Современная педагогическая технология
статья

Современные технологии воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i-158533sovremennye_tehnologii_vospitaniya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость.

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития курсантов, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе [2].

   Рассмотрим на примере  здоровьесберегающей технологии условия ее эффективного применения. Для начала отметим, что  цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.  

Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

     Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

В нашем случае мы считаем что необходимым условием развития  здоровьесберегающей       среды   является   полифункциональная модель

Она представляет собой совокупность  взаимосвязанных, согласующихся  основных  компонентов:   правового, диагностического, собственно  педагогического, культурологического,  физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического,  коррекционного, реабилитационного [1].        

Компоненты модели  наполняются следующим содержанием:

        -  правовой компонент предполагает организацию образовательного процесса с  соблюдением прав учащихся  и  учителя, программы по  правовому  воспитанию  учащихся  «Здоровье ребёнка  -  его право»,  технологии  организации проектной деятельности   «Право ребёнка на качественное образование»;

        -  диагностический компонент  включает постоянную  диагностику состояния  здоровья; методики для обеспечения  психолого-медико-социального  сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе; технологии, позволяющие организовать  самомониторинг здоровья ученика,  учителя,  т. е.  самостоятельное оценивание соматического статуса  и  определение причин  своих заболеваний;  диагностические  и  организационные процедуры,  позволяющие  осуществлять комплексную психолого-медико- социальную диагностику  состояния здоровья учащихся  и  учителей,  динамику  развития ребёнка;

- собственно педагогический компонент  представляет образовательный процесс,  в котором  личности ученика  и  учителя  выступают  как его субъекты; условия,  при  которых  образование  ребёнка происходит  вследствие специально организованной  системы  развития  внутреннего  потенциала школьника;  здоровьесберегающий  учебный план, в котором реализуются  все необходимые условия  вариативного образования  в рамках одной школы,    сориентированный на способности, потребности, жизненные планы каждого  ученика, обеспечивающий здоровьесберегающую среду на всех этапах обучения   и развития ребёнка;   здоровьесберегающие технологии;  программы  формирования  мотивации учителя и удержание  его  в исследовательской  позиции,  установление  их продуктивного  взаимодействия  со специалистами других наук,  связанных со  здоровьем школьника  (медики,  психологи,  логопеды,  физиологи и пр.);   психологическое сопровождение ученика  и учителя  в  образовательном   процессе;  условия  создания  ситуации успеха  для ученика  и учителя;

- культурологический компонент     предполагает систему  мероприятий для  формирования  здорового  образа жизни  школьника; технологии по  управлению развитием  и сохранением  здоровья,  включение учащихся в здоровьесберегающую   деятельность и формирование личностных траекторий здоровья;   методики по формированию ценности здоровья  и воспитания  культуры здоровья через  содержание  учебного  материала;  деятельность, которая  способствует  формированию у школьников     здорового образа жизни  через организацию проектной деятельности  по вопросам  здоровья,   созданию детских творческих  лабораторий (театр «Здоровье»,  «Юные учителя здоровья»,  «Клуб психологов»  и пр.).

        - профилактический компонент   -  это  создание  технологии  по  формированию         доминанты  здоровья через проведение  профилактических  мероприятий  (кислородный коктейль,  ЛФК.,  адаптивная физкультура, дыхательная  гимнастика,  глазная   гимнастика  и  др.);

        -  гигиенический компонент   предполагает  гибкую организацию  учебно-воспитательного  процесса, учитывающий динамику развития детей, их психофизические  возможности, способности, склонности, индивидуальные половозрастные  особенности;  это  методики по оценке нормирования  домашнего задания;

        -  коррекционный и реабилитационный компоненты    включают условия, при  которых обеспечиваются  равновесие между  адаптивными  возможностями организма  и постоянно меняющейся средой;  эффективную коррекционную и реабилитационную  работу по  медицинским показателям каждого  школьника;  методики по выработке умений для саморегуляции  эмоциональных состояний,  самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Представленная модель реализуется посредством специально  разработанной  комплексно-целевой программы, которая включает блоки деятельности для каждого участника  здоровьесберегающего  образовательного процесса.  Комплексно-целевая программа включает в  себя следующие  разделы:  анализ состояния социально-педагогической системы;  главные задачи на период реализации концепции;  осуществление основных функций школы  и  функций  управления, отражающих специфику здоровьесберегающей деятельности;   организация работы с участниками   здоровьесберегающего образовательного процесса;  укрепление и развитие учебно-материальной базы;  мониторинг качества образования  и уровня  здоровья учащихся [4].

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.

А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а  профессиональным.

Список литературы

  1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  2.  Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  3. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...