Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Алещенко Екатерина

Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

                 Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный  журналист»

 

2-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 - 2019 учебный  год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.

Школьный журнал становится важным органом школьного самоуправления,  надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои  чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам.  

 Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением  отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать  в своих творческих работах,  постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Занятия кружка «Юный журналист» посещает группа юных корреспондентов, которая планируют работу над каждым номером журнала, организует экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, общие праздники и другие мероприятия. Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию школьного журнала, где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик,  и пр.).

Предлагаемый план работы рассчитан на трехлетнее обучение, по 1  занятию в неделю. Каждый из разделов может изучаться как на первом году обучения, так и на втором, и на третьем. Дело только в том, что с каждым годом  материал будет все больше и больше усложняться. Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям. К занятиям в кружке «Юный журналист» можно начинать привлекать детей с первого класса.

Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал.  Тематика определяется общим планом творческого объединения, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Актуальность

В наше время информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьный детский журнал  посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Он близок к своему читателю – ученику. Он понятен ученикам. Авторы журнала ученикам знакомы, да и сами ребята принимают участие в создании журнала. Работа по созданию школьного журнала помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения  влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.

Цель:

 Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.

 Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

 формировать характер журналиста-репортера, а также его эстетические и нравственные качества;

 содействовать формированию нравственно-эстетического восприятия окружающего мира через создание собственных литературных произведений;

 содействовать формированию личностного отношения к прочитанному, написанному, услышанному;

 способствовать развитию умения анализировать свою литературную работу и работы одноклассников;

 содействовать развитию умения общаться и выслушивать других. Основные направления деятельности Информационная.

Школьный кружок  «Юный журналист» и школьный журнал  – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах  из жизни школы и города.

Образовательная. 

Школьный журнал  используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка  номеров журнала требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора.  Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ.  В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная.

Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Юный журналист» позволяет с пользой занять их свободное время,  классным руководителям использовать школьный журнал для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.  

Детский журнал – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.

Коммуникативная.

Подготовка  журнала к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Принципы:

  • Уважение к читателям и авторам журнала.
  • Создание положительного образа учителя, ученика, школы.
  • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.
  • Писать только то, о чем знаешь.
  • Не замыкаться в стенах школы.
  • Проявлять заинтересованность и творчество.
  • Не оскорблять, не унижать печатным словом.

Виды деятельности (формы, методы, средства обучения)

  1. Организация подготовки учащихся – корреспондентов школьного журнала через кружок «Юный журналист».
  2. Педагогическое сопровождение деятельности учащихся по созданию  и функционированию школьного журнала.
  3. Выпуск печатного издания – дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть  много учащихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности. Чёткости, оперативности в работе способствует  регулярность проведения занятий.
  4. В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники школы, корреспонденты от классов (по 1-2 чел.). Выпуск детского журнала производится под руководством учителя начальных классов.  
  5. Каждую тему  облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.
  6. В своих статьях чаще советоваться с читателями, задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики  вы можете предложить?»

 

Результаты обучения Учащиеся должны уметь:  

 сочинять собственный рассказ, опираясь на законы определенного жанра;  

 в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться  им в устных и письменных высказываниях;

 совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;  

 находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

 соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;  

 строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;  

 фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;  

 проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  1. Умение работать с разной литературой.
  2. Умение работать с магнитофоном,  компьютером.
  3. Умение брать и давать интервью.
  4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
  5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

 желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

 активная позиция во время занятий;

 выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(70 ч.)

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 Вводные занятия. (3 ч.)  

Знакомство друг с другом, журналистикой, обсуждение названия журнала.

Тема 2. Роды и жанры литературы.(7 ч.)

Жанровое многообразие литературы. Приключения, фантастика, эссе, поэзия. Повести, рассказы. Автобиографические произведения. Сказка, быль. Потешки, прибаутки.

Практическая работа:

 презентация приключенческих рассказов учащихся;

 представление учащимися своих любимых произведений в жанре повести или рассказа;

 создание автобиографии;

 творческая работа учащихся по теме «Мои любимые сказки». Сочинение сказок.

 создание скороговорок и докучных сказок;

 создание рассказов о животных.

Тема 3. Литературный герой (6 ч.) Портретная характеристика героя.

Практическая работа:

 составить портретную характеристику любимого героя.

Тема 4. Зарисовка.(7 ч.) 

Задачи зарисовки. Место зарисовки в журнале.

Практическая работа:

 подготовить пейзажную зарисовку;

 подготовить портретную зарисовку;

 подготовить производственную зарисовку;

 подготовить бытовую зарисовку;

 подготовить контрольную зарисовку.

Тема 5. Интервью. (12 ч.)

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью:

интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

 разработать план вопросов и провести интервью с учителем;

 разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;

 разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;

 разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;

 подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя. Тема 6. Заметка. (12 ч.)

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Практическая работа:

 подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема 7. Репортаж. (12 ч.)

