Рабочая программа для 2кл (ТУО)
рабочая программа (2 класс) по теме

Марченкова Ольга Павловна

Основной задачей программы является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, гуманитарного, математического цикла, а также начальное трудовое обучение и основы изобразительного искусства, подготовка к жизни в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl_rp_tuo.docx77.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.  по УВР

_______ /  _____________/

«_____»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/ Л.И.Голубева/

«_____»______20___г.

Рабочая программа 

 для 2 класса (ТУО)

                                                                               Программу составила  учитель


                                                                              Марченкова О. П.

                                                                      .

учебный год

2014 - 2015

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Программа  составлена на основе:

 - Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

 - Учебного плана ОГБОУ «Смоленская  специальная (коррекционная) образовательная  школа-интернат VIII вида.

 - «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

 - Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»,  утвержденное педсоветом №1 от 26.08.2013 года.

УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Учебный план для учащихся по надомной форме обучения 0-11класс разрабатывается в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п.  Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Цель программы:создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе для реализации  особых образовательных потребностей,  в условиях надомного обучения, через индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Задачи программы: 

 - адаптировать детей к условиям домашней жизни, обеспечив при этом доступное ему социальное развитие;

 - организовать среду и учебное место обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома;

 - организовать психолого-педагогическое сопровождение.

.

Учебный план (ТУО)

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Чтение

3

Письмо

4

Развитие речи

2

Математика

3

ИЗО

1

Музыка и пение

1

Физкультура

3

Самообслуживающий труд

1

Ручной труд

2

Ритмика

1

Предм.-практ.деят.

2

Итого:

                   23

Образовательная область «Русский язык» (чтение)

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на  основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебникБукварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида./В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2008

 Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.

     Задачи:

Образовательные

- научить слиянию слогов;

- научить составлять  простые слова из букв и слогов.

Воспитательные

 - воспитывать любовь к учебному предмету «чтение»;

 - прививать любовь к родному (русскому) языку.

Коррекционно – развивающие

 - развивать и корректировать  внимание, восприятие, воображение, память, мышление;

- обогащать словарь учащегося;

- прививать аккуратность и усидчивость.

     Обучение чтению умственно отсталого ребенка ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности ученика. Прежде чем знакомить его с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.

     Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

  На втором году  обучения ученик продолжает осваивать буквы, учится слоговому чтению, много работает с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.

      На занятиях проводится специальная логопедическая работа: развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.На занятиях ученик заучивает отрывки из коротких детских стихотворений на различную тематику.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1,5 часов в неделю, 49,5 час в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Планируемый уровень подготовки на конец курса

Основные требования к уровню подготовки учащегося.

      Ученик должен знать:

-  буквы ш, л, ы, н, к, п, т, и, з, в, б

-образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв;

-образование трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).

      Ученик должен уметь:

-читать   слоги из изученных букв протяжно и, по возможности слитно;

- составлять из букв разрезной азбуки и читать слова из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из двух слов (Ма-шама-ла);

- читать трехбуквенные слова, состоящие из одного закрытого слога.

Информация об используемых УМК.

Учебно – методическое и дидактическое обеспечение по предмету и перечень рекомендуемой литературы.

Учебный предмет

Учебная программа

Учебники и учебные пособия для учащегося

Методические пособия для учителя

Чтение

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленные НИИ дефектологии АПН, 1983 г

Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида./В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2008

Аксенова А.К.

Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1класса спец(коррекц.) образовательных учреждений VIII

Образовательная область «Письмо»

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо» составлена на  основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник «Букварь» для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида./В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2008

Цель: формирование навыков грамотного и осознанного письма.

Задачи:

Образовательные

 - выработать навыкписьма основных элементов рукописных букв;

- выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв;

- формировать каллиграфические навыки.

Воспитательные

- побуждать познавательный интерес к родному слову;

 - прививать любовь к родному (русскому) языку.

