Рабочая программа
методическая разработка (1 класс)

людмила николаевна ионенко

Народные истоки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_narodnye_istoki.docx58.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5»

144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А,  тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67

     УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ№ 5»

                                              _______________ О.Н.Сахарова

Приказ №  206 ОД от 01.09.2018 года

                                                                                                                    М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАРОДНЫЕ ИСТОКИ»

1А класс

                   Составитель:

Ионенко Людмила Николаевна,

высшей квалификационной категории

2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Народные истоки» составлена на основе следующих нормативных, разъяснительных и рекомендательных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
  • Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Образовательная программа МОУ «СОШ №5» г.о. Электросталь Московской области;
  • Учебный план МОУ «СОШ №5» на 2018-2019 учебный год.

Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто иное , как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех специалистов (музыкального руководителя, руководителя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы) . Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания является правильная организация предметно-развивающей среды. Класс эстетически оформлен в определенном стиле, имеются игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал.

Созданная предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные пятницы
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,
  • создание книг-самоделок.

Развитие речи.

- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;

- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);

- умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;

- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам с изображением праздников, обычаев;

- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;

- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;

- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;

- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.

Знакомство с окружающим.

- знание истории русского костюма и его элементов;

- знание о России, гербе, флаге и гимна;

- знание б истории своего края, малой Родины, семье, традициях русского народа;

- знания о назначении предметов русского быта;

- знания о народных праздниках;

- расширения кругозора детей.

Знакомство с художественной литературой.

- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

- умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;

- знание былинных героев.

Изобразительная деятельность.

- умение различать изделия народных промыслов;

- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

- в формировании представлений о декоративно – прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, Городецкой росписей (знать и изображать элементы,

использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).

- умение использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.

Музыкальное воспитание.

- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

- знания о разнообразных характерах музыки;

- знания особенностей русских плясок;

- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;

- умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);

- умение придумывать движения, отражающие содержание песни;

- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

- умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.

Народные игры.

