Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа на тему

Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Я исследователь" 1-4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:


Планируемые  результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

Базовый уровень (будут сформированы):

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Повышенный уровень(получит возможность для формирования):

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные общеобразовательные результаты

Познавательные:

Базовый уровень:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Повышенный уровень:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Базовый уровень:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Повышенный уровень:

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные:

Базовый уровень:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия.

Повышенный уровень:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Содержание  курса внеурочной деятельности

        Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

          Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор исследования.

5. Работа над исследованием.

6. Презентация результата.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и вовремя специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие результаты возможно достичь по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например, рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.  При выполнении исследования используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе других ребят.

  Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Тематическое планирование

2018-2019 учебный год

1 класс

1 час в неделю, 33 ч. в год

№ п/п

       Раздел. Тема занятия.

Дата по плану

Дата по факту

1.Учимся делать проекты (13 часов)

1

«Что такое проект?» «Что такое исследование?»

03.09.18

2

«Что такое проблема?»

10.09.18

3

«Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы»

17.09.18

4

 «Наблюдение как способ выявление проблем»

24.09.18

5

«Как мы познаем мир»

01.10.18

6

«Как выбрать тему исследования?»

08.10.18

7

«Как задавать вопросы?»

15.10.18

8

«Удивительный вопрос»

22.10.18

9

«Школа почемучек»

12.11.18

10

«Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)»

19.11.18

11

«Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы»

26.11.18

12

«Учимся выбирать дополнительную литературу»

03.12.18

13

«Учимся выделять главное и второстепенное»

10.12.18

2.Мы- исследователи. (16 часов)

14

«Составление аннотации к прочитанной книге»

17.12.18

15

«Совместное или самостоятельное планирование практического задания»

24.12.18

16

«Обоснованный выбор способа выполнения задания»

14.01.19

17

«Методика проведения самостоятельных исследований»

«Коллективная игра-исследование»

21.01.19

18

«Почему мы любим встречать Новый год»

28.01.19

19

«Почему мы любим встречать Новый год»

04.02.19

20

«Алфавит»

11.02.19

21

«Алфавит»

25.02.19

22

«Эти важные буквы ПДД»

04.03.19

23

«Эти важные буквы ПДД»

11.03.19

24

«Моя семья»

18.03.19

25

«Моя семья»

01.04.19

26

«Игры наших дедушек и бабушек»

08.04.19

27

«Игры наших дедушек и бабушек»

15.04.19

28

«Растения»

22.04.19

29

«Растения»

29.04.19

30

«Симметрия вокруг нас»

06.05.19

3.Анализ исследовательской деятельности. (3часа)

31

«Сказки»

13.05.19

32

«Что мы узнали и чему научились за год»

20.05.19

33

«Выставка творческих работ как средство стимулирования проектной деятельности»

27.05.19

Тематическое планирование

2018-2019 учебный год

2 класс

1 час в неделю, 34 ч. в год

п\п

Раздел. Тема занятия.

Дата по плану

Дата по факту

1.

Что можно исследовать? Формулирование темы.

6.09

2.

Как задавать вопросы? Банк идей.

13.09

3.

Как задавать вопросы? Банк идей.

20.09

4.

Тема, предмет, объект исследования.

27.09

5.

Тема, предмет, объект исследования.

04.10

6.

Цели и задачи исследования.

11.10

7.

Цели и задачи исследования.

18.10

8.

Учимся выделять гипотезы.

25.10

9.

Учимся выделять гипотезы.

08.11

10.

Организация исследования. (практическое занятие.)

15.11

11.

Организация исследования. (практическое занятие.)

22.11

12.

Организация исследования. (практическое занятие.)

29.11

13.

Организация исследования. (практическое занятие.)

6.12

14.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

13.12

15.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

20.12

16.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

27.12

17.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

10.01

18.

Коллекционирование.

17.01

19.

Коллекционирование.

24.01

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

31.01

21.

Сообщение о своих коллекциях.

7.02

22.

Сообщение о своих коллекциях.

14.02

23.

 Что такое эксперимент.

21.02

24.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

28.02

25.

Сбор материала для исследования.

07.03

26.

Сбор материала для исследования.

14.03

27.

Сбор материала для исследования.

21.03

28.

Обобщение полученных данных.

04.04

29.

Обобщение полученных данных.

11.04

30.

Как подготовить результат исследования.

18.04

31.

Как подготовить сообщение.

25.04

32.

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

02.05

33.

Индивидуальная консультация.

16.05

34.

Подведение итогов. Защита.

23.05

Тематическое планирование

2018-2019 учебный год

3 класс

1 час в неделю, 34 ч. в год

п\п

Раздел. Тема занятия.

Дата по плану

Дата по факту

1.

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

6.09

2.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

13.09

3.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

20.09

4.

Как выбрать друга по общему интересу?

27.09

5.

Какими могут быть проекты?

4.10

6.

Какими могут быть проекты?

11.10

7.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

18.10

8.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

25.10

9.

Планирование работы.

8.11

10.

Планирование работы.

15.11

11.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

22.11

12.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

29.11

13.

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

6.12

14.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

13.12

15.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

20.12

16.

 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

27.12

17.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

10.01

18.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

17.01

19.

Анализ прочитанной литературы.

24.01

20.

Анализ прочитанной литературы.

31.01

21.

Анализ прочитанной литературы.

7.02

22.

Исследование объектов.

14.02

23.

Исследование объектов.

21.02

24.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

28.02

25.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

7.03

26.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

14.03

27.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

21.03

28.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

4.04

29.

Оформление работы.

11.04

30.

Оформление работы.

18.04

31.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

25.04

32.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2.05

33.

Мини конференция по итогам собственных исследований.

16.05

34.

Анализ исследовательской деятельности.

23.05

Тематическое планирование

2018-2019 учебный год

4 класс

1 час в неделю, 34 ч. в год

п\п

Раздел. Тема занятия.

Дата по плану

Дата по факту

1.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

01.9

2.

Культура мышления.

08.09

3.

Культура мышления.

15.09

4.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

22.09

5.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

29.09

6.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

06.10

7.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

13.10

8.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

20.10

9.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

27.10

10.

Предмет и объект исследования.

10.11

11.

Предмет и объект исследования.

17.11

12.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

24.11

13.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

01.12

14.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

08.12

15.

Наблюдение и экспериментирование.

15.12

16.

Наблюдение и экспериментирование.

22.12

17.

Техника экспериментирования

12.01

18.

Техника экспериментирования

19.01

19.

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

26.01

20.

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

02.02

21.

Правильное мышление и логика.

09.02

22.

Правильное мышление и логика.

16.02

23.

Что такое парадоксы

02.03

24.

Что такое парадоксы

09.03

25.

Обработка и анализ всех полученных данных.

16.03

26.

Обработка и анализ всех полученных данных.

23.03

27.

Обработка и анализ всех полученных данных.

06.04

28.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

13.04

29.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

20.04

30.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

27.04

31.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

04.05

32.

Защита исследования перед одноклассниками.

11.05

33.

Выступление на школьной НПК.

18.05

34.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является  механизмом  интеграц...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.

"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авто...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" составлена для 4 класса...