РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_4klass_fgos.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Орехово-Зуево

«СОГЛАСОВАНО»                          «СОГЛАСОВАНО»                       «СОГЛАСОВАНО»    

ШМО учителей начальных                Зам. Директора по УВР                Директор МОУ ОШ №5

классов и надомного обучения,       _________Шуршикова И.А.           для обучающихся с ОВЗ

протокол №_от «_»___2019г.               «_»____________2019г.             _________Чугунова И.К.

__________Гончарова Л.Г.                                                                              «_»___________2019г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

4 «В» КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                             Составитель:

                                                                            Пушечкина Юлия Евгеньевна,

                                                                        учитель начальных классов,

                                                                                         высшая квалификационная категория

                           

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год.

            Цель— создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через формирование трудовой культуры и подготовки учащегося к последующему профильному обучению в старших классах.

            Задачи:

- формировать первоначальные представления о нравственных основах труда в жизни человека и общества;

- прививать уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

- формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;

- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности;

- развивать навыки устной коммуникации;        

- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

   Коррекционные задачи, направленные на: 

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:
  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);
  • планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: 

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; 
  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); 
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; 
  • замедленность обучения; 
  • подачу учебного материала малыми порциями; 
  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; 
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой; 
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; 
  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; 
  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            Ручной труд, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Занятия по  ручному труду взаимосвязаны с решением специфической задачи: коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Приоритетной целью уроков ручного труда  в начальной школе является формирование практической направленности, связи с другими учебными предметами, жизнью, готовности обучающихся к овладению профессионально-трудовыми навыками, умениями использовать     приобретённые знания на практике.

Основное содержание учебного предмета.

Работа с бумагой и картоном.

Проверка знаний о бумаге. Совершение умений дифференцировать и объединять в группы материалы. Инструменты и приспособления. Повторение видов работы с бумагой. Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.

Технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских работ; применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.); организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; правила безопасной работы.

Работа с тканью.

Сведения о ткани и нитках. Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы.

Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.

Работа с различными материалами.

Работа с металлом (металлоконструктором)

Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.

Практические работы. Умение пользоваться схемами. Самостоятельное соединение деталей.

Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с мелкими деталями металлоконструктора. Приёмы работы. Правильная хватка инструмента.

Работа с деревом. Изделия из древесины.

Технические сведения. Распространённые в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.

Практические работы. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Подготовка карандашной стружки нужных цветов.

Ремонтные работы.

Технические сведения. Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы: Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Знакомство с производством книг.

Практические работы. Ремонт книг.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технологии». Срок реализации программы 1 год. В 4 классе программы по предмету «Ручной труд» рассчитана на 68 часов в год по 2 часа в неделю.

Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

 Межпредметные связи Занятия тесно связаны с математикой, миром природы и человека, русским языком, речевой практикой, чтением.

Планируемые результаты освоения предмета «Ручной труд»

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
  • знание видов трудовых работ;  
  • знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
  • пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
  • составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
  • выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной  и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремесел;
  • нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;  
  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Часы

План

дата

Факт

дата

1

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (4ч.)

Что ты знаешь о бумаге?

1

04.09

04.09

2

Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.

1

05.09

05.09

3

Складывание простых форм из квадратов. Фигура «Рыбка».

Самостоятельная работа. Фигура «Рыбка».

1

11.09

4

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.

Игра «Геометрический конструктор». Самостоятельная работа. Составление фигурок из конструктора.

1

12.09

5

6

РАБОТА С ТКАНЬЮ. (5ч.)

Что ты знаешь о ткани?

Бумажная схема полотняного переплетения нитей.

1

1

18.09

19.09

7

Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»

1

25.09

8

9

Отделка изделий из ткани.

Салфетка с аппликацией.

1

1

26.09

02.10

10

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (8ч.)

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка «Цыплёнок»

1

03.10

11

Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск».

1

16.10

12-13

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай».

2

17.10

23.10

14-15

Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым соединением деталей.

