Программа внеурочной деятельности "Школа этикета"
рабочая программа (4 класс)

Плисс Евгения Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Школа этикета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_etiketa_variant_2.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Балаково Саратовской области

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №______

От______________2019 г.

Утверждаю.

Директор МАОУ СОШ № 15

___________________

/__________________/

«___»________2019 г.

Программа

 внеурочной деятельности

 в условиях реализации ФГОС начального общего образования

социального направления

«Школа этикета»

на 2019-2020 уч.год

Учитель Плисс Евгения Сергеевна

Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка…………………………………………………………..стр.3

2.Общая характеристика учебного предмета………………………………....стр.4-5

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета............стр.5

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета………………………………………………...стр.5-6

5. Содержание тем учебного курса…………………………………………..….стр.6-7

6.Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов

деятельности обучающихся………………………………………………..………стр.8

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса………………………………………………………………………………стр.9

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной занятости «Школа этикета» рассчитана для детей 10-11 лет, учащихся 4 класса.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие слова произносит, как садится, как ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

2.Общая характеристика учебного  курса

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Основные цели программы:

1)  Развивающая: развивать духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие;

2) Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

3) Образовательная: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи программы:

1) Формирование у ребенка эстетических представлений и их творческая реализация в проектной деятельности;

2) Повышение культуры ребенка в общении с окружающим миром;

3) Приобщение ребенка к исследовательской деятельности по предмету.

Программа построена с учетом возрастных особенностей четвероклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, игровые; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; праздники и др.

Основные принципы, положенные в основу программы:

-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

3.Ценностные ориентиры содержания

        Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа - 34 часа в год.   

        Личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного курса «Школа этикета» являются:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины

Планируемые результаты изучения курса

В результате реализации настоящей программы будут достигнуты следующие воспитательные результаты:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

5. Содержание  тем курса  

Распределение материала курса

Тема

теория

практика

экскурсии

всего часов

Как я выгляжу.

Мой внешний вид.

1

1

Как я выгляжу.                   Этикет вежливого общения.

1

1

Как я выгляжу.                 Мимика и жесты.

1

1

Как я выгляжу.                             Я – мальчик. Я – девочка.

1

1

Внешний вид школьника.       Порядок.

Поведение в школе.

1

1

Зачем быть вежливым.

1

1

Вежливое поведение в природе.

1

1

Вежливые и невежливые        поступки.

1

1

О дружбе и взаимопомощи     людей.

1

1

Как исправить плохой поступок?

1

1

Добро побеждает зло.

1

1

Добро и зло в сказках.

1

1

Вежливость как основа          воспитанности.

1

1

Какого ты рода, племени?

1

1

Точность, обязательность,       аккуратность.

1

1

Внешняя и внутренняя           воспитанность человека.

1

1

Если бы вещи умели говорить.

1

1

Твои поступки и твои родители.

1

1

Обязанности ученика в школе и дома.

1

1

Твои обязанности по отношению к родителям.

1

1

Чем богат человек.

1

1

Ты и твое здоровье.

1

1

Твое здоровье в твоих руках.

1

Праздничный этикет.

1

1

Если песни петь, с ними веселей.

1

1

Добрым жить на белом свете радостно.

1

1

Толерантность - путь к миру.

1

1

2

Подумай о других.

1

1

2

Добро творить – себя веселить.

1

1

Подарок коллективу.

1

1

Делу – время, потехе – час.

1

1

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

1

1

Резерв

1

Основные изучаемые вопросы:

Тема 1:  Введение. Этика – наука о морали (4 часа)  

Тема 2: «Школьный этикет» (1 час)

Тема 3: «Зачем быть вежливым»  (1 час)

Тема 4: «Сказка о вежливости» (4 часа)

Тема 5: «Добро и зло в сказках» (2 часа)

Тема 6: «Этическая грамматика» (5 часов)

Тема 7: «Твои поступки и твои родители» (1 час)

Тема 8: «Обязанности ученика в школе и дома» (2 часа)

Тема 9: «Чем богат человек» (1 час)

Тема 10: «Ты и твое здоровье» (2 часа)

Тема 11: «Праздничный этикет» (1 час)

Тема 12: «Наш класс» (2 часа)

Тема 13: «Этика общения» (9 часов)

Тема 14: «Подведение итогов работы» (1 час)

Календарно-тематический планирование программы

п/п

Наименование темы

Дата проведения

план

факт

1.

Как я выгляжу. Мой внешний вид.

2.

Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.

3.

Как я выгляжу. Мимика и жесты.

4.

Как я выгляжу. Я – мальчик.                  Я – девочка.

5.

Внешний вид школьника. Порядок.

Поведение в школе.

6.

Зачем быть вежливым.

7.

Вежливое поведение в природе.

8.

Вежливые и невежливые поступки.

9.

О дружбе и взаимопомощи людей.

10.

Как исправить плохой поступок?

11.

Добро побеждает зло.

12.

Добро и зло в сказках.

13.

Вежливость как основа воспитанности.

14.

Какого ты рода, племени?

15.

Точность, обязательность,                   аккуратность.

16.

Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

17.

Если бы вещи умели говорить.

18.

Твои поступки и твои родители.

19.

Обязанности ученика в школе и дома.

20.

Твои обязанности по отношению к     родителям.

21.

Чем богат человек.

22.

Ты и твое здоровье.

23.

Твое здоровье в твоих руках.

24.

Праздничный этикет.

25.

Если песни петь, с ними веселей.

26.

Добрым жить на белом свете радостно.

27-28

Толерантность - путь к миру.

29-30

Подумай о других.

31

Добро творить – себя веселить.

32

Подарок коллективу.

33

Делу – время, потехе – час.

34

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

35

Резерв

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности 
  2. Принцип демократичности 
  3. Принцип практической направленности 
  4. Принцип гуманизации 

7.Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса:

  1. Литература для педагога
  2. Богданова О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2015 г.;
  3. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей». М.: ЦРСДОД, 2000.5.  Горбунова часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2014г.;
  4. Костылёва О. Г., Лукина Быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2016 г.;
  5. Смирнов для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2012г.;
  6. Сухомлинский по этике. – М.: Педагогика, 2014 г.

                                              2. Литература для учащихся

1.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 2016 г.;

2. Пахомова О. Сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2017 г.;

3. «Сказка как источник творчества детей». Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2015 г.;

4. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 2016 г.;

5. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство «АСТ», 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...

Программа внеурочной деятельности «Этикет общения»

Программа внеурочной деятельности«Этикет общения»   Направление внеурочной деятельности - социальная направленностьСрок реализации программы- 1 год (34 ч.)Возрас...