Коррекционно– развивающие

 - развивать и корректировать  внимание, восприятие, воображение, память, мышление;

- обогащать и уточнить словарь, развивать связную речь

- корректировать волевые и эмоциональные качества;

 - развивать движения кисти и пальцев рук

   Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

На младших годах обучения ученик осваивает рукописное начертание букв, учится написанию слов по слогам, много работает с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.

Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.

       На занятиях должна проводиться работа по  привитию навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться ручкой.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1,5 часов в неделю, 49,5 часа  в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Планируемый уровень подготовки на конец курса.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

      Ученик должен знать:

- рукописное  начертание изучаемых строчных и прописных букв Шш, Лл, ы, Нн, Кк, Ии, Пп, Тт,Зз, Вв, Бб

     Ученик должен уметь:

- писать по обводке или по образцу, данному учителем;

- списывать с  букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слова, состоящие из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ма, шум)

Информация об используемых УМК

Учебно – методическое и дидактическое обеспечение по предмету и перечень рекомендуемой литературы

Учебный предмет

Учебная программа

Учебники и учебные пособия для учащегося

Методические пособия для учителя

Письмо

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленные НИИ дефектологии АПН, 1983 г

Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида./В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2008

Аксенова А.К.

Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1класса спец(коррекц.) образовательных учреждений VIII вида

Содержание тем

Колич.

часов

I четверть – 36 ч.

1

Повторение. Обведение карандашом по трафаретам простейших фигур, закрашивание их.

2

2

Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, их штриховка (овощи, фрукты, звери).

2

3

Рисование прямых линий и несложных предметов /трава, дождик/ (прописи)

3

4

Письмо основных элементов рукописных букв. Бордюры. Письмо с Букварем стр.10, 11, 12

5

5

Письмо букв а, о, у, м. Упражнения в написании слов, слогов, предложений с данными буквами.

7

6

Урок закрепления и повторения. Письмо элементов букв, слогов, слов.

1

II четверть – 14 ч.

1

Письмо слогов с пройденными буквами

2

2

Письмо буквы «Сс». Слоги, слова.

3

3

Письмо буквы «Хх». Слоги, слова

3

4

Письмо слогов и слов с пройденными буквами

2

5

Письмо буквы «Шш». Слоги, слова

2

6

Письмо буквы «Лл». Слоги, слова

2

III четверть – 18 ч.

1

Письмо слогов и слов с усвоенными буквами

1

2

Строчная и прописная «Ш»

3

3

Строчная и прописная «Л»

3

4

Письмо буквы «ы». Слоги, слова

3

5

Письмо буквы «Нн». Слоги, слова

3

6

Письмо буквы «Рр». Слоги, слова

3

7

Слоги и слова с пройденными буквами

1

8

Списывание с букваря

1

IV четверть – 16 ч.

1

Строчная и прописная «Кк»

3

2

Строчная и прописная «Пп»

3

3

Списывание с букваря

2

4

Письмо на слух

1

5

Составление предложений

2

6

Строчная и прописная «Тт»

3

7

Работа на доске. Составление и записывание предложений

1

8

Упражнения на закрепление пройденного материала.

1

Образовательная область «Развитие речи»

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1984 г.

Цель: расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Задачи

Образовательные

 - формировать навыки вести диалог  применяя односложный ответ;

- научить составлять  по картинкам  предложения, состоящих из трёх слов;

 -  развивать умения анализировать окружающий мир и предметы;

 - продолжать формировать умения классифицировать предметы и соотносить натуральные объекты с их графическим изображением.

Воспитательные

- воспитывать любовь к природе.

Коррекционно-развивающие

 - развивать и корректировать речь, память, внимание, наблюдательность,  мышление

 -  обогащать и уточнить словарь;

- корректировать волевые и эмоциональные качества.

Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.

      Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме. Взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограниченно.

      Нужно учить ученика  оформлять свои желания словесно, для чего ввести разучивание фраз-приказаний и фраз-просьб и их выполнение.

Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного учеником  на предметных уроках и экскурсиях.

      На предметных уроках и экскурсиях  ученик  знакомится с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей,  с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учится анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

     Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых ученик знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке.

     Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у ребенка интерес, стимулируют к деятельности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 0,5 часов в неделю, 16,5 часа  в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Планируемый уровень подготовки на конец курса

Основные требования к уровню подготовки учащегося

Ученик должен знать:

- обобщающие слова для классификации предметов;

- формы множественного числа предметов;

- несколько стихотворений, речевок, считалок, потешек, коротких песенок.

 Ученик должен уметь:

- отвечать на вопросы и давать самые простые высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями;

- составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов;

- уметь осуществлять классификацию предметов по словесной инструкции;

- строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное положение предметов;

- соотносить натуральные объекты с их графическим изображением;

- узнавать изображенный предмет.

Информация об используемых УМК

Учебный предмет

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Развитие речи

«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Комарова С.В. Устная речь. – Просвещение. – М., 2011

Матвеева Н.Б. Живой мир. - Просвещение. – М., 2012

Содержание тем

Колич.

часов

I четверть –9 ч.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в школьный сад.

2

2

Овощи (помидор, огурец). Цвет, форма, вкус, употребление в пищу. Экскурсия в магазин.

2

3

Фрукты. Экскурсия в магазин (яблоко, груша)

2

4

Деревья (береза, ель). Распознавание, отличительные признаки.

2

5

Повторение и закрепление. Разучивание стихов.

1

II четверть – 7 ч.

1

Беседа о проведенных наблюдениях во время каникул.

1

2

Экскурсия в природу. Изменения в природе.

1

3

Комнатные растения. Герань.

1

4

Домашние животные (кошка, собака)

2

5

Сезонные изменения в декабре

1

6

Труд взрослых в осеннее время

1

III четверть – 9 ч.

1

Беседа о проведенных наблюдениях во время каникул

1

2

Экскурсия в природу.  Сезонные изменения

1

3

Дикие животные (заяц, лиса)

1

4

Труд взрослых зимой

1

5

Комнатные растения

1

6

Домашние птицы

1

7

Одежда

1

8

Обувь

1

9

Деревья

1

IV четверть – 8 ч.

1

Беседа о проведенных наблюдениях во время каникул

1

2

Раннецветущие растения

1

3

Труд взрослых весной

1

4

Птицы (ворона, воробей)

1

5

Насекомые

1

6

Изменения в природе

1

7

Деревья. Экскурсия к реке

1

8

Обобщающий урок

1

Образовательная область «Предметно-практическая деятельность».

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» составлена на основании Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН, 1984 г.

Цель: развитие предметных действий

Задачи

Образовательные

  - формирование житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда и предметной деятельности в быту.

 - Обучение  доступным  приемам  предметно-практической  деятельности.

Воспитательные

 - Формирование  положительного  отношения  к  посильным  видам  ручного  труда.

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность при выполнении заданий

Коррекционно-развивающие

 -  корректировать внимание, восприятие, зрительно – двигательную координацию, пространственные представления, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, речь в процессе предметной деятельности, дидактических игр, развитие мелкой моторики рук.

- корректировать волевые и эмоциональные качества.

  Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения глубоко умственно отсталых детей.

  Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей-имбецилов, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные  уроки; они включаются в урок  как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.

  Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается  в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается  максимально возможная динамичность.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 0,5 часов в неделю, 16,5 час а в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Планируемый уровень подготовки на конец курса

Основные требования к уровню подготовки учащегося

Учащийся должен знать:- названия  основных  геометрических  форм  (треугольник,  круг,  квадрат),  основных  цветов(красный, синий, зелёный, желтый, черный, белый).Учащийся должен уметь:

 - целенаправленно  действовать  с  предметами  в  дидактических  играх;

 - ориентироваться  на  листе  бумаги,  на  рабочем  месте;

 - складывать  части аппликации по образцу и инструкции;

 - складывать  фигуры  из  счетных  палочек   по  показу, образцу;

 - собирать  разрезные  картинки, пазлы,  кубики  с  картинками;

 - применять  основные  приемы  лепки, аппликиции.

Информация об используемых УМК

Учебный предмет

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Предметно-практическая деятельность

«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000.

п/п

Основные темы

Кол-во

часов

1 четверть

1

Упражнения  с  массажными  шариками и  пружинками, прищепками.

2

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: нанизывание предметов.

3

Знакомство с основными цветами. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой..»

4

Знакомство  с основными геометрическими фигурами. Выбор по образцу и инструкции геометрической фигуры «Дай такой..»

5

Проверочная работа. Группировка предметов по цвету и форме.

6

Дидактическая игра «Исключи лишнее»

7

Выбор геометрических фигур. (круг)

Аппликация «Бусы»

8

Выбор геометрических фигур. (треугольник)

Аппликация «Елочка»

9

Выбор геометрических фигур. (круг)

Аппликация «Гусеница»

2 четверть

10

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и образцу (молоток, ворота, домик для собаки, окно).

11

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

12

Складывание  простых  крупных  пазлов  с  опорой  на  образец.

13

Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики

14

Отрывание небольших кусочков бумаги.

Аппликация «Первый снег»

15

Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок»

16

Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Маша и медведь»

3 четверть

17

Раскатывание пластилина прямыми движениями ладоней (палочки), круговыми движениями (мяч).

18

Оотщипывание от небольших кусочков пластеина от основного куска, раскатывание шариков разного размера (снеговик)

19

Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка»

20

Пластилинография. «Дождик»

21

Пластилинография. «Мухомор».

22

Пластилинография. «Радуга».

23

Наклеивание заготовок по образцу. «Кот».

24

Наклеивание заготовок по образцу. «Царевна - лягушка»

4 четверть

25

Наклеивание заготовок по образцу. «Колобок»

26

«Волшебный шнурок»  Лестница, воздушный шар

27

«Волшебный шнурок»  Ботинок

28

Игра «Подбор к фону»:  размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики,  и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.  Нанизывание  предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат), чередуя по цвету

29

Группировка по форме  и цвету. Игра  «Разложи в ряд». Игра «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 10 фигур на доске).

30

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.   Игра «Геометрическое лото».

31

Объемная аппликация «Ландыши».

32

Объемная аппликация из жгутиков «Солнышко»

33

Повторение пройденного материала. Самостоятельное собирание пирамидки, матрешки, пазлов, шнуровка (на выбор ребенка)

Образовательная область «Математика».

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Программа по предмету «Математика» разработано на основе Программы  обучения  глубоко умственно отсталых детей. – Составитель НИИ дефектологии АПН . – М., 1983г. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Количество времени на изучение тем  может варьироваться учителем самостоятельно  (в рамках  резервного времени и с учетом усвоения детьми изучаемого материала).

Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся практическим занятиям, экскурсиям, позволяющим прикладывать изучаемый материал к реальной жизни. На уроках могут быть использованы разнообразные наглядные средства обучения (натуральные объекты, муляжи, макеты, коллекции).

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения  практических работ, экскурсий, проектов, и др.

На предмет «Математика» в учебном плане отводится 1,5 часа в неделю, в год – 49,5 часа. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность  ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития  ребенка.

Ожидаемый результат                                                                                                                                                                                                                                                                          Учащийся должен знать:

- счет в пределах 5 и число 0, устная и письменная нумерация;

- образование чисел в пределах 5;

- счет прямой и обратный до 5;

- меры стоимости, размен монет;

 - временные понятия: утро, день, вечер, ночь;

-  геометрический материал: квадрат, круг, треугольник.

