Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_1_kl.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа

Губенко Людмилы Владимировны

по внеурочной деятельности

  1. «А» класс

«Учусь создавать проекты»

на 2018/2019 учебный год.

пгт. Излучинск

2018г

1


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я - юный исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И.

Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информациюв итоге делают практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания;

  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

  • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • Развивать познавательные потребности и познавательные способности младших школьников.

  • Обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  • Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

  • Формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место учебно-исследовательской практики ребенка

в образовательном процессе начальной школы

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-

2


культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Описание места курса «Учусь создавать проекты» в учебном плане Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным

учреждением.

Программа курса «Учусь создавать проект» Р.Ф. Сизовой, Р.Ф. Селимовой представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

«Учусь создавать проекты»

Ценность истины  это ценность научного познания как части культуры

человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности  осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основные принципы программы Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

3


  • взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Описание места программы

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Содержание учебного курса Подпрограмма «Тренинг»

  • ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

4


  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Участники программы: программа разработана для обучающихся 1 класса (6-7 лет), интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Сроки реализации программы: краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

Программа рассчитана на 33 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 35 минут).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

5


-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного        понимания        причин        успешности        проектно-исследовательской

деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия;

-вносить  коррективы  в  действия  на  основе  их  оценки  и  учета  сделанных

ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно        учитывать        выделенные        учителем        ориентиры        действия        в

незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять        поиск        нужной        информации        для        выполнения        учебного

исследования        с        использованием        учебной        и        дополнительной        литературы        в

открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве

Интернет;

-использовать  знаки,  символы,  модели,  схемы  для  решения  познавательных

задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться        на        разные        способы        решения        познавательных

исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей);

6


-проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать        такими        понятиями,        как        проблема,        гипотеза,        наблюдение,

эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять        расширенный        поиск        информации        в        соответствии        с

исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек

и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить        логическое        рассуждение,        включающее        установление        причинно-

следственных связей;

-оперировать  такими  понятиями,  как  явление,  причина,  следствие,  событие,

обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,

несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию  исследовательских  методов  обучения        в  основном  учебном

процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров

при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

7


-осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  партнерам  в  сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

-адекватно        использовать        речь        для        планирования        и        регуляции        своей

деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый

уровень

Второй

уровень

Третий

уровень

результатов

результатов

результатов

(1 класс)

(2-3 класс)

(4 класс)

предполагает

предполагает позитивное

предполагает  получение

приобретение

отношение

детей

к

школьниками

первоклассниками новых

базовым

ценностям

самостоятельного

знаний,

опыта  решения

общества, в частности к

социального

опыта.

проектных

задачпо

образованию

и

Проявляется

в

участии

различным

самообразованию.

школьников

в

направлениям.  Результат

Результат

проявляется

в

реализации

социальных

выражается в понимании

активном  использовании

проектов

по

детьми

сути

проектной

школьниками

метода

самостоятельно

деятельности,

умении

проектов,

выбранному

поэтапно

решать

самостоятельном  выборе

направлению.

проектные задачи.

тем   (подтем)   проекта,

Итоги

реализации

приобретении

опыта

программы

могут  быть

самостоятельного

представлены

через

поиска,

систематизации

презентации

проектов,

и

оформлении

участие  в  конкурсах  и

интересующей

олимпиадах

по

разным

информации.

направлениям, выставки,

конференции,

фестивали,

чемпионаты

и пр.

Требования к уровню подготовки обучающихся. Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса. Обучающийся будет знать:

  • основы проведения исследовательской работы;

  • что такое мини – проект и творческий проект;
  • методы исследования: наблюдение, опыт;
  • способы поиска необходимой для исследования информации;
  • правила сотрудничества в процессе исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

8


  • подбирать материал, необходимый для исследования;
  • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь

товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Способы проверки результатов освоения программы.

  • качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Основные особенности программы первого класса Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не

предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Распределение часов

Вид учебной работы

Всего

Сроки проведения

часов

Тренинг

1

Общая трудоемкость

12

В течение 2-й и 3-й четвертей

учебного года

2

Занятия со всей группой (классом)

12

Еженедельно

учащихся

3

Индивидуальная работа

4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

5

Общая трудоемкость

8

В течение учебного года,

начиная со 2-й четверти

6

Занятия со всей группой (классом)

2

В начале 2-й четверти

учащихся

7

Индивидуальная работа

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й

четвертей учебного года

8

Самостоятельная работа

Мониторинг

9


9

Общая трудоемкость

6

В течение 2-й, 3-й и 4-й

четвертей учебного года

10

Занятия со всей группой (классом)

4

В течение 3-й и 4-й четвертей

учащихся (мини-конференции)

учебного года

11

Индивидуальная работа

12

Самостоятельная работа (участие в

2

В течение 3-й и 4-й четвертей

процедурах защит исследовательских

учебного года

работ учащихся вторых-четвертых

Содержание занятий в первом классе

Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея

  • чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с

10


понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня-тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения само-стоятельных исследований»

11


Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии» Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно

провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)

2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис-следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

12


Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Характеристика результатов Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе;
  • презентовать работу общественности.

