Презентация
план-конспект урока (4 класс)

данная презентация будет полезна учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся-ться

Цели:

– овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -тьсяи -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

1 -Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?

Надеюсь,что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Сегодняшний урок я хочу начать  следующими словами: 
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

- О чём нам хотел сказать автор?

- Девиз нашего урока: 
       Грамоте учиться -
      всегда пригодится.

- Что это? (пословица). Что она значит.

- Сегодня мы будем говорить о части речи….

- Что без меня предметы? Лишь названия. (Слайд)

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады и хлеб растет в полях.

Это глаголы.

2.Чистописание.

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.фСЛАЙД.

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).

- А как по вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?

II. Формулирование проблемы.

На слайде строчки: (СЛАЙД)

– Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани

– Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)

– Назовите глаголы в неопределённой форме. . Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет –ся на конце.)

– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.) Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

- Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

-Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие

возвращается к действию самого предмета. Как могут называться такие глаголы? К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)

– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?) Вы найдёте самостоятельно на страничке учебника.

Вывод (СЛАЙД)

3.Исследование глагола.

-На столе у вас карточки разного цвета .Возьмите карточку зеленого цвета.

Прочитайте стихотворение.

Солнце сади[ца],

Струи[ца] води[ца].

Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].

Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

Солнце садится,

Струится водица.

Птица синица в воду глядится. (СЛАЙД)

Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

( На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.)

-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов. Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться. ( -ца только у имен существительных)

III. Открытие новых знаний.

Постановка проблемы. Работа в парах

Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы. (СЛАЙД)

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.

-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь.

Отвечают на разные вопросы. В 1 столбике : что делать?, что сделать?. Вопросы неопределенной формы. Во 2 столбике: что делает?, что сделает?. Глаголы 3 лица.

-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

(проверка по слайду) ( СЛАЙД)

-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

Физминутка.

Немного отдохнем .

Зрительная физминутка. Посчиайте сколько в ней глаголов с –ться. ( СЛАЙД)

(5 глаголов:кружатся,ложатся,не спрятаться, не скрыться, снится)

Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши:двигаться,смотрится,разговориться,пробежаться,приближается,прогуляться,разболелся,прислушаться)

2.Выведение правила написания -ться и -тся. Стихотворение.

-Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

IV. Развитие умений.

Закрепление по слайдам.(устно)

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За все брат…ся – ничего не сделать.

ЗАГАДКИ:

Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.(Лук)

Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

ИГРА « Найди лишнее слово»

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

V1. Самостоятельная дифференцированная работа:

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

1карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Удалось ли выполнить задание?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Что мы с вами учились делать? С чем познакомились на уроке?

( Слайд) Сегодня ты искал, творил.

Знания новые открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко

Ты будешь выполнять.

Зажмите руку в кулак и……

Кому было интересно- разогните мизинец.

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.

Кто хорошо работал – средний.

Кто помогал работе в парах – указательный.

Кому урок понравился – большой.

VI. Домашнее задание.

1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему.

2. По выбору. 1) Найти и записать 5 пословиц с _ться, -тся.

2) Упражнение 217 стр. 104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...