Учащийся должен уметь:

- решать примеры в пределах 5;

- сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду;

- осуществлять порядковый счет от числа до числа;

-  работать со счетами;

- составлять и решать задачи на нахождение суммы и разности;

- выделять несколько предметов из множества;

- распознавать монеты в играх и упражнениях, разменивать;

- осуществлять отсчет по линейке от 0, проводить прямую линию через одну точку.

Необязательно:

- самостоятельное составлять  задачи;

- решать примеры  без опоры на практический материал.

Информация об используемых УМК.

        УМК предполагает использовать авторов учебника, электронные средства информации, дополнительную литературу.

Учебный предмет

Учебная программа

Учебники и учебные пособия для учащегося

Методические пособия для учителя

Математика

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленные НИИ дефектологии АПН, 1983 г

А.А.Хилько.                                            Математика.1 класс М.,    Просвещение 2009 г.

Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой

Содержание тем

Колич.

часов

I четверть – 27 ч.

I

Повторение. Понятие о величине.

1

Большой, маленький

2

2

Длинный, короткий

2

3

Высокий, низкий

2

4

Широкий, узкий

2

5

Толстый, тонкий

2

6

Больше, меньше

2

7

Длинные, короткие, одинаковые

2

8

Выше, ниже

2

9

 Шире, уже

2

II

Понятие о колличестве

8

Много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну

III

Урок веселой математики

1

II четверть – 21 ч.

1

Понятие о величине

2

2

Понятие о количестве

2

3

Пространственная ориентация

3

4

Квадрат

3

5

Сутки

2

6

Сегодня, вчера, завтра

2

7

Прямоугольник

3

8

Число и цифра 1

3

9

Веселая математика

1

III четверть – 27 ч.

1

Квадрат, прямоугольник

1

2

Сутки

1

3

Сегодня, вчера, завтра

1

4

Число и цифра 1

3

5

Число и цифра 2

3

6

Сравнение чисел

3

7

Большее, меньше число

3

8

Точка, линия

3

9

Сложение и вычитание в пределах 2

3

10

Решение задач

3

11

Число и цифра 3

3

IV четверть – 24 ч.

1

Числовой ряд

1

2

 Большее, меньшее число

1

3

Сложение и вычитание в пределах 3

3

4

Составление и решение задач в пределах 3

2

5

Точка, линия

1

6

Число и цифра О

3

7

Число и цифра 4

4

8

Число и цифра 5

4

9

Решение примеров и задач

5

Образовательная область «Самообслуживание»

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель  обучения:

Способствовать самостоятельности учащегося в обслуживании самого себя и в быту в целом.

Задачи обучения:

  1. Продолжать формировать навыки  самообслуживания и личной гигиены.
  2. Сообщить учащемуся необходимые знания по формированию практических умений и навыков в бытовому труду.
  3. Учить планировать свою работу, осознавать логическую последовательность определённых действий.
  4. Воспитывать самостоятельность, изживая тенденции к иждивенчеству в посильных для ученика задачах по самообслуживанию.
  5. Приучать к опрятности, аккуратности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 0,5 часов в неделю, 16,5 часа в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю.

Планируемый уровень подготовки на конец курса.

Основные требования к уровню подготовки учащегося 

Ожидаемый результат:Навыки, связанные с гигиеной тела

Должны знать:

- названия частей тела;                                                                                                                                                          - названия пальцев рук;

- названия частей головы.

Должны уметь:

- различать левую и правую сторону;

- показывать части тела;

- принимать душ, совершать утренний и вечерний туалет;

- без напоминания мыть руки после туалета;

- постирать носовой  платок;

- причесываться и следить за аккуратностью волос.

Навыки одевания и раздевания.

Должны знать:

- в каком порядке одевать и снимать разные части одежды.

Должны уметь:

- следить за своим внешним видом;

- отличать лицевую сторону от изнанки;

- различать обувь для правой и левой ноги;

  -  шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки;

- аккуратно убирать и складывать снятые с себя предметы одежды без напоминания.

