока.

     Этапы урока совпадают с технологией проблемного введения знаний.

  Если кто-то из детей по какой-либо причине не желает работать в группе, то он работает индивидуально за отдельной партой.

Приложение 1

Общие правила организации групповой работы:

1.Учить как сидеть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера; как положить учебник, как соглашаться, как возражать.

2. Учитель вместе с обучающимися показывает весь ход зачета у доски.

3. Разбор нескольких ошибок. Анализировать не содержательную ошибку, а взаимодействие, приведшее к ошибке.

4.Соежинять в группы с учетом их личностных склонностей и не только. Упрямцу полезно померяться с упрямцем. Самому слабому обучающемуся нужен не только сильный, сколько терпеливый. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке можно наладить первые доверительные контакты.

5. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому пересаживать детей не стоит.

6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства:  терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость.

7. Для работы групп парты надо ставить так, чтобы детям удобно было смотреть друг на друга:

                                Или   так  

А не так          

Этапы совместной работы.

1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2. Выбрать старшего (по жеребьевке, пожеланию).

3. Распределить обязанности, кто что будет делать (прямое поручение, «добровольцы», аукцион-поручение получает тот, кто больше внесет предложений).

4.Выяснить, зачем будет каждый выполнять задание.

5. Каждый продумывает: из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

6.Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное  дело).

7.Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело)

8. Из отдельных результатов получается один большой результат.

      Правила совместной работы в группе.

 1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по плану (сверять дела с планом).

3.  своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, без ошибок),  соблюдать технику безопасности, экономию материала.

5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Использованная литература:

1.        Вахрушев А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах. Начальная школа плюс До и После.- 2003, №6.

2.        Восторгова Е. Учебник как средство формирования учебной деятельности или зачем нужен учебник в развивающем обучении. Первое сентября. Начальная школа №23.-2006.

3.         Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. -М.-1998.

4.         Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.1выпуск.Т.Ц. «Учитель».-2002.

 6.Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.-М.-1996

7.         Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя.-М. Смысл,-2003..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Групповая форма организации работы над проектом, формирование умений групповых взаимодействий.

Групповая форма организации работы над проектом, формирование уменийгрупповых взаимодействий....

Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал посвящен методам и приемам  групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.

Классный час в форме тренинга  на сплочение классного коллектива. В ходе классного часа обучающиеся должны понять, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зави...