Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_proekty.docx67.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Учусь создавать проекты.»

  1. класс

Губенко Людмилы Владимировны

2017 – 2018 учебный год

пгт. Излучинск

2017 г.


Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений

  • структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская        деятельность является        средством        освоения

действительности  и  его  главные  цели  –  установление  истины,  развитие  умения

работать        с        информацией,        формирование        исследовательского        стиля

мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере

дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения

  • самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Программа предполагает обучение


в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.

Ценность        программы заключается        в        том,        что        учащиеся        получают

возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.


Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Основные принципы реализации программы  научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента.


Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Результат

Критерии

Преодоление барьера боязни

Стремления и попытки использования

проведения самостоятельных

исследовательского метода обучения в

исследований (коллективных

основном учебном процессе и повседневной

и индивидуальных)

практике взаимодействия с миром

Получение специальных

Свободное оперирование понятиями: тема

знаний, необходимых для

исследования, проблема, гипотеза,

самостоятельных

наблюдение, эксперимент, вывод, методы

исследований

исследования и др.

Сформированность

Проявляемые умения: видеть проблему,

специальных умений и

ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

навыков, необходимых в

планировать и проводить наблюдения и

исследовательском поиске

эксперименты, высказывать суждения, делать

умозаключения и выводы, аргументировать

свои идеи

Возросшие познавательные

Положительная динамика детского

потребности и развивающиеся

отношения к процессу познания и росту

способности.

успешности основной учебной деятельности.

Изменение характера познавательной

деятельности в сторону повышения степени

самостоятельности

Содержание

Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю) для обучающихся 4-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли

  • теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.


Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Программное содержание ( 34 ч.)

  1. Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать:

  • исследовательские способности, пути их развития. Уметь:

  • находить значимые личностные качества исследователя.

2. Определение темы, предмета, объекта исследования

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать:

  • как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь:

  • выбирать тему, предмет, объект исследования,
  • обосновывать актуальность темы.

  1. Цели и задачи исследования

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать:

  • ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?


Уметь:

  • ставить цели и задачи исследования.

4. Учимся выдвигать гипотезы

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.

Знать:

  • как создаются гипотезы. Уметь:

  • создавать и строить гипотезы,

  • различать провокационную идею от гипотезы.

5. Организация исследования

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:

– подумать самостоятельно;

– посмотреть книги о том, что исследуешь;

– спросить у других людей;

– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

– понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:

  • методы исследования, Уметь:

  • использовать методы исследования при решении задач исследования,
  • задавать вопросы,

  • составлять план работы,
  • находить информацию.
  1. Наблюдение и наблюдательность.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях.


Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать:

  • метод исследования – наблюдение Уметь:

  • проводить наблюдения над объектом и т.д.

7. Коллекционирование.

Понятия:        коллекционирование,        коллекционер,        коллекция.        Что        такое

коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:

  • понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:

  • выбирать тему для коллекционирования
  • собирать материал

  1. Что такое эксперимент.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:

  • понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь:

  • планировать эксперимент

  • находить новое с помощью эксперимента

9.Сбор материала для исследования.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать:


  • правила и способы сбора материала Уметь:

  • находить и собирать материал по теме исследования
  • пользоваться способами фиксации материала

  1. Обобщение полученных данных.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать:

  • способы обобщения материала Уметь:

  • обобщать материал
  • пользоваться приёмами обобщения
  • находить главное

  1. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

Как подготовить сообщение

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать:

  • правила подготовки сообщения Уметь:

  • планировать свою работу

“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Подготовка к защите

Защита.

Знать и уметь:

Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Индивидуальные консультации

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих

  • микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Подведение итогов работы

Литература


  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  1. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  1. Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».

  • качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Для обучающихся

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

Дата

Примечание

часов

план

факт

1

Наблюдение и экспериментирование.

2

2

Наблюдение и наблюдательность

2

3

Совершенствование техники

1

экспериментирования

4

Интуиция и создание гипотез

1

5

Методы исследования.

2

6

Индивидуальная работа по планированию

3

роведению самостоятельных исследований.

7

Коллективная игра-расследование

2


8

Индивидуальная консультационная работа

7

по проведению самостоятельных

исследований

9

Семинар

1

10

Участие в защитах исследовательских работ

2

и творческих проектов учащихся

11

Подготовка собственных работ к защите

2

12

Собственная защита исследовательских

2

работ и творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"

Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"

   Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...