  1. класс

Содержание занятий во втором классе

Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с информацией, расскажет о свих увлечениях и хобби.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Ты – проектант.» Обучающийся сможет сформировать умения находить информацию в

словарях и справочниках; умения находить шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче; познакомится с понятиями «словарь», «проект», «тема» самостоятельно.

Тема 3. «Работа со словарями.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с текстом, находить нужную информацию; познакомятся с понятием «формулировка».

Тема 4. «Выбор помощников в работе над проектом.» Обучающийся сможет сформировать умения работать в команде;

познакомится с понятием «помощником».

Тема 5. «Этапы работы над проектом.»

13


Обучающийся познакомится с этапами работы над учебным проектом и с понятием «этап».

Тема 6. «Актуальность темы проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; познакомится с понятием «актуальный».

Тема 7. «Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся научится видеть проблему, сможет сформировать умения добывать недостающий способ действия (знания); познакомится с понятием «проблема».

Тема 8. «Выработка гипотезы-предположения.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; познакомится с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

Тема 9. «Цель проекта.»

Обучающийся научится ставить цель в конкретной сюжетной ситуации; познакомится с понятием «цель».

Тема 10. «Задачи проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проекта; познакомится с понятием «задачи проекта».

Тема 11. «Сбор информации.»

Обучающийся познакомится с понятиями «сбор», «информация»,

«энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы»; научится выбирать

способы получения информации.

Тема 12. «Знакомство с интересными людьми. Интервью.» Обучающийся сможет сформировать умения брать интервью, умения

вести и участвовать в дискуссии; познакомится с понятиями «интервью», «интервьюер».

Тема 13. «Обработка информации. Отбор значимой информации.» Обучающийся сможет сформировать умения выделять из представленной

информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; познакомится с понятиями «обработка информации», «отбор».

Тема 14. «Создание продукта проекта.»

Обучающийся сможет овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов; познакомится с понятием «продукт проекта».

Тема 15. «Играем в ученых. Это интересно» Обучающийся применит полученные знания на практике.

Тема 16. «Тест.»

Обучающийся сможет сформировать умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

Тема 17. «Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)»

14


Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои достижения; познакомится с понятием «выступление».

Тема 18. «Творческая работа. Презентация .»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении презентации на бумаге; познакомится с понятием «презентация».

Тема 19. «Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.» Обучающийся познакомится с компьютерной презентацией; с понятием

«презентация».

Тема 20, 21. «Первые шаги составления презентации на компьютере.» Обучающийся познакомится с программой МРР – Microsoft PowerPoint и с

кнопками клавиатуры компьютера.

Тема 22. «Совмещение текста выступления с показом презентации.» Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную

компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения; познакомится с понятием «аудитория».

Тема 23. «Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.» Обучающийся сможет сформировать и будет развивать коммуникативную

компетентность, а именно: умение «держать» аудиторию в поле зрения.

Тема 24. «Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.»

Обучающийся сможет сформировать умения отстаивать свою точку зрения.

Тема 25. «Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина.» Обучающийся сможет продемонстрировать объем накопленных знаний во

время проектной деятельности.

Тема 26, 27. «Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать собственные творческие замыслы доводить их до воплощения в творческом продукте; познакомится с понятием «визитка».

Тема 28. «Самоанализ.»

Обучающийся сможет сформировать умения контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; познакомится с понятием «самоанализ».

Тема 29. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся сформирует основы практического мышления и сознания.

Тема 30. «Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности»

Обучающийся познакомится с различными конкурсами проектов. Тема 31. «Памятка жюри конкурса»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать с вою работу по выработанным критериям.

Тема 32. «Выступление перед незнакомой аудиторией.» Обучающийся сможет сформировать умения публичного представления

результатов работы.

15


Тема 33. «Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.

Тема 34. «Играем в ученых. Это интересно.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов.

Характеристика результатов Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • понятия «хобби», «увлечения», «сбор», «аудитория», «презентация», «интервью» и т. д.;

  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • отвечать на вопросы аудитории и жюри;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе;
  • презентовать работу общественности.

  1. класс

Содержание занятий в третьем классе

Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои увлечения,

достижения. Освоит этапы работы над проектом.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Проблема. Решение проблемы. » Обучающийся сможет сформировать умения создавать свои собственные

творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект, овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Тема 3. «Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения

  • неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

16


Тема 4 – 5. «Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении паспорта проекта.

Тема 6 – 7. «Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.»

Обучающийся сможет познакомиться с видами вопросов для анкет; сформировать умения в составлении вопросов для анкетирования.

Тема 8. «Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.»

Обучающийся сможет познакомиться с условиями размещения проектного материала на постере; сформировать умения в создании постера.

Тема 9 – 10. «Практические занятия. Создание мини-постера.» Обучающийся сможет сформировать умения создавать постер со ссылками и

иллюстрациями, графическими схемами и планами; научится создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты)

Тема 11 – 13. «Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.»

Обучающийся изучит и освоит возможности программы МРР; сможет сформировать умения и навыки при работе с фотографиями, фигурами, диаграммами.

Тема 14 – 16. «Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.» Обучающийся сможет сформировать умения настраивать анимации на

слайде.

Тема 17 – 19. «Программа МРР. Дизайн.»

Обучающийся сможет сформировать умения творчески подходить к созданию вещи.

Тема 20 – 21. «Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с командами «Обрезка», «Границы рисунка»

Тема 22 – 23. «Требования к компьютерной презентации.» Обучающийся сможет познакомиться с требованиями к компьютерной

презентации; сформировать умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

Тема 24 – 25. «Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР»

Обучающийся сможет сформировать умения использовать полученные знания при тестовой проверке.

Тема 26 – 28. «Составление первой презентации по заданному тексту.» Обучающийся сможет использовать полученные знания при составлении

презентации по заданному тексту.

Тема 29 – 30. «Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.»

17


Обучающийся будет развивать умения создавать папку проекта; сможет выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные; сформирует умения брать интервью.

Тема 31. «Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, научится критиковать себя.

Тема 32. «Твои впечатления от работы над проектом.» Обучающийся сможет сформировать умения подводить некоторые итоги

своей деятельности.

Тема 33. «Пожелания будущим проектантам.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.

Тема 34. «Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

Характеристика результатов

  • результате работы в 3 классе обучающиеся должны знать:

  • основные этапы работы над проектом деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия предположения, гипотезы исследования;

  • требования к паспорту проекта;

  • правила составления паспорта проекта;

  • требования к составлению анкет для проекта;

  • требования к созданию постера и условия размещения материала на постере;

  • возможности программы МРР (вставка фотографий, диаграмм, рисунков, фигур, анимация, дизайн);

  • требования к компьютерной презентации.

Обучающиеся должны уметь:

  • презентовать свои увлечения, достижения;

  • высказывать предположения о неизвестном, проверять свои гипотезы;

  • составлять паспорт проекта;

  • составлять вопросы для анкетирования;

  • создавать постер;

  • работать в программе МРР;

  • настраивать анимации на слайде;

  • находить ошибки в готовой презентации и исправлять их;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • составлять презентации по заданному тексту;

  • подготовить проектную документацию к выступлению на конкурсе;

  • обрабатывать информацию, брать интервью, составлять визитку;

18


  • оценивать свою работу и видеть пробелы в ней;

  • подводить итоги своей деятельности.

19


Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Я – юный исследователь»

1 класс

Тема

Кол.

Дата

п/п

часов

план

факт

Тренинг.

19

1-2

Что такое исследование.

2

3-4

Наблюдение и наблюдательность.

2

5-6

Что такое эксперимент.

2

7-8

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

9-10

Знакомство с логикой.

2

11-

Как задавать вопросы.

2

12

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы.

1

15

Как работать с книгой.

1

16

Что такое парадоксы.

1

17-

Мысленные эксперименты и эксперименты на

2

18

моделях.

19

Как сделать сообщение о результатах

1

исследования.

Исследовательская практика.

8

20

Тренировочное занятие по методике

1

проведения самостоятельных исследований.

21

Индивидуальные занятия по методике

1

проведения самостоятельных исследований.

22

Экспресс- исследование.

1

23

Семинар по итогам экскурсии.

1

24

Коллективная игра – исследование.

1

25

Коллекционирование.

1

26

Экспресс - исследование «Какие коллекции

1

собирают люди».

27

Сообщения о своих коллекциях.

1

Мониторинг.

6

28-

Мини – конференция по итогам экспресс –

2

29

исследований.

30-

Мини – конференция по итогам собственных

2

31

исследований.

32-

Участие в защитах исследовательских работ и

2

33

творческих проектов учащихся вторых –

четвертых классов.

20


Список литературы

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам

  • умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  • 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS /

PC

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

  • С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 3 класс.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

  1. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  1. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

  1. 1 Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  1. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vs e_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

21


  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  1. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/ Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  1. Настенная доска с набором приспособлений для крепления

картинок.

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию

речи.

  1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"

Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"

   Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...