  • Знание народных игр  и умение играть в русские народные игры.
  • Раздел I Историческое прошлое России и русского народа
  • Цель: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.
  • Тема 1: Кто мы, откуда? Где наши корни?
  • Моя семья, мои близкие родственники.
  • Семья – это группа живущих вместе родственников.
  • Рассматривание семейных фотографий.
  • Изготовление (рисование) семейного древа (родословное древ). 4часа
  • Тема 2: Древняя Русь.
  • Места проживания наших предков.
  • Начало Древней Руси. Мы –русские. Откуда пошло название нашей родины (Русь). Представление о первых людях – славянах, русичах: их облик, сила, мудрость, ловкость, выносливость, взаимная поддержка. Где и как жили славяне.
  • История нашего края. Знакомство с древнерусской архитектурой(репродукции),строительство жилища (рисование избы). 4 часа
  • Тема 3: Быт и основные занятия русских людей.
  • Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка).
  • Отгадывание загадок о предметах быта. 4 часа
  • Тема 4: “Дом – начало всех начал: любви, добра, труда и света!”.
  • (Экскурсия в русскую избу). 4 часа
  • Тема 5: Из истории мужской и женской одежды.
  • Знакомство с историей народного костюма, его элементами.
  • Рассматривание соответствующих репродукций.
  • Знакомство с такими деталями русского костюма как: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, картуз.
  • Раскрашивание народных костюмов. 4 часа
  • Тема 6: Поэзия народного костюма.
  • Русский национальный костюм. Аппликация костюма. 2 часа
  • Тема 7: Из истории русской кухни.
  • Национальные блюда (чем питались наши предки).
  • Русский самовар и чаепитие на Руси. 2 часа
  • Тема 8: Календарь.
  • История времяисчисления.
  • Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен). Земледельческий календарь.
  • Народные приметы. 4 часа
  • Тема 9: “Про отцов и дедов помнить от века завещано…”.
  • Беседа о празднике Победы: о родственниках погибших в годы войны.
  • Война и дети.
  • Рассматривание фото на эту тему. 4 часа
  • Тема 10: “Человек жив до тех пор, пока его помнят”.
  • Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. 4 часа
  • Тема 11: “Край родной, навек любимый”.
  • Наша “малая родина” - место, где я родился. 4 часа
  • Посещение музеев( по выбору):
  • Музей (археологииМузей истории Москвы Исторический музей на Красной площади (древнейших времен до XIX в.) Сокровища Кремля: Оружейная палатаМосковский Кремль (экскурсия по территории Кремля) Храм Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор) Музей древнерусского искусства и культуры им. А.Рублева (Спасо-Андроников монастырь) Церковь Покрова в Филях (памятник в честь победы над польскими войсками и первый мемориал Отечественной войны 1812 г) Храм Христа Спасителя (с посещением музея и смотровой площадки Храма) Музей "Кадашевская слобода" (история Замоскворечья, мастер-классы по ремеслам) Бородинская панорама (Москва в 1812 году) Музей русского быта (как жили наши предки) Музей народной игрушки "Забавушка" Измайловский Кремль. "Чудо-град”Кусково Кузьминки Царицыно (обзорная экскурсия, большой дворец) Музей "Дом сказок" Музей современной истории России
  • Раздел II Устное народное творчество
  • Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством. Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.
  • Тема 1: Путешествие в прошлое России “На героя и слава бежит”.
  • На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки.
  • Чтение былин.
  • Просмотр диафильмов.
  • Рассматривание и обсуждение картины Васнецова “Богатыри” (доспехи, оружие). 8 часов
  • Тема 2: Устное народное творчество – мудрость народа.
  • Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки. 2 часа
  • Тема 3: “Старая пословица до веку не сломится”.
  • Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками.
  • Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).
  • Чтение русской народной сказки “Про Филю”. 4 часа
  • Тема 4: “На печи лежит, сказки слушаем”.
  • “Нет сказки без правды” - говорит пословица.
  • Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
  • Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков). 8 часов
  • Тема 5: Загадки – дело серьезное.
  • Загадки – испытание на сообразительность, смекалку,.
  • Догадку, забава.
  • Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения. 6 часов
  • Тема 6: “Собирайся народ, кто в прятки идет”.
  • Играем в забытые детские игры.
  • Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).
  • Разучивание считалок
  • Тема 7: Живет в народе песня.
  • Беседа о русской народной песне и частушке.
  • Знакомство с пословицами и поговорками о песне.
  • Прослушивание русских народных песен. 4 часа
  • Тема 8: “Сердце матери лучше солнца греет”.
  • Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок.
  • Портрет моей мамы (дети рисуют). 4 часа
  • Тема 9: “Грач на горе – весна на дворе”.
  • Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
  • Загадывание загадок о весне.
  • Разучивание закличек птиц и весны.
  • Знакомство с народными приметами. 4 часа
  • Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Музей древнерусского искусства и культуры им. А. Рублева (Спасо-Андронников монастырь) Третьяковская галерея Музей русского быта (как жили наши предки) Музей русской гармоники (посещение музея, концерт, чаепитие) Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки - путешествие в страну музыкальных инструментов Музей народной игрушки Музей Виктора Васнецова (музей, Троицкое подворье, чаепитие) Музей театра кукол им. С.Образцова Музей декоративно-прикладного искусства (лаковая миниатюра, коллекция самоваров, стекла, фарфора,ткани) Музей "Дом сказок" Музей художественных тканей текстильной академии Музей народной игрушки "Забавушка" Музей кукол "Кукольный дом" Резиденция Деда Мороза в Москве
  • Раздел III Народные праздники и традиции
  • Цель: Познакомить с традициями и праздниками русского народа, показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.
  • Тема 1: Покров – первое зазимье.
  • Народные приметы.
  • Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
  • Приметы, загадки, пословицы об осени. 4 часа
  • Тема 2: Русские народные праздники и традиции.
  • История православных, народных праздников.
  • Обычаи и традиции,связанные с их проведением. 4 часа
  • Тема 3: Новый год на Руси.
  • Рассказ о праздновании Нового года на Руси.
  • Снегурочка – внучка Деда – Мороза. Чтение сказки.
  • Новогодний костюм. 4 часа
  • Тема 4: “Пришла Коляда накануне Рождества”.
  • Беседа о рождественских праздников, святочных гаданиях.
  • Разучивание колядок, традиции рождественских праздников.
  • Выставка открыток. 4 часа
  • Тема 5: “Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!”.
  • Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
  • Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр.
  • Знакомство с приметами.
  • Чтение русской народной сказки “Как весна зиму поборола”. 4 часа
  • Тема 6: “Прощай, масленица”.
  • Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. 4 часа
  • Тема 7: Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями.
  • Тема 8: “Белая береза – русская береза (Троица)”.
  • Знакомство с традициями народных гуляний на троицу.
  • Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы.
  • Разучивание хоровода Загадки о березе, о лете. 4 часа
  • Посещение музеев ( по выбору):
  • Раздел IV Народные художественные промыслы
  • Цель: Познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.
  • Тема 1: “Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома”.
  • Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи.
  • Самостоятельная роспись. 10 часов
  • Тема 2: “Гжель прекрасная”.
  • Знакомство с художественным гжельским промыслом.
  • Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. 10 часов
  • Тема 3: Русская народная игрушка.
  • Рассказ о народной игрушке (матрешка, кукла). 10 часов
  • Тема 4: Путешествие на златогривой чудо – тройке.
  • Знакомство детей с образом коня в русском декоративно – прикладном искусстве (Городецкая, палехская, хохломская роспись).
  • Рассказ о мастерах Палеха. Использование иллюстраций. 10 часов

