Понятие о компетенции
статья (3 класс)

Понятие о компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_kompetentsii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И УМЕНИЙ. НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры обучаемого, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей учащегося в процессе обучения. Отсюда вытекает основная задача образования: сформировать у обучающегося умения и навыки самостоятельного решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности, обновления и углубления знаний, а также потребность реализовывать их на практике – иными словами формирование компетенций обучающихся.

Компетентностный подход к обучению как одна из основных парадигм модернизации российского образования задает векторы обновления его качества. Вследствие чего возникла необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированного на решение реальных задач. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетенциями [2].

Термин «компетенция» широко используется в настоящее время там,  где говорят и пишут о воспитании и обучении. Это понятие  относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Быть компетентным – не означает быть ученым или образованным.

Необходимо отметить, что компетенции и умения различаются. Умение – это действие в конкретной ситуации. Это проявление компетенции или способности, более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в конкретной ситуации.

Таким образом, умения представляются, как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

В 1996 году, Совет Европы представил компоненты образованности как компетенции. Предполагалось, что они должны быть сформированы у культурного человека,  являться целями образования и параметрами оценки эффективности образовательных учреждений в формировании общей культуры личности и образованности. На этот процесс влияют многие факторы, но именно образовательные учреждения призваны в первую очередь, воспитывать и развивать в ребенке её составляющие.

Учитывая социально-экономическую ситуацию, состояние дел в развитии содержания образования в современных условиях, наиболее предпочтительные компетенции, следующие:

1. Политические и социальные: умение ориентироваться в политических ситуациях и занимать адекватные позиции, умение брать на себя ответственность в совместном принятии решений, способность регулировать конфликты ненасильственным путем; коммуникативные умения, способность к самоанализу и регулированию своего поведения в обществе.

2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: способность препятствовать расизму, климату нетерпимости, способность жить и общаться с людьми других языков, религий, культур.

3. Владение письменным и устным общением: компетенции, связанные с письмом и речью; владение несколькими языками, культура речи, широкий кругозор, богатый словарный запас, способность к интеллектуальной творческой деятельности.

4. Владение новыми информационными технологиями: способность работать с разными источниками информации, критически относиться к получаемой информации и проверять её достоверность; владение телекоммуникациями и средствами связи в общении с людьми.

        5.  Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как в профессиональном, так и в общественном плане; развитая самокритичность, адекватная самооценка, развитый познавательный интерес.

        Рассмотрим более подробно понятие «умение». В педагогике отсутствует единое, научно обоснованное определение понятия «умение». Разнообразие мнений обосновывается тем, что данная категория рассматривается и как категория психологическая, и как категория педагогическая, обладающая многокомпонентной структурой, что и объясняет различия в подходах к рассмотрению понятия «умение» Анализируя представленные исследователями концептуальные подходы к рассмотрению понятия «умение», можно дать следующие пояснения:

  • деятелъностный подход, рассматривает умение как категорию деятельности. Умение определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности.
  • личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, умение как личностное свойство, как способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.
  • личностно-деятелъностный подход обосновывает то, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной работе и является важной характеристикой личности.

Следовательно, можно рассматривать умение - как способность к владению сложной системой практических действий, необходимых для сообразной регуляции деятельности по достижению нужного качества, которое характеризуется выполнением действий в соответствующее время и переносом в новые условия, на основе имеющихся у субъекта знаний и навыков. [3].

Особо обращаем свое внимание на образовательную компетенцию ученика как совокупности взаимосвязанных знаний, умений, навыков и опыта деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [5].

В структуре образовательной компетенции особый интерес вызывает ключевая компетенция, которая относится к общему содержанию образования. Общие учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует определенная совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [4].

Список литературы:

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. - М., 2003.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. С.80,82

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование № 2- 2003, с. 58-64.

5. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образований. - М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетенция. Учебно-познавательная компетенция.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирован...

Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.

Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции....