Рабочая программа
рабочая программа

Сенсорное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvite.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Коррекционная школа №8» г. Арзамас

Рассмотрено

на заседании методического совета школы

Протокол №   1  от 29.08.2018

Утверждено

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 30.08.2018

Рассмотрено

на заседании методического совета школы

Протокол №  1  от  

Утверждено

на заседании педагогического совета школы

Протокол №    от  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

для учащейся Епифановой Ю.

обучающейся на дому

 6 класс

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель:

учитель обучения на дому Рябова К.В.

Арзамас, 2018 год

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Содержание программы…………………………………………………….......3-4

Планируемые предметные результаты освоения программ…………....………4

Учебно-тематический план………………………………………………..…..….5

Календарно-тематическое планирование……………………………………..6-7

Учебно-методический комплекс……………………………………………..….8

Приложение:

Учебно-дидактическое обеспечение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сенсорное развитие

Рабочая программа по предмету коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 6 класса разработана на основе АОП для учащихся 4-10 классов (II вариант), утвержденная приказом МКОУ КШ №8 от 30.07.2018 № 428 в соответствии с календарным учебным графиком. Учебный предмет «Сенсорное развитие» является одним из основных общеобразовательных предметов для данной категории детей.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи:

-развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, а также   восприятия запаха и вкуса;

-учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия;

- развивать реакцию на различные раздражители;

- вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами;

- формировать умение выражать свои ощущения, предпочтения;

- коррегировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

Общая характеристика учебного предмета Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта сенсорное развитие обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

         Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Содержание программы предмета

( 2 занятия в неделю)

Зрительное восприятие.

Узнавание и соотнесение основных цветов и несколько дополнительных. Узнавание и соотнесение формы изображения с силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник). Выделяет заданную геометрическую форму из небольшого множества других. Узнавание предметов по заданным признакам. Классификация предметов по форме, величие и цвету.

Слуховое восприятие.

Соотнесение звука с его источником. (телефон, звонок в дверь, звуковой светофор, сигнал автотранспорта, сигнал железнодорожного транспорта, сигнал специальных машин). Различие звуков по громкости (тихо\громко). Различие звуков окружающего мира (животные, явления природы).  Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Различие материалов (дерево, металл, стекло, крупа, вода, песок), по температуре (холодный, горячий, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой). Знание направлений вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево.

Восприятие запаха.

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Способность выражать своё отношение к запахам.

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Минимальный уровень:

- расположение помещений в школе;

- различия предметов по форме и цвету;

- группировать предметы по толщине, форме, цвету;

- различать предметы по температуре;

- различать предметы по твердости;

- определять на вкус продукты питания: сладкий – горький, солёный – кислый;

- различать объекты по запаху;

- различать звуки окружающего мира;

- различать звуки тихо/громко.

Достаточный уровень:

- расположение помещений в школе;

- различия предметов по форме и цвету;

- узнавать предметы и картинки;

- группировать предметы по толщине, форме, цвету;

- различать предметы по температуре;

- различать предметы по фактуре;

- различать предметы по твердости;

- определять свойства предметов;

- определять на вкус продукты питания: сладкий – горький, солёный – кислый;

- различать объекты по запаху;

- распознавать по внешним признакам различные настроения, эмоциональные состояния друг друга;

- различать звуки окружающего мира.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Количество занятий

1

Зрительное восприятие

8

2

Слуховое восприятие

8

3

Кинестетическое восприятие

8

4

Восприятие запаха

5

5

Восприятие вкуса

4

Итого

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Сенсорное развитие»

(33 занятия)

Название раздела и темы

Кол-во занятий

Дата

Примечание

I четверть

9

Зрительное восприятие

2

1

Узнавание и соотнесение основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

1

05.09

2

Узнавание и соотнесение нескольких дополнительных цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый.

1

12.09

Слуховое восприятие

2

3

Соотнесение звука с его источником (телефон, звонок в дверь, звуковой светофор).

1

19.09

4

Различие звуков по громкости (тихо\громко).

1

26.09

Кинестетическое восприятие

2

5

Различие материалов по температуре, фактуре, влажности, твердости ( дерево, металл).

1

03.10

6

Различие материалов по температуре, фактуре, влажности, твердости ( стекло, пластик).

1

10.10

Восприятие запаха

1

7

Узнавание (различение) предметов по запаху (лимон, апельсин).

1

17.10

Восприятие вкуса

2

8

Вкусовые качества (лимон, апельсин) их сравнение.

1

24.10

9

Консистенция предметов (лимон, апельсин) их сравнение.

1

31.10

II четверть

7

Зрительное восприятие

2

1

Узнавание и соотнесение формы изображения с силуэтом.

1

14.11

2

Узнавание и соотнесение силуэта и формы изображения.

1

21.11

Слуховое восприятие

2

3

Соотнесение звука с его источником (сигнал автотранспорта, сигнал железнодорожного транспорта, сигнал специальных машин).

1

28.11

4

Различие неречевых звуков.

1

05.12

Кинестетическое восприятие

1

5

Различие материалов по температуре, фактуре, влажности, твердости (крупа).

1

12.12

Восприятие запаха

1

6

Узнавание (различение) предметов по запаху (кофе, чай).

1

19.12

Восприятие вкуса

1

7

Вкусовые качества (кофе, чай) их сравнение.

1

26.12

III четверть

9

Зрительное восприятие

2

1

Узнавание и соотнесение форм геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

1

16.01

2

Выделять заданную геометрическую форму из небольшого множества других.

1

23.01

Слуховое восприятие

2

3

Различие звуков окружающего мира (домашние животные).

1

30.01

4

Различие звуков окружающего мира (дикие животные).

1

06.02

Кинестетическое восприятие

2

5

Различие материалов по температуре, фактуре, влажности, твердости  (вода).

1

20.02

6

Различие материалов по температуре, фактуре, влажности, твердости (песок).

1

27.02

Восприятие запаха

2

7

Узнавание (различение) предметов по запаху (лук, чеснок).

1

06.03

8

Консистенция предметов (лук, чеснок) их сравнение.

1

13.03

Восприятие вкуса

1

9

Вкусовые качества (лук, чеснок) их сравнение.

1

20.03

IV четверть

8

Зрительное восприятие

2

1

Узнавание предметов по заданным признакам.

1

03.04

2

Классификация предметов по форме, величие и цвету.

1

10.04

Слуховое восприятие

2

3

Различие звуков природных явлений (дождь, ветер, гром, вьюга).

1

17.04

4

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

24.04

Кинестетическое восприятие

3

5

Направления в пространстве: вперед/назад.

1

08.05

6

Направления в пространстве: вверх/низ.

1

15.05

7

Направления в пространстве: вправо/влево.

1

22.05

Восприятие запаха

1

8

Узнавание (различение) предметов по запаху (банан, яблоко).

1

29.05

Заместитель директора по УВР

________________М.В.Козихина

«_____»________________20___г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

№п/п

Методическое обеспечение

Год издания

1

Адаптированная образовательная программа для учащихся 4-10 классов (II вариант)

2018

Приложение

        

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала;

- карточки цветового спектра;

- предметы для различения материал (дерево, металл, стекло, пластик, крупа, вода, песок);

- материал для различения вкуса и запаха (лимон, апельсин,  банан, яблоко, лук, чеснок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...