Тематическое планирование.

Название темы

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Кто мы, откуда? Где наши корни?

03.09.18-07.09.18

Древняя Русь.

10.09.18-14.09.18

Быт и основные занятия русских людей.

17.09.18-21.09.18

Быт и основные занятия русских людей.

24.09.18-28.09.18

“Дом – начало всех начал: любви, добра, труда и света!”.

01.10.18-05.09.18

Покров – первое зазимье.

08.10.18-12.10.18

Русские народные праздники и традиции.

15.10.18-19.10.18

Русские народные праздники и традиции.

22.10.18-26.10.18

Из истории мужской и женской одежды.

06.11.18-09.11.18

Поэзия народного костюма.

12.11.18-16.11.18

Из истории русской кухни.

19.11.18-23.11.18

Календарь.

26.11.18-30.11.18

“Про отцов и дедов помнить от века завещано…”.

03.12.18-07.11.18

“Человек жив до тех пор, пока его помнят”.

10.12.18-14.12.18

“Край родной, навек любимый”.

17.12.18-21.12.18

Новый год на Руси.

09.01.19-11.01.19

“Пришла Коляда накануне Рождества”.

14.01.19-18.01.19

Путешествие в прошлое России “На героя и слава бежит”.

21.01.19-25.01.19

Путешествие в прошлое России “На героя и слава бежит”.

28.01.19.-01.02.19

Устное народное творчество – мудрость народа.

04.02.19.-08.02.19

“Старая пословица до веку не сломится”.

11.02.19-15.02.19

“На печи лежим, сказки слушаем”.

25.02-01.03

Загадки – дело серьезное.

04.03-07.03

“Грач на горе – весна на дворе”.

11.03-15.03

“Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!”.

18.03.-22.03

“Собирайся народ, кто в прятки идет”.

01.04-05.04

Живет в народе песня.

08.04.-12.04

“Сердце матери лучше солнца греет”.

15.04.19.04

“Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома”.

22.04.-26.04

“Гжель прекрасная”.

29.04-30.04

Русская народная игрушка.

06.05-07.05

Путешествие на златогривой чудо – тройке.

11.05-15.05

“Белая береза – русская береза”.

18.05-22.05

Заключительное занятие.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10. -- С. 349-352.
  2. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.-24с.
  3. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
  4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  5. Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика/С.А. Козлова, Т.А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
  6. Лутовинов, В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию/ В. И. Лутовинов/ Научно-исследовательская работа. - М.: Армпресс, 2006. - 62 с.
  7. Минобрнауки РФ, Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. /Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16// [Электронный ресурс] http://vmeste.opredelim.com/docs/56000/index-21710.html
  8. Соломенникова, О.А. Радость творчества. / О.А. Соломенникова / Методические пособия. -М.: ЛитРес, 2005.-220 с.
  9. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973- 208 с.
  10. Ушинский, К.Д. 2том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.
  11. Федеральный Закон N 273, Об Образовании в Российской Федерации // Российская Газета.- М.: - 31 .12. 2012 - №5976.
  12. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов / автореферат.- Элиста, 1999. - 39 с.

ТСО

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Интерактивная доска
  5. Доступ в Интернет

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО №1 от «___» августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР ____________________ /                             /

«___» августа 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...