РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ 4 «В» КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_4klassfgos.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Орехово-Зуево

«СОГЛАСОВАНО»                            «СОГЛАСОВАНО»                   «СОГЛАСОВАНО»    

ШМО учителей начальных                 Зам. Директора по УВР                Директор МОУ ОШ №5

классов и надомного обучения,           _________Шуршикова И.А.        для обучающихся с ОВЗ

протокол №_от «_»___2019г.                «_»____________2019г.               _________Чугунова И.К.

__________Гончарова Л.Г.                                                                            «_»___________2019г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

4 «В» КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                          Составитель:

                                                                                        Пушечкина Юлия Евгеньевна,

                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                                                     высшая квалификационная категория

                           

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020  учебный год.

 Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через выработку умений правильно выражать смысловую речь.           

  Задачи:

  • уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и  способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать  коммуникативно-речевые навыки;
  • способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов  доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развивать навыки устной коммуникации;
  • формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

Общая характеристика учебного предмета

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обусловливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Общение и его значение в жизни

Речевое общение.

Подведение учащихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения жизни.

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,

«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Знакомство, представление, приветствиеФормулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».

«Я за порогом дома», «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».

«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой

гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,

«Поздравительная открытка».

«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Срок реализации программы 1 год.  На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится  2 часа в неделю (68 часов в год)

Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Межпредметные связи

Занятия связаны с предметом «Мир природы и человека», чтением.

Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».

Личностные результаты:

– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее  восприятию;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

– понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
  • понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Календарно – тематическое планирование.

п/п

Название темы

Часы

План

дата

Факт

дата

1

Делимся новостями.

1

03.09

03.09

2

Делимся новостями.

1

06.09

06.09

3

Делимся новостями.

1

10.09

10.09

4

Делимся новостями.

1

13.09

13.09

5

Я выбираю книгу.

1

17.09

17.09

6

Я выбираю книгу.

1

20.09

20.09

7

Я выбираю книгу.

1

24.09

24.09

8

Я выбираю книгу.

1

27.09

27.09

9

Подскажите, пожалуйста…

1

01.10

01.10

10

Подскажите, пожалуйста…

1

04.10

04.10

11

Подскажите, пожалуйста…

1

15.10

15.10

12

Подскажите, пожалуйста…

1

18.10

18.10

13

Я – пассажир.

1

22.10

22.10

14

Я – пассажир.

1

25.10

25.10

15

Я – пассажир.

1

29.10

29.10

16

Петушок - Золотой гребешок.

1

01.11

01.11

17

Петушок - Золотой гребешок.

1

05.11

05.11

18

Петушок - Золотой гребешок.

1

08.11

08.11

19

Сочиняем сказку.

1

12.11

12.11

20

Сочиняем сказку.

1

15.11

15.11

21

Сочиняем сказку.

1

26.11

22

Сочиняем сказку.

1

29.11

23

У телевизора.

1

03.12

24

У телевизора.

1

06.12

25

У телевизора.

1

10.12

26

У телевизора.

1

13.12

27

Лисичка – сестричка.

1

17.12

28

Лисичка – сестричка.

1

20.12

29

Лисичка – сестричка.

1

24.12

30

Новогодние истории.

1

27.12

31

Новогодние истории.

1

31.12

32

Новогодние истории.

1

10.01

33

Знаки – помощники.

1

14.01

34

Знаки – помощники.

1

17.01

35

Знаки – помощники.

1

21.01

36

Знаки – помощники.

1

24.01

37

В гостях у леса.

1

28.01

38

В гостях у леса.

1

31.01

39

В гостях у леса.

1

04.02

40

В гостях у леса.

1

07.02

41

Задушевный разговор.

1

11.02

42

Задушевный разговор.

1

14.02

43

Задушевный разговор.

1

25.02

44

Задушевный разговор.

1

28.02

45

Приглашение.

1

03.03

46

Приглашение.

1

06.03

47

Приглашение.

1

10.03

48

Приглашение.

1

13.03

49

Поздравляю!

1

17.03

50

Поздравляю!

1

20.03

51

Поздравляю!

1

24.03

52

Поздравляю!

1

27.03

53

Жду письма!

1

31.03

54

Жду письма!

1

03.04

55

Жду письма!

1

14.04

56

Жду письма!

1

17.04

57

Извините, меня…

1

21.04

58

Извините, меня…

1

24.04

59

Извините, меня…

1

28.04

60

Извините, меня…

1

28.04

61

Поздравительная открытка.

1

05.05

62

Поздравительная открытка.

1

05.05

63

Поздравительная открытка.

1

08.05

64

Поздравительная открытка.

1

15.05

65

Во саду ли в огороде

1

19.05

66

Во саду ли в огороде

1

22.05

67

Во саду ли в огороде

1

26.05

68

Во саду ли в огороде

1

29.05

                                         

Материально-техническое обеспечение

  1. Презентации.
  2. Раздаточный материал.
  3. Компьютер, проектор, колонки.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Комарова С.В. Устная речь. 4 класс: – М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2016. – 208 с.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
  5. Рабочая тетрадь «Речевая практика» для 4 класса. С.В.Комарова : – М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Рабочая программа по речевой практике 4 класс (8вид)

Рабочая программа по речевой практике 4класс (8 вид)...

Рабочая программа по речевой практике 2 класс

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающ...