Портфолио в начальной школе
презентация к уроку по теме

Макарова Марина Анатольевна

Для чего нужно портфолио?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совсем недавно портфолио ученика начальной школы было чем-то неизведанным и непонятным.

Но сейчас современная школа предлагает восполнить этот пробел и создать для ребенка уникальное досье, где собраны самые интересные материалы из жизни, подтверждения достижений и успехов в разных сферах. Именно портфолио является одним из инструментов, с помощью которых можно наглядно увидеть, как происходит развитие ребенка в личностном, спортивном или творческом планах. Многие родители испытывают некоторые затруднения в вопросах, касающихся оформления и содержания
портфолио ученика начальной школы. Такие проблемы лучше всего решать совместно с классным руководителем.

Самое главное – это определиться с целью составления сборника индивидуальных достижений ученика. Для того чтобы успешно реализоваться в современном мире, ребенок уже с ранних лет должен научиться определять правильную мотивацию, уметь ставить перед собой цели и прилагать усилия к их достижению. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня самодисциплины и способности к самоанализу. Немаловажно уметь справлять с неудачами и торжествовать тогда, когда всё удачно сложилось. Определить внутренний потенциал и, самое главное, раскрыть его можно именно с помощью портфолио, где всё четко структуризировано, начиная от успеваемости на каждом предмете и заканчивая спортивными достижениями и уличениями. Нередко собранный ещё в начале обучения материал способен повлиять не только на дальнейший профиль обучения, но и выбор профессии, т. е. портфолио призвано выявить сильные стороны учащегося и стать направляющим вектором в плане дальнейшего личностного развития.

Вторым, не менее значимым, вопросом является заинтересованность ученика к сбору материала и оформлением собственного досье. Только добровольность участия является гарантией того, что
портфолио ученика начальной школы будет иметь индивидуальность и особую ценность в дальнейшем. Нередко принудительное ведение портфолио придает ему слишком формальный характер, который не дает раскрыть истинный творческий и личностный потенциал ребенка.

В идеале работа над этим должна проводиться совместно с родителями, чтобы ребенок видел заинтересованность папы и мамы, почувствовал, что для родителей важен каждый его успех и новое достижение. Но помощь взрослых должна заключаться не в том, что делать портфолио вместо сына или дочери, а в побуждении ребенка проявить самостоятельность и инициативу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Портфолио в школе"

Слайд 2

Для чего ученику портфолио? "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов" (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

Слайд 3

Основная функция данного нововведения - - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Слайд 4

Цель портфолио : - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников ш колы.

Слайд 5

Для чего все это нужно? Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Слайд 6

Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

Слайд 7

Девиз работы с портфолио ученика начальной школы "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Слайд 8

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Слайд 10

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья " - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. " Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. "Мои любимые школьные предметы " - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Слайд 12

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" Заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету удачно написанные контрольные работы, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, творческие работы.

Слайд 13

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 14

Участие в спектакле

Слайд 15

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Слайд 18

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Слайд 19

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 21

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Слайд 23

Памятка для педагогов по ведению портфолио 1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе). 2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию). 3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. 4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!! 5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена). 6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио. 7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа. 8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития. 9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Слайд 24

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ лицея №7 М.А.Макарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Портфолио в начальной школе.

Средством формирования высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных ...

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...