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

 проанализировать расширенную заметку и репортаж;

 на одном материале подготовить заметку и репортаж;

 подготовить спортивный репортаж;

 подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Тема 8. Выпуски журналов. (14 ч.)

Технология производства журнала. Формирование навыка по оформлению журнала.

 


4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПО КУРСУ

"ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ"

 

Личностными результатами изучения являются:  

 осознание, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека;

 овладение словами речевого этикета;

 способность к самооценке на основе наблюдения  за собственной речью;

 формирование  внутренней  позиции  школьника и познавательных мотивов;

Метапредметные результаты изучения:

 умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач ( диалог, монолог, письменные тексты);

 сочинять собственный рассказ, опираясь на законы определенного жанра;  

 в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться  им в устных и письменных высказываниях;

 совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;  

 находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

 соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;  

 строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;  

 фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;  

 формировать внутреннюю позицию  школьника;

 проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

2 часа в неделю

70 часов в год

Тема занятия

К-во часов

Формы работы

Примечание  

  По плану

По  факту

 

I четверть (16 ч.)

 

 

 

 

1

Запись в кружок. Знакомство и индивидуальные беседы. 

1

 

Беседы. Заполнение индивидуальных бланков 

 

2

Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия журнала, рубрик и тем.

1

 

Работа в группах. Анкетирование. Беседа с членами кружка. 

 

3

Введение. Журналистикапрофессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Заповеди журналистики».

1

 

Лекционное занятие. 

 

4.

Жанры литературы. Рассказы, сказки.

1

 

Лекционное занятие

Практическая работа: создание рассказа о животных. Создание сказки.

 

5

«Как делать журнал?».

1

 

Практические занятия. Работа в группах  

 

6

«Как делать журнал?».

1

 

Практические занятия. Работа в группах 

 

7

Зарисовка. Задачи и место зарисовки в журнале.

1

 

Лекционное занятие.

Практическая работа:

- подготовить пейзажную зарисовку;

 

8

Участие в культурномассовых школьных мероприятиях.

1

 

Практические занятия. Работа в группах 

 

9

Портретная характеристика любимого героя

1

 

Практические занятия. Работа в группах

 

10

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. . Деловая игра «Мое первое интервью».

1

 

Лекционное занятие Практическая работа: разработать план вопросов и провести интервью с учителем

 

11

Художник, фотограф и журнал. Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы.

1

 

Практические занятия: фотографирование; выбор фотографий для статьи;

 

12

Художник, фотограф и журнал.

Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы

1

 

Практические занятия печатание фотографий на страницах журнала. 

 

13

Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов для очередного номера журнала. Оформление газетной статьи.

1

 

Практические занятия. Создание рубрик; текстовое оформление. 

 

14

Выпуск первого номера журнала

1

 

Практические занятия. 

 

15

Выпуск первого номера журнала

1

 

 

 

16

Выпуск первого номера журнала

1

 

 

 

17

Жанры литературы. Сказка, быль.

1

 

Лекционное занятие Практическая работа:

творческая работа учащихся по теме «Мои любимые сказки». Сочинение сказок к предметной неделе «Русский язык»

 

18

Что такое этюд?

Художественное оформление зарисовок.

1

 

Практическая работа: Зарисовка «осень в лесу»

 

19

Репортаж с практической конференции. Анализ написанной заметки

1

 

Практическая работа: - репортаж написание заметки;

- фотографирование

 

20.

Репортаж с практической конференции. Анализ написанной заметки

1

 

Практическая работа: - репортаж написание заметки;

- фотографирование

 

21

Поездка в краеведческий музей.  

1

 

Экскурсия

Оформление впечатлений от поездки

 

22

Что такое стихотворение? Подбор стихотворений в газету.

1

 

Работа в группах

 

23

Ритм и рифма

1

 

Лекционное занятие Практические занятия. Сочиняем стихи 

 

24

Как собрать ленту новостей одного школьного дня.

1

 

Работа в группах 

 

25

Как собрать ленту новостей одного школьного дня.

1

 

Работа в группах 

 

26

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.  

1

 

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки. 

 

27

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.  

 

1

 

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки. 

 

28

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции).

Рисунок в компьютере.

1

 

Конкурс творческих работ. Работа в группах. 

 

29

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции).

Рисунок в компьютере.

1

 

Конкурс творческих работ. Работа в группах. 

 

30

Выпуск второго номера журнала

1

 

 

 

31

Выпуск второго номера журнала

1

 

 

 

32

Выпуск второго номера журнала

1

 

 

 

 

3 четверть (22 ч.)

 

 

 

 

33

Час общения «Если бы я был редактором», «Какие материалы в газетах и журналах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты и журнала в жизни моей семьи». 

1

 

Беседы с членами кружка. Речевая компетенция 

 

34

Час общения «Если бы я был редактором», «Какие материалы в газетах и журналах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты и журнала в жизни моей семьи». 

1

 

Беседы с членами кружка. Речевая компетенция 

 

35

Участие в культурномассовых школьных мероприятиях.