Навыки, связанные с приемом пищи.

Должны знать:

- названия основных предметов питания.

Должны уметь:

- дежурить в классе, в столовой;                                                                                                                        - без напоминания мыть руки перед едой;

  - помогать сервировать стол и убирать его после еды;

 - уметь различать и называть основные предметы питания.

Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели.

Должны уметь:

-   заправить постель, убрать постельное белье;                                                                                                              -  вечером приготовить ее на ночь;

   - уметь выстирать мелкие вещи.

Навыки поведения и самообслуживания

Должны знать:

- правила поведения за столом.

Должны уметь:

- содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место, школьные принадлежности;

       - убрать посуду после еды;

       - поддерживать порядок и чистоту в комнате, убрать за собой.

Информация об используемых УМК

Учебный предмет

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Самообслуживание

«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург: "Литур", 2002 г.

Содержание тем

Колич.

часов

I четверть – 18 ч.

1

Навыки, связанные с изучением частей тела

4

-повторение названия частей тела

-различение частей тела

-определение частей тела

-закрепление умения различать части тела

2

Предметы санитарии и гигиены

4

-называние предметов

-определение назначения

-Ч. Чуковский «Мойдодыр»

-закрепление знания предметов санитарии

3

Действия, связанные с гигиеной тела

4

-мытье рук

-умывание (лицо, уши, шея)

-чистка зубов

-закрепление навыков

4

Навыки одевания и раздевания

6

-повторение названия предметов одежды

-закрепление названия предметов одежды

-закрепление навыков одевания

-закрепление навыков обувания

-тренировка завязывания шнурков

-игра «Кто быстрее»

II четверть – 14 ч.

1

Навыки, связанные с изучением частей тела

2

-определение правой и левой руки

-определение правой и левой ноги

2

Одевание и раздевание

4

-повторение. Предметы одежды и их назначение

-складывание снятой одежды

-уборка снятой одежды

-закрепление

-игра «Кто быстрее»

3

Прием пищи

2

-различение и называние предметов, нужных для приема пищи

-закрепление навыка держать ложку и правильно ею пользоваться

4

Культура поведения

3

-навык поведения за столом

-умение ходить в строю и знать свое место

-навык выбрасывания мусора в корзину

5

Гигиена одежды

3

-закрепление навыка аккуратно складывать одежду

- игра «кто аккуратнее»

- необходимость содержать одежду в чистоте

III четверть – 18 ч.

1

Одевание и раздевание

5

-повторение названий предметов одежды

- назначение предметов одежды

-умение следить за своим внешним видом

-порядок надевания разных частей одежды

-умение отличать лицевую сторону от изнанки

2

Гигиена тела

3

-закрепление навыка показывать правую и левую руку

-закрепление навыка показывать правую и левую ногу

-закрепление умения показывать части тела

3

Культура поведения

3

-умение содержать в чистоте и порядке свои вещи

-умение содержать в чистоте и порядке рабочее место и школьные принадлежности

-умение участвовать в линейке

4

Прием пищи

3

-закрепление ранее приобретенных навыков

-введение дежурств

-обязанности дежурного

5

Гигиена одежды, обуви, постели

4

-навык стряхивания снега с одежды

-вытирание ног входя в помещение со двора

-закрепление навыков

-умение заправлять постель под присмотром учителя

IV четверть – 16 ч.

1

Гигиена тела

4

- умение мыть ноги

-умение пользоваться носовым платком

-умение причесываться и следить за аккуратностью волос

-закрепление навыков

2

Одевание и раздевание

4

-умение застегивать и расстегивать пуговицы

-умение различать обувь для правой и левой ноги

-умение шнуровать ботинки и развязывать шнурки

-закрепление навыков

3

Прием пищи

3

-закрепление ранее приобретенных навыков

-помощь старшим в сервировке стола

-уборка стола после еды

-различение и называние основных предметов питания

4

Гигиена одежды, обуви, постели

4

-умение заправлять постель

-умение приготовить постель на ночь

- умение следить за своим внешним видом

-умение следить за обувью

5

Обобщающий урок

1

Образовательная область «Изобразительное искусство» .

