рабочие программы
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочие программы умк гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_4_klass_umk_garmoniya.rar583.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари

Рассмотрено

Руководитель ШМО ________

Протокол №_____ от «____» ___________2018 г

Согласовано

Заместитель директора по УР

________________ /Мохирева Н.В./

«____»____________2018 г.

Утверждено

приказом директора ОУ

_______________/Филаретова Н.В./

№ _______ от___________

Рабочая программа по предмету

Искусство (Изобразительное искусство)

4 класс

Базовый уровень обучения

на 2018-2019  учебный год

Разработана Коневой О.А.,учителем начальной школы

первой квалификационной категории

с. Лопхари

2018 г.

Пояснительная записка

    Рабочая программа  по изобразительному искусству разработана на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий, установленных в  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы  по   изобразительному искусству 1-4 класс  руководитель проекта член-корреспондент РАО А.М.Кондаков , планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы начального обучения по  «Изобразительному искусству »  1-4  авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев . – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 учебно-методического комплекта «Гармония».

     

Статус документа.

Программа по изобразительному искусству составлена на основе документов, обеспечивающих учебно-воспитательную деятельность МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2018-2019 учебный год:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Примерная программа начального общего  образования по изобразительному искусству  на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования на базовом уровне.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459).

4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с учетом внесенных изменений № 3 от 24.11.2015 г.

5. Приказ департамента образования от 17.06.2011 года № 1012 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы начального образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11.05. 2006 г. № 500».

6. Приказ департамента образования от 26.08. 2011 года № 1185 «О внесении изменений в некоторые правовые акты департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа».

7. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари (ФГОС СОО). Утверждена приказом ОУ № 10 от 26.01.2017 г.

8. Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари на 2018-2019 учебный год. Утвержден приказом ОУ № 51/2 от 31.08.2018

      Программа адресована учащимся 4  класса начального общего образования (базовый уровень) МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари

Обоснованность

         В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение. обеспечивают преемственность и перспективность обучения.

- Принцип продуктивности обучения.

- Принцип природосообразности обучения

- Принцип культуросообразности

Образовательная  область

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цели учебного предмета

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира ; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4  классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 34 часа в год..

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2018 -2019  учебный год

   

Планируемые результаты обучения

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере:

-способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере: 

-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере: 

-понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;                -умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

-сформированности представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

в ценностно-эстетической сфере: 

-умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;

-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

-умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

-проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере: 

-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях;                     -умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере: 

-умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

-моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание тем учебного курса

Название раздела

Количество часов

I блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

8

II блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

8

III блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА

10

IV блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ

8

34

                                                                                              Содержание учебного предмета

 

Раздел учебного курса количество часов

 Краткая характеристика учебного курса

Художник и мир природы

8 часов

Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через

разные виды художественной деятельности – изобразительную,

декоративную, конструктивную.

Художник и мир животных

8 часов

Наблюдение и изображение

живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды

художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.

Художник и мир человека

10 часов

Наблюдение за жизнью человека

и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через

разные виды художественной деятельности – изобразительную,

декоративную, конструктивную.

Художник и мир искусств

8 часов

Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных

видах искусств: театре, кино, литературе, музыке – через такие

виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция.

                   Календарно-тематическое планирование  по изобразительному искусству

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Из них на выполнение практических часов программы

Дата

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные и диагностические работы

план

факт

1

I блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

Учимся смотреть и видеть. Композиция

1

1.09

2

Линия горизонта. Осенний пейзаж

1

8.09

3

Свет и тень. Натюрморт

1

15.09

4

Растительный орнамент. Ритм

1

22.09

5

Дождь. Ритм линий

1

29.09

6

Морской пейзаж. Колорит

1

6.10

7

Горный пейзаж. Колорит

1

13.10

8

Тайны лабиринтов. Геометрический орнамент

1

20.10

9

II блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

Рисунки животных. Анималистический жанр

1

27.10

10

Образ кошки в искусстве. Изображаем кошку

1

6.11

11

Скульпторы-анималисты. Объём

1

13.11

12

Рельефное изображение животных. Статика и динамика

1

20.11

13

Образы насекомых в искусстве. Иллюстрация

1

27.11

14

Образы животных в искусстве. Иллюстрация

1

1.12

15

Животные – талисманы Олимпийских игр. Стилизация

1

8.12

16

Фантастические животные. Сказочно-мифологический жанр

1

15.12

17

III блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА

Ты – художник. Творческая папка

1

22.12

18

Портрет у окна. Композиция

1

12.01

19

Дружеский шарж. Карикатура

1

19.01

20

Парадный портрет. Мужской портрет

1

26.01

21

Изменчивая мода. Женский портрет

1

2.02

22

Театральный костюм. Фигура человека в движении

1

9.02

23

Знаменитые скульптуры. Лепка фигуры человека

1

16.02

24

Знаменитый город. Тематическая композиция Урок

1

2.03

25

 Гербы и эмблемы. Изобразительные символы

1

9.03

26

Художник-дизайнер. Эскиз упаковки

1

16.03

27

IV блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ

Книжка-игрушка. Макет книги

1

23.03

28

Музей игрушки. Рукотворные игрушки

1

6.04

29

Скоморохи. Портрет клоуна

1

13.04

30

Балет в изобразительном искусстве. Рисуем человека в движении

1

20.04

31

В мире кино. Рисуем афишу для мультфильма

1

27.04

32

Музей-панорама. Батальный жанр

1

4.05

33

Музеи мира. Дрезденская картинная галерея

1

11.05

34

Передвижные выставки. Художник и время. Рисунок на свободную тему

1

20.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

                                          Учебно-методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

        Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. Учебник для 4  класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2013

        Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений /Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

        Средства  обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, телевизор, DVD

        Репродукции картин , находящихся в Третьяковской галерее, в Русском музее

        Презентации по темам.

                                          Образовательные ресурсы сети Интернет.

                               Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

http://www.nachalka.com/

 http://www.zavuch.info/

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

                                          Учебно-методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

  • Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. Учебник для 4  класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2013
  • Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений /Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  • Средства  обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, телевизор, DVD
  • Репродукции картин , находящихся в Третьяковской галерее, в Русском музее
  • Презентации по темам.

                                          Образовательные ресурсы сети Интернет.

                               Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

http://www.nachalka.com/

 http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...