Программа самообразования
материал

Полещук Галина Владимировна

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно учиться самому. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_bez_tablitsy.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  самообразования

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать чуть больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.

Актуальность выбранной мной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектную деятельность  обусловлена  необходимостью: 

  • научить приобретать знания самостоятельно;
  • уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • развивать коммуникативные навыки и умения; 
  • формировать предметные и метапредметные умения.

Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение в учебный процесс  проектной деятельности младших школьников.

 Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс современных технологий;
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД в рамках реализации ФГОС;
  • формирование интереса к преподаваемым предметам и повышение уровня мотивации учащихся;
  • совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Работа начата  31.08.2015 года.

Предполагается закончить  в августе 2020 года.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы; педагогического опыта других преподавателей;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного МО учителей начальных классов;
  • создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Формы отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях МО и педсовете; участие в конкурсах; публикации по теме самообразования.

Этапы работы над темой

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2015-2016 г.

Собеседования с администрацией.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение новинок методической, педагогической и психологической литературы. Работа с Интернет-ресурсами.

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
Прогнозирование результатов.

2016-2017 г.

Выступление на МО «Технология проектной деятельности».

Корректировка плана работы.

Практический

Внедрение опыта работы, разработка системы мер, направленных на решение проблем. Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

2017-2019 г.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Открытые уроки на школьном и районном уровне.

Посещение уроков коллег.

Участие в конкурсах, конференциях. Пополнение методического материала на  собственном сайте.

Публикация  своих разработок на сайтах. Участие в олимпиадах, конкурсах. Выступления на ШМО.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

2019-2020 г.

Выступление на педагогическом совете по итогам работы по теме самообразования. Выступление на заседании ГМО учителей начальных классов. Мастер-класс для учителей начальных классов.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Оформление результатов работы в виде электронной презентации.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019-2020 г.

Публикация материала по теме самообразования.

Результаты работы над темой  самообразования разместить на школьном сайте.

Постоянное обновление собственного сайта.

Обмен опытом с коллегами.

Помощь молодым коллегам.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе является  неотъемлемой частью образования  по ФГОС НОО. Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (постановка проблемы, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект – это «пять П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

В методе проектов на первое место становится исследовательская деятельность.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • урок-исследование;
  • урок-лаборатория;
  • урок—творческий отчёт;
  • урок изобретательства;
  • урок «Удивительное рядом»;
  • урок—защита исследовательских проектов;
  • урок-экспертиза;
  • урок открытых мыслей.

На внеурочных занятиях могут быть использованы следующие формы исследовательской деятельности:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • дискуссии;
  • интеллектуальные игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии;
  • участие обучающихся в конкурсах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Использование метода проектов учителями позволяет развивать творческие способности детей, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества необходимо, так как у них ещё не угас интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.

Метод проектов позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес, практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни; проект сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Метод проектирования выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • учащиеся  учатся превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; ее обилие не приводит к системности знаний.
  • формируются навыки к самостоятельному приобретению новых знаний.
  • знания даются не в отрыве от жизни.

     Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся, стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам,  сплачивает коллектив.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

По количеству участников проектная деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальная;
  • в микрогруппах (2 - 5 участников);
  • коллективная деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Структура проекта.

1. Подготовительный этап и целеполагание.

  • проблемное введение в тему урока;
  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2. Разработка проекта - учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы: в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании.

4. Презентация результатов проекта.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.

5.​ Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

a) письменная работа (реферат, отчёты о проведённых исследованиях и др.)

b) художественная творческая работа, которая может быть представлена в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, театрального представления, компьютерной анимации и др.;

c) техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт и др.)

Для защиты индивидуального проекта обучающиеся готовят:

1) продукт проектной деятельности; 

2) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех этапов проекта:

  • исходного замысла, цели и назначения проекта;
  • краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
  • списка использованных источников.

Защита осуществляется на одном из учебных занятий (урок, классный час, кружок, внеклассное мероприятие)

Оценка за выполнение проекта фиксируется в журнале.

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования.

Я работаю по прграмме 3 года по развитию речи учащихся....

Программа самообразования

Программа самообразования учителя начальных клаасов....

Программа самообразования

 Программа по самообразованию – это  программа развития педагога,  модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как с...

Индивидуальная программа самообразования.

Примерная структура индивидуальной программы самообразования педагога младших классов....

Программа самообразования «Примененue ИКТ

В программе по самообразованию «Применение ИКТ в    работе учителя начальныx классов» подробно расписано как можно изучить данную проблемму ...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Программа самообразования

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время»Цель:  на основе изучения закономерностей влияния совре...