Работа с одарёнными детьми
материал (3 класс)

Дядич Валентина Геннадьевна

Работа  с  одарёнными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

В работе с одаренными детьми мной широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: 

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.
  • лекционно-семинарская форма (например: «Биологические системы и их свойства», «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» и др.);
  • уроки-консультации,
  • выполнение практических работ,
  • дифференцированное обучение,
  • создание проблемных ситуаций,
  • использование различных видов игр,
  • самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,

Программа работы  с  одарёнными детьми

Цель : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.  Задачи:

  1. развитие творческой, исследовательской активности детей;
  2. развитие творческого мышления;
  3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности. 4.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка. 5.Создать условия для самореализации одарённых детей. 6.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

    Аналитическая справка.

  •  Накоплен определенный опыт  работы  с одарёнными детьми.
  • В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном  участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
  • Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.
  • Создан банк данных результатов участия детей в  конкурсах.

Основные методы: развивающие упражнения и игры, метод групповой дискуссии, метод наблюдения, эксперимент.

Описание контингента участников программы

Программа разработана для обучающихся возраста 8-17 лет.. В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:

  • для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.; (Приложение №2)
  • для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса Э. П. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.); «Необычное использование» (тест Гилфорда Дж. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.). (Приложение №3)

Всем детям предоставляются равные условия для самореализации. Гарантия прав, как и обязанности участников, регулируются договором образовательного учреждения на предмет предоставления образовательных услуг. При необходимости можно заключить с родителями дополнительное соглашение на предмет приобретения недостающего оборудования и материалов для проведения экспериментов и создания проектов.

Численный состав группы: 4-7 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одной встречи – 1 учебный час.

Срок реализации программы: 28 часов

Условия проведения и ресурсы.

Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской.

Материалы: альбомы, конверты, микроскоп, колбы, и др. лаб. оборудование

Информационная обеспеченность: энциклопедии, толковые словари, научно-популярная литература.

  • Специалистом, реализующим данную программу, может быть педагог обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Тематический план занятий.

Название темы:

  1. Развитие умения видеть проблемы.
  2. Наблюдение как способ видения проблем.
  3. Развитие умения выдвигать гипотезы.
  4. Развитие умения задавать вопросы.
  5. Развитие умения давать определения понятиям.
  6. Развитие умения классифицировать.
  7. Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.
  8. Развитие умения наблюдать.
  9. Развитие умений и навыков экспериментирования.
  10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
  11. Развитие метафоричности мышления.
  12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

Всего: 28

Структура занятия.

В структуре занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Беседа ведущего с детьми, направленная на включение детей в тему и проблематику занятия.
  2. Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.
  3. Выполнение проектов по заданным темам.
  4. Представление и защита выполненных проектов.
  5. Обсуждение занятие. Подведение итогов.

https://gigabaza.ru/images/19/36091/57d99a78.jpgРезультаты реализации программы.

Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...