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Цель  обучения:

Всестороннее развитие и воспитание учащегося черезформирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи обучения:

  1. Способствовать  развитию у учащегося чувства формы и цвета предметов, развивать мелкую моторику;
  2. Формировать познавательную деятельность, наблюдательность;      
  3. Развивать аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе;
  4. Развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 0,25 часов в неделю, 8,5 часа в год.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю.

Планируемый уровень подготовки на конец курса

Основные требования к уровню подготовки учащегося 

Декоративное рисование

Учащийся должен знать:

- названия геометрических фигур;

  - названия основных цветов.

Учащийся должен уметь:

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку);

- рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры; чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно используя цвета;

- различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме;

- раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

Рисование с натуры

Учащийся должен знать:

-   формы квадратных, круглых и треугольных и прямоугольных предметов.

Учащийся должен уметь:

-   по возможности правильно располагать изображение на бумаге;

-  различать формы квадратных, круглых и треугольных и прямоугольных предметов;

-   передавать в рисунке с помощью шаблона формы квадратных, круглых и треугольных и прямоугольных предметов;

Необязательно:

-  соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева»,  «справа»;

- аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур;

- подбирать цвета, соответствующие натуре

Рисование на темы

Учащийся должен знать:

- узнавать и называть времена года, героев детских сказок.

Учащийся должен уметь:

- передавать в рисунке основную форму знакомых предметов;

                               Информация об используемых УМК

Учебный предмет

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Изобразительное искусство

«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.

Содержание тем

Колич.

часов

I четверть – 9 ч.

I

Декоративное рисование

1

Рисование прямых вертикальных, горизонтальных линий (травка, дождик) различной толщины

1

2

Рисование треугольника, квадрата, круга по трафарету  различной величины

1

3

Рисование узора в квадрате

1

4

Рисование геометрического орнамента по трафарету

1

II

Рисование с натуры

1

Рисование осеннего листа

1

2

Рисование овощей по трафарету

1

III

Рисование на темы

1

Тема: «Ярко светит солнышко».

1

2

Рисование по замыслу: «Что бывает круглым?»

1

3

Тема: «Разноцветные флажки».

II четверть – 7 ч.

I

Декоративное рисование

1

Закрашивание готового узора

1

2

Узор в квадрате из листочков

1

3

Узор для косынки

2

II

Рисование с натуры

1

Рисование пройденных цифр

1

2

Рисование пройденных букв

1

III

Рисование на темы

1

Рисование к сказке «Три медведя»

1

III четверть – 9 ч.

I

Декоративное рисование

1

Рисование узора в круге

1

2

Геометрический узор

1

II

Рисование с натуры

3

Самостоятельное рисование геометрических фигур

2

4

Рисование пройденных букв и цифр

3

III

Рисование на темы

1

День Защитника Отечества

1

1

8 Марта

1

IV четверть – 8 ч.

I

Декоративное рисование

1

Составление узора по трафарету

1

II

Рисование с натуры

1

Рисование геометрических фигур

1

2

Рисование пройденных букв и цифр

2

III

Рисование на темы

1

Весна

1

2

К праздничным датам

2

3

Рисование по сказке «Репка»

1

Образовательная область «Ручной труд».

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель  обучения:

Формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и последующей профессиональной деятельности учащегося.

Задачи обучения:

  1. развитие мелкой моторики кисти руки;
  2. развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;
  3. воспитание     аккуратности, усидчивости, умения доводить до конца начатое дело;
  4. развитие наблюдательности, творческого мышления;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком

В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1 часа в неделю, 33 часа в год. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от усвоения темы. Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и ученика, при этом ведущая роль принадлежит учителю.