2

24.10

30.10

16-17

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.

Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей.

2

31.10

06.11

18-19

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.(4ч.)

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

2

07.11

13.11

20

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Закладка для книг из зигзагообразных полос.

1

14.11

21

Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением».

1

27.11

22-23

РАБОТА С ТКАНЬЮ.(2ч.)

Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-прихватка», «Рукавица-прихватка».

2

28.11

04.12

24

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (2ч.)

«Что надо знать о металле».Сборка дорожного знака.

1

05.12

25

Самостоятельная работа. Сборка машины по инструкциию

1

11.12

26

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (12ч.)

Деление круга на равные части способом складывания. Геометрическая фигура раскладка.

1

12.12

27

Самостоятельная работа. Деление круга на равные части способом складывания. Изделие «Складные часы»

1

18.12

28

Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки.

1

19.12

29

Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение.

1

25.12

30

Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка.

1

26.12

31

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица».

1

09.01

32

Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка».

1

15.01

33

Самостоятельная работа. Складывание из бумаги. Изделие «Звезда».

1

16.01

34-35

Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр».

2

22.01

23.01

36-37

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт».

2

29.01

30.01

38

РАБОТА С НИТКАМИ (2ч.)

Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток».

1

05.02

39

Связывание ниток в пучок. Изделие «Помпон из ниток».

1

06.02

40

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (2ч.)

Самостоятельное изготовление техники по инструкции.

1

12.02

41

Сборка изделий ар инструкции.

1

13.02

42-43

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ. (2ч.)

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Изделие «Открытая коробочка». Изделие «Коробочка».

2

26.02

27.02

44

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ. (3ч.)

«Что ты знаешь о древесине?» Экскурсия в столярную мастерскую.

1

04.03

45

 Аппликация из карандашной стружки «Цветок».

1

05.03

46-47

Обработка древесины ручными инструментами. Аппликация из карандашных стружек

2

11.03

12.03

48

РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ (С ПЛАСТИЛИНОМ) (4ч.)

Геометрические тела.

1

18.03

49

Лепка моделей посуды.

1

19.03

50

Лепка овощей и фруктов. Подбор цветного решения изделия.

1

25.03

51

Лепка по представлению фигур животных (заяц, лиса).

1

26.03

52-53

РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ (ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА) (4ч.)

Барельефы.

2

01.04

02.04

54

Фигурки животных и птиц.

1

15.04

55

Самостоятельная работа. ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА

1

16.04

56-57

РЕМОНТ ОДЕЖДЫ(4ч)

Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц. Самостоятельная работа.

2

22.04

23.04

58-59

Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани.

2

29.04

30.04

60 - 61

КАРТОНАЖНО-ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ. (2ч.)

Переплёт. Записная книжка-раскладушка с переплётной крышкой.

2

06.05

07.05

62

РУЧНЫЕ ШВЕЙНЫЕ РАБОТЫ.(7ч.)

Оборудование швейной мастерской.

1

13.05

63-64

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл.

2

14.05

20.05

65-68

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкие игрушки-подушки.

4

21.05

27.05

28.05

28.05

Материально-техническое обеспечение

  1. Тематические презентации.
  2. Раздаточный материал: белая бумага, цветная бумага (разного качества), картон (белый, цветной), ножницы, линейка, ластик, точилка, клей - карандаш, клей ПВА, кисточки, клеёнки для работы с клеем, тряпочки для работы с клеем, пластилин, стеки, дощечки для работы с пластилином, тряпочки для работы с пластилином, текстильные материалы ( нитки, иголки, булавки),металлоконструктор, цветные карандаши, фломастеры,
  3.  Демонстрационный материал.
  4. Компьютер, проектор, колонки.

 Учебно-методическое обеспечение

  1. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 4 класса. М: «Просвещение» 2019 г.
  2. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» Учебник по трудовому обучению для 4 класса. М.: Просвещение. 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
  5. Рабочая тетрадь. Технология. Ручной труд. 4 класс -  М: «Просвещение» 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2

В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...