Рабочая программа для внеурочной деятельности "Моя семья" в начальных классах
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Гусарова Анастасия Владимировна

Цель программы:

способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ;
  •  «Декларация о правах ребенка»;
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».


   
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.

Цель программы: 

способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.


Задачи программы:

· формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

· пропаганда и возрождение семейных традиций;

· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

В области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как основе российского общества;

· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.


Совместные усилия институтов общества направлены на достижение современного воспитательного идеала.

Ожидаемые результаты:
· снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
· сохранение патриотического и культурного наследия;
· возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.



Сроки реализации программы
(ФГОС)
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

  1 класс «Моя родословная».

  2 класс «Мир дому моему».

  3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

  4 класс «Моя семья – моя Россия».

Технологии:

        Знакомство с историческим прошлым семьи;

        Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

        Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории своей семьи, знание истории;

        Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;

        Проектная деятельность

Формы работы:

        Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

        Деловые игры;

        Беседы, диспуты, викторины;

        Исследовательская деятельность;

        Коллективные творческие дела;

        Смотры-конкурсы, выставки;

        Экскурсии, поездки, походы;

Объект деятельности:

 программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает:

  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • систему краеведческих знаний,
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  •  любовь и бережное отношение к родной природе;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Выход за пределы аудитории:

Участие в общешкольных, районных и классных мероприятиях: конкурсах, выставках, концертах, походах по родному краю, экскурсиях.

1 класс - «Моя родословная».     Задачи:

      1.     Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2.      Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3.     Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

2 класс – «Мир дому моему». Задачи:

1.      Воспитание любви  к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2.     Развитие творческой активности.

3.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской  и чеченской войн.

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Задачи:

1.      Воспитание любви  к семье, родным и близким людям; уважения к  историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2.     Развитие творческой активности.

3.     Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

     Содержание программного материала:  отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.;  народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

4 класс – «Моя семья – моя Россия». Задачи:

       1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения      и любви к культуре, природе, истории России, Тверской области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3.   Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать  и умножать.

4.  Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Тверская область – частица России. История Твери в истории России. Архитектурные и культурные памятники Твери и Тверской области. Административное деление Тверской области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли тверской.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Класс

Наименование разделов

Всего часов

1

1

Моя родословная

66

2

2

Мир дому моему

68

3

3

Пусть не померкнет никогда веков связующая нить

68

4

4

Моя семья – моя Россия

68

Итого

270

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА В 1 КЛАССЕ.

тема занятия

д/з

Дата/кол-во часов

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ     (33ч)

1

Будем знакомы!

Принести альбом с фото

2

2

Я и моя семья.        

Составить рассказ о своей любимой игрушке

2

3

Праздник игры и игрушки.

Нарисовать портрет мамы

2

4

Моя мама лучше всех!

Составить рассказ о своих друзьях

2

5

Мои друзья.

2

6

«Азбука больших и малых дел нашей семьи»

2

7

Профессии в моей родословной

2

8

Какие люди в посёлке, в котором я живу! 

2

9

«Хлеб всему голова!»

2

10

«Мама, папа и я – радушная семья»

2

11

Спортивные состязания.

2

12

Моя Родина – Россия!

2

13

Все работы хороши, выбирай на вкус!

2

14

Наша армия сильна.

2

15

Настоящий мальчишка, какой он?

2

16

Новый год -  семейный праздник.

2

17

«Если бы я был(а) мамой, папой»

2

18

Путешествие по нашей Родине.

2

19

Приятного аппетита! Этикет за столом.

2

20

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

2

21

Богатыри земли Русской

2

22

Игра «Зарничка»

2

23

«Нашему роду нет переводу»

2

24

Из бабушкиного сундука.

2

25

Мужчины нашего рода.

2

26

«Семье успешной быть»

2

27

Ю.А.Гагарин - наш космонавт

2

28

Экскурсия  в районную библиотеку

2

29

Экскурсия на братское захоронение воинов ВОВ

2

30

Подвиг советского солдата

2

31

Чтим великий День победы

2

32

Семейные походы по родному краю

2

33

Посещение районного музея, детской школы искусств

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА В 2 КЛАССЕ.

тема занятия

д/з

Дата /кол-во часов

Мир дому моему (34 ч)

1

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

2

Экскурсия по родному краю

3

Зачем человеку семья

4

День матери

5

«Честь и хвала березе русской!»

6

Откуда берутся грязнули?

7

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

8

Вежливые слова

9

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

10

Умеем ли не обижаться?

11

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

12

Мы за чаем не скучаем.

13

Красна изба пирогами…

14

Как украсить дом к Новому году.

15

Умеем ли не обижаться?

16

«Путешествие в страну вежливости»

17

Золотые правила этики

18

«Если бы я был(а) мамой, папой»

19

Моя семья – мое богатство

20

Мама, папа и я – читающая семья

21

Семейные реликвии

22

Мужчины нашего рода

23

Спортивный турнир.

24

Песня – боец.

25

Мероприятие «Почет семье, где содружество в цене»

26

Мой край родной

27

«Чтобы космонавтом стать, надо очень много знать»

28

Права человека в обществе.

29

Я защищаю свои права.

30

Великая война и Великая Победа

31

Чтим великий День победы

32

Мир дому моему, мир дому твоему

33-34

Экскурсия по родному краю

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА В 3 КЛАССЕ.

Тема занятия

д/з

Дата план/факт

Пусть не померкнет никогда веков связующая нить    (34 ч)

1

Я – патриот, я – гражданин.

2

Экскурсия по родному селу

3

 Вот моя деревня, вот мой дом родной.

4

Семейные династии

5

Россия – Родина моя.

6

 История государственного флага России

7

Детство наших бабушек и дедушек

8

«Крепка семья – крепка держава»

9

Служу Отечеству!

10

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

11

«Человек трудом велик»

12

Твои права и обязанности

13

«Есть такая профессия – Родину защищать»

14

Военная техника в рисунках

15

«Солдатушки, бравы ребятушки»

16

«Патриотизм зажигает сердца»

17

Песни о войне.

18

Подвигу народа жить в веках.

19

Наш край в годы ВОВ

20

Игра «Зарничка»

21

День Защитника Отечества.

22

Какие люди в посёлке, в котором я живу!  

23

Загляните в мамины глаза

24

Мероприятие «Сытник»

25

Зачем клад, если в семье лад!

26

Земля – наш общий дом.

27

Космос – далекий и близкий.

28

Дом моей мечты.

29

Венец воинской славы России.

30

Конкурс чтецов, посвящённый ВОВ

31-32

Сонково  в годы  ВОВ

33

«Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня».

34

Экскурсия по родному краю

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА В 4 КЛАССЕ.

Тема занятия

д/з

Дата план/факт

Моя семья – моя Россия (34 ч)

1

«Эхо Бесланской печали»

2

Русь, Россия, Родина моя

3

Красота родной природы

4

История школы

5

История своего посёлка

6

Сонково - красивый уголок

7

История Твери

8

Сельские профессии

9

Памятные места Сонковского района.

10

Святые места Тверского  края

11

Кто я, какие мы?

12

Мои односельчане

13

Люди земли сонковской

14

Государственные символы России.

15

«Я гражданин моей страны»

16

Символы Сонковского района

17

День Защитника Отечества.

18

Народы России.

19

Тверская область на карте России.

20

Мои права и обязанности

21

«Я уважаю твое право»

22

Игра по сказкам «Путешествие а страну Правоведенья»

23

Если друг оказался в беде.

24

Первая помощь при пожаре.

25

Опасные профессии, славные профессии.

26

Семья: прошлое, настоящее, вечное.

27

«У меня растут года…»

28

Игра-путешествие «Мы все хотим побывать на луне»

29

Письмо для ветерана.

30

Конкурс чтецов, посвящённый ВОВ

31

«Этих дней не смолкнет слава»

32-33

Игра «Зарничка»

34

 Поход по родному краю

                                                  Литература:

1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
4. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
5. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
6. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
8. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
9. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
10. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
11. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
12. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
13. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
14. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
15. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
16. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
17. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

Используемые источники

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/11/24/rabochaya-programma-voenno-patrioticheskogo

http://www.pandia.ru/text/78/151/82454.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов "Подвижные народные игры"

Программа "Подвижные народные игры" расчитана на обучающихся 1 - 4 классов с учетом 2 часа в неделю....