РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ "РОДНОЙ БАШКОРТОСТАН"
рабочая программа (2 класс) на тему

Султанова Рушания Фаритовна

Рабочая программа предназначена для учащихся 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_bashkortostan.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Законы:        

1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

Программы:

1.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

2.Основная образовательная программа  начального общего   образования в рамках реализации ФГОС МОБУ СОШ с. Тучубаево.

Постановления:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

1. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).

3. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).

4. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015                    № 387).

6. Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

7. Приказ Минобрнауки России  от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047».

8. Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

9. Учебный план внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Тучубаево  на 2018- 2019 учебный год

Курс « Родной Башкортостан» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения данного курса в начальной школе - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Задачи курса:

-   ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;

-   научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.

Данный курс является пропедевтическим в изучении краеведения, реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир». Курс предполагает: в 1- 2 классах – по (33) 34 часа в год.

Ожидаемые результаты изучения курса «Родной Башкортостан».

Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. 

Формы работы с детьми.

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность. 

 

Тематическое планирование

 п\п

Название тем курса

Количество часов

1

 Наша Родина – Башкортостан

2

2

 Государственные символы

2

3

 Страницы истории родного края.

3

4

 Я и моя семья

3

5

 Моя школа – моя судьба

3

6

 С любовью к городу

3

7

 Наш край в годы Великой Отечественной   войны

3

8

 В гармонии с природой

3

9

 Уникальные природные объекты Башкортостана

5

10

 Что дает наш край стране

2

11

 Культурное наследие Башкортостана

2

12

 Традиции, обряды, ритуалы земли родной

3

                                                                          Итого

34

Содержание программы по курсу (34 часа)

Тема 1.Наша Родина – Башкортостан.

Башкортостан - страна, в которой мы живём. Территория Башкортостан, столица Башкортостан, глава Башкирского государства,  народы - населяющие республику Башкортостан,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб Башкортостана, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн республики Башкортостан, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет «Прошлое и настоящее флага республики Башкортостан», выполненный с использованием     информационных     технологий.     Буклет     включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население республики Башкортостан. Города  республики Башкортостан. Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных   проектов,   конкурсы,   участие   в   конференциях,   игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы республики Башкортостан.

Герб республики Башкортостан, флаг республики Башкортостан, гимн республики Башкортостан.

Результат работы над историей символов республики Башкортостан - буклет «Прошлое и настоящее символов республики Башкортостан», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включающий различные периоды истории с краткими пояснениями. 

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе? Балтачевский район,с. Старобалтачево . Обращается внимание на название района, историю его названия,  значение.

Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски. История заводов. Памятники района. Почетные граждане нашего района. Культурные учреждения. Их история. Правила поведения в общественных местах.                                      

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

     Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории края.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

    Территория и географическое положение республики Башкортостан. Знакомство с картой республики Башкортостан. Природа родного города. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей республики; памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами республики Башкортостан. Красная книга республики Башкортостан.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством республики Башкортостан, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашей республики Башкортостан: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования».

Тема 12. Культурное наследие республики Башкортостан.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о республики Башкортостан, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

Изучение  народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. «Ҡарға бутҡаһы», «Нардуған», … - сокровищницы народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой    цикл    башкирских    праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам,…,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов республики, помочь осмыслить праздники, традиции.

Список литературы

Список литературы для учителя

  1. Алексеева. Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. СПб: Тритон, 1997.
  2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис   пресс, 2003.
  3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
  4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
  5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: konf //' vvvvw.ipkps.bsii.edii.ru
  6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
  8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007
  9. Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.   2005. - №1. - 147с.                      

10. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009.  - 35с.

11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов - М.: Просвещение. 1990.

12.  Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский,В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по вое питатель ной работе. - 2006. - №3. - 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Аеар. 1999.

15.   О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

16. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

17. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010.   191., 204с.

18.   Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.

24.  Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся
общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете». 2003.№7.

25. Черемисина,В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

26.  Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания
школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. 2006-№2

27.Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина II Этическое воспитание. 2005-№1

28.Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я Яковлев.-М.: 2002.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу « Родной Башкортостан»  в 1-2 классах (1 час в неделю)

№ п/п

   

                  Тема

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечание

Моя Родина – Башкортостан (2 ч.)

1.

Моя Родина – Башкортостан

6.09

2.

Презентация «Моя Родина – Башкортостан»

13.09

Государственные символы (2 ч.)

3.

Государственные символы РБ

20.09

4.

Государственные символы Балтачевского района

27.09

Страницы истории родного края

(3 ч.)

5.

Страницы истории родного края

4.10

6.

История моего района.

18.10

7.

Символы города Уфы.

25.10

Я и моя семья (3 ч.)

8.

Я и моя семья

8.11

9.

Шежерэ.

15.11

10.

Шежерэ моей семьи.

22.11

Моя школа - моя судьба (3ч.)

11.

Моя школа - моя судьба

29.11

12.

Знаменитые личности нашего района.

6.12

13.

Права и обязанности школьника.

13.12

С любовью к городу (3 ч.)

14.

История моего района, села.

20.12

15.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

27.12

16.

Культурные учреждения нашего района.  Их история. Правила поведения в общественных местах.                                      

17.01

Наш край в годы Великой Отечественной войны (3 ч.)

17.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

24.01

18.

Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

31.01

19.

Экскурсия в школьный краеведческий музей

7.02

В гармонии с природой (3 ч.)

20.

В гармонии с природой

14.02

21.

Знакомство с картой Республики. Природа родного района, села.

21.02

22.

Памятники  природы города Уфы

28.02

Уникальные природные объекты Башкортостана (5 ч.)

23.

Уникальные природные объекты Башкортостана

7.03

24.

Заповедные  зоны Башкортостана

14.03

25.

Пещера Шульган-таш.

21.03

26.

Санатории Башкортостана

4.04

27.

Семь чудес Башкортостана

11.04

Что дает наш край стране (2 ч.)

28.

Что дает наш край стране

18.04

29.

Богатства нашей страны

25.04

Культурное наследие Башкортостана (2 ч.)

30.

Культурное наследие Башкортостана

16.04

31.

Культурное наследие Башкортостана

23.04

Традиции, обряды, ритуалы земли родной (3 ч.)

32.

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

30.04

33-34

Башкирские национальные праздники

1-2-е классы

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:                 

*  мне интересно учиться

*  я люблю мечтать       

*  мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

*  мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

*  я старателен в учебе

*  я внимателен

*  я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

*  мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

*  мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К  ПРИРОДЕ:

*  к земле

*  к растениям

*  к животным

*  к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

*  я выполняю правила для учащихся

*  я добр в отношениях с людьми

*  я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

*  я аккуратен в делах

*  я опрятен в одежде

*  мне нравится все красивое вокруг меня

*  я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

*  я управляю собой

*  я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

*  у меня нет вредных привычек