1

 

Практические занятия. Работа в группах

 

36.

Участие в культурномассовых школьных мероприятиях.

1

 

Практические занятия. Работа в группах

 

37

Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера.

1

 

Практическое занятие в группах.

 

38

Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра.

Деловая беседа.

 

1

 

Лекционное занятие. Ролевая игра.

 

39

Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра.

Деловая беседа.

1

 

Лекционное занятие. Ролевая игра.

 

40

Учимся писать эссе

1

 

Лекционное занятие Практическая работа: Не  взрослый, взрослый мир»  записать эссе на тему «Этот взрослый, взрослый мир»

 

41

Учимся писать эссе

1

 

Лекционное занятие Практическая работа: Не  взрослый, взрослый мир» записать эссе на тему «Этот взрослый, взрослый мир»

 

42

Написание корреспонденции.

Статья. Передовая статья. Проблемная статья.

Написание статьи

1

 

Практическое занятие в г работ. Подбор материала для номера газеты. в группах. Создание творческих

работ

 

43

Написание корреспонденции.

Статья. Передовая статья. Проблемная статья.

Написание статьи

1

 

Практическое занятие в г работ. Подбор материала для номера газеты. в группах. Создание творческих

работ

 

44

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

 

Лекционное занятие.

Практические занятия. Анализ предложенного материала.

 

45

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

 

Лекционное занятие.

Практические занятия. Анализ предложенного материала.

 

46

Подготовка и участие в конкурсе «Юный журналист»

1

 

Практическая работа: -номинации: репортаж, интервью

Сказка, рассказ

 

47

Подготовка и участие в конкурсе «Юный журналист»

1

 

Практическая работа: -номинации: репортаж, интервью

Сказка, рассказ

 

48

Подготовка и участие в конкурсе «Юный журналист»

1

 

Практическая работа: -номинации: репортаж, интервью

Сказка, рассказ

 

49

Культура устной речи

(доклад, интервью. тренинг

«Как взять интервью»)

1

 

Практическое занятие в группах.

 

50

Культура устной речи

(доклад, интервью. тренинг

«Как взять интервью»)

1

 

Практическое занятие в группах.

 

51

Культура устной речи

(доклад, интервью. тренинг

«Как взять интервью»)

1

 

Практическое занятие в группах.

 

52

Выпуск третьего номера журнала

1

 

 

 

53

Выпуск третьего номера журнала

1

 

 

 

54

Выпуск третьего номера журнала

1

 

 

 

 

4 четверть (16 ч )

 

 

 

 

55

Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой 

1

 

Отзыв о том, что больше всего понравилось и    почему?

 

56

Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой 

1

 

Отзыв о том, что больше всего понравилось и    почему?

 

57

Культура письменной речи

(Тезисы и конспекты) 

1

 

Практическое занятие в группах

 

58.

Методы сбора информации

1

 

 

 

59

Отзыв.

1

 

Практическая работа: Отзывы на темы: «Мой любимый детский журнал»

«Моя любимая детская

книга»  

«Мой любимый мультфильм»  

«Мой любимый предмет»  

 

60

Отзыв.

1

 

Практическая работа: Отзывы на темы: «Мой любимый детский журнал»

«Моя любимая детская

книга»  

«Мой любимый мультфильм»  

«Мой любимый

предмет»  

 

 

61

Подготовка проекта «Детский

журнал»

Презентация проекта

1

 

Составление текста презентации.

Работа на компьютере

 

62

Подготовка проекта «Детский

журнал»

Презентация проекта

1

 

Составление текста презентации.

Работа на компьютере

 

63

Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

1

 

Лекционное занятие.

Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.

 

64

Встречи с творческими людьми Изучение биографии детского писателя. Изучение произведений писателя.  Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление вопросов.

1

 

Работа в библиотеке. Интервью

 

65

Встречи с творческими людьми Изучение биографии детского писателя. Изучение произведений писателя.  Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление вопросов.

1

 

Работа в библиотеке. Интервью

 

66

Интервьюирование учителей и учащихся по итогам учебного года. Интервью с выпускниками начальной школы

1

 

 Практическая работа  Обработка материала. Подготовка журнала к выпуску.

 

67

Интервьюирование учителей и учащихся по итогам учебного года. Интервью с выпускниками начальной школы

1

 

 Практическая работа  Обработка материала. Подготовка журнала к выпуску.

 

68

Выпуск четвертого номера журнала

1

 

 

 

69

Выпуск четвертого номера журнала

1

 

 

 

70

Выпуск четвертого номера журнала

1

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства)

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный математик»

Полноценная организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы является основным требованием для реализации  требований федерального государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный лингвист"

Актуальность создания  текст программы «Юный  лингвист» предопределена  нравственных тем, что  предложенному период начального  сказка обучения в школе  отнош...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ДРУГ ПРИРОДЫ»

     Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства) на 2020/2021 учебный год для обучающихся 1- 4 х классов

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребёнка,развитие интереса и отзывчивости к и...