ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
статья

Гиниятуллина Сажида Гарифьяновна

Предварительный просмотр:

Автор: Гиниятуллина Сажида Гарифьяновна, учитель начальных классов МБОУ  «СШ№7» г. Нижневартовска ХМАО- Югры

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

         Во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения”.

        Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передач, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и комплексных линий связи».

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

 Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ:

  • ведение рабочей документации в электронном формате;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • создание собственных мультимедийных презентаций;
  • использование ИКТ во внеурочной работе:
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;

 1. Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Чтение», «Природоведение», «ОБЖ», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Педсовет», и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

Сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.

В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.

2. Сеть Интернет в процессе обучения является:

Во-первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов:

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.

http://www.fio.ru – портал Федерации Интернет Образования.

http://vio.fio.ru/vio_site/ - Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».

http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов.

http://www.oso.rcsz.ru – Обучающие сетевые олимпиады.

http://www.ioso.ru/distant/ Лаборатория дистанционного образования РАО.

http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей.

http://pedsovet.org/ августовский Интернет-педсовет.

http://www.ito.su/Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).

http://www.relarn.ru сайт ассоциации "Relarn" (ежегодная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN").

http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт "Школьный сектор".

http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").

http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.

http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.

http://tm.ifmo.ru/ Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция "Телематика".

http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".

http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".

http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".

В-четвёртых, Интернет-это база для самообразования и саморазвития.

В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения одаренных детей, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся.

Не так давно в сети Интернет появились новые формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки.

У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (он-лайн), так и по электронной почте.

 Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

 Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

4. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, иргу так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!

В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий. Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий

С помощью программы создания презентаций можно оформить мультимедиа альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес к учебе.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.



Предварительный просмотр:

Автор: Гиниятуллина Сажида Гарифьяновна, учитель начальных классов МБОУ  «СШ№7»

г. Нижневартовска ХМАО- Югры

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

         «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

            Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. 
Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. 
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; учащиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.

В своей педагогической деятельности партнерство с учреждениями дополнительного образования и культуры и спорта  использую как эффективную форму профориентационной работы. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

     Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии. На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

          Одна из основных задач профориентации – активизировать работу, способствующую социальному взаимодействию образовательного учреждения с ВУЗами, колледжами, предприятиями и другими социальными партнерами, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профессии, профессиональных интересов и самостоятельному профессиональному самоопределению.

В профориентационной работе с детьми особую роль играет сотрудничество с социальными партнерами.

В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде выделяется 3 этапа:

  • определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
  • совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
  • собственно партнерство в школьной образовательной среде.

Основные виды совместной деятельности:

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Цели:

  • создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала в сотрудничестве с социальными партнерами и всеми участниками образовательного процесса.

Задачи:

  • помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников;
  • выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;
  • способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;
  • совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие;
  • формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
  • поддерживать интерес к учебной деятельности.

Что дает такое сотрудничество в конечном итоге?

Для ребенка – доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины.
Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами.
В образовательном процессе – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы  школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями города, культурными центрами и другими школами.
 

В начальной школе должен быть дифференцированный подход в работе ранней профилизации. Работа должна быть системной и хорошо организованной согласно разработанной структуры и модели с возможными новыми подструктурами и компонентами.

Формы сотрудничества:

  • совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий;
  • вечера-встречи с интересными людьми города, региона;
  • совместная исследовательская и диагностическая деятельность;
  • консультации, вечера, круглые столы и т.д.;
  • экскурсии и различные тематические десанты, акции;
  • приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
  • спонсорская помощь школе и т. д.

В рамках реализации школьной программы сотрудничества нами определены партнеры, составлен план сотрудничества и  обозначены круг мероприятий.

Совместно с центральной городской библиотекой проводим встречи с ветеранами труда, конкурсы рисунков «Все профессии хороши»; виртуальные экскурсии в мероприятия города.

В сотрудничестве важным является проектирование. Через творческие и исследовательские проекты мои ученики знакомятся с основами различных профессий, изучают профессии своих родителей, создают портреты лучших строителей, врачей, учителей, нефтяников.

Использованные источники

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. -  2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Бессолицына Л. 10 идей развития социального партнерства школы // Управление школой.  - 2007.  - № 7. – С.24 - 25

4.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

5.Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. - №4. – С. 83 – 89.

6.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2007. - №6. –С.43 - 52.

Голованов В.П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2008. - №2. – С.12 - 16.

Лернер П. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. – 2007. - №7. – С.167-171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...