Планируемый уровень подготовки на конец курса

Основные требования к уровню подготовки учащегося 

Ожидаемый результат:

Лепка

Должен знать:

- правила обращения с пластилином;

- основные цвета;

- иметь правильное представление о величине, цвете, форме.

Должен уметь:

- раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладонями;

- сплющивать ладонями;

- отщипывать кусочки и скатывать мелкие шарики;

- сгибать столбики с соединением концов;

- защипывать края формы кончиками пальцев;

- вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра;

- соединять части, плотно прижимать одну часть к другой;

- лепить формы из 2-5 частей;

- освоить приемы:

примазывание, прищипывание, оттягивание;

- передавать форму знакомых предметов;

- лепить по представлению;

- лепить рельефы;

- использовать инструменты для резки и обработки.

Работа с бумагой.

Должен знать:

- свойства клеящего карандаша.

Должен уметь:

- сгибать и разгибать бумагу по прямым  линиям произвольно;

- сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны;

- разгибать, разрывать по сгибу;

- пользоваться клеящим карандашом;

- наклеивать готовые геометрические фигуры в указанном порядке, выбирая по цвету или по форме;

- складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей (домик с крышей, гриб, морковка с зеленью);

- выполнение изделий: елочных изделий, цветных флажков .

Работа с нитками.

Должен уметь:

- сортировать нитки по цвету;

- наматывать на катушку, клубок, картон;

- плести косички из толстых шнуров;

- завязывание узелков на концах;

- завязывание бантов.

Информация об используемых УМК

Учебный предмет

Учебная программа

Методические пособия для учителя

Ручной труд

«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984.

Кузьмина М.А. Новая жизнь фантиков и пуговиц. – М.: Эксмо, 2012.

3. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис –пресс, 2008

Содержание тем

Кол-во ч

I четверть – 18 ч.

I

Лепка

1

Разминание пластилина в руках

1

2

Раскатывание прямыми движениями ладоней в руках (палочки) и на доске

2

3

Раскатывание кругов разными движениями ладоней (мяч, яблоко, груша)

2

4

Вдавливание углублений на поверхности шара (яблоко, груша). Самостоятельная работа

2

II

Работа с бумагой

1

Сминание в комок бумаги и разглаживание ее ладонями (снежки, дартс)

1

2

Произвольное разрывание бумаги

1

3

Отрывание от бумаги небольших кусочков (для папье-маше)

1

4

Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно в любом направлении. Разгибание ее и разглаживание по месту сгиба (узор для раскрашивания) Обводка линий карандашом.

2

5

Сгибание листа бумаги пополам совмещая углы и стороны (книжечка)

2

III

Работа с нитками

1

Размотка ниток

1

2

Сортировка ниток по цветам

1

3

Намотка ниток на катушку и другие предметы (карандаш, соломинка) /стебель цветка/

II четверть – 14 ч.

I

Лепка

1

Отщипывание и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яблочки)

3

2

Сгибание столбиков с соединением (колечки, цепочка, сушки)

4

II

Работа с бумагой

1

Наборная линейка

2

2

Мебель – стол, скамейка

2

3

Наклеивание готовых геометрических фигур

2

III

Работа с нитками

1

Наматывание на катушку

1

III четверть – 18 ч.

I

Лепка

1

Отщипывание и скатывание

2

2

Защипывание краев

2

3

Вытягивание столбиков

2

4

Лепка букв и цифр

6

II

Работа с бумагой

1

Сгибание и разгибание листа

2

2

Складывание и наклеивание

2

III

Работа с нитками

1

Наматывание на катушку

2

IV четверть – 16 ч.

I

Лепка

1

Раскатывание

2

2

Сплющивание

2

3

Лепка букв и цифр

4

II

Работа с бумагой

1

Книжечка

1

2

Закладка

1

3

Рисунок из геометрических фигур

2

4

Складывание (заготовки для цветов)

1

III

Работа с нитками

1

Сортировка

1

2

Намотка

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...