Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Егорова Эмма Фирозовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_3v_klass.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

Протокол № 1

от «29» августа 2017 г.                                                                                    

Утверждена

Приказом № 244 -ОД   от

 «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«УМНИКИ И УМНИЦЫ: ИНФОРМАТИКА, ЛОГИКА, МАТЕМАТИКА»

1-4 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,

НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЧЕТЫРЕ ГОДА

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

        «Юным умникам и умницам», автор Холодова О.В.

Егоровой Э.Ф., учителем начальных классов

        

г. Оха

2017 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Курс « Умники и умницы: Информатика, логика, математика» в начальной школе  рассчитан на 135 часов:

  • В 1 классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)
  • Во 2 – 4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

В связи с особенностями климата в рабочей программе кружка предусмотрено сокращение

  • В 1 классе – 2 ч
  • Во 2 классе – 3 ч
  • В 3 классе – 3 ч
  • В 4 классе -  3 ч

 (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).

В итоге по плану:

  •  1 класс 31 ч.
  • 2 класс 31 ч.
  • 3 класс 31 ч.
  • 4 класс 31 ч.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     1 КЛАСС

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1  Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

  1. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

2.1 - 2.30

  1. РЕЗЕРВ

3.1-3.2 Задания на развитие слуховой, зрительной памяти, тренировку, внимания, развитие аналитических способностей.

   2 КЛАСС

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1  Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

  1. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

2.1 - 2.30

  1. РЕЗЕРВ

3.1-3.3 Задания на развитие слуховой, зрительной памяти, тренировку, внимания, развитие аналитических способностей.

     3 КЛАСС

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1  Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

  1. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

2.1 - 2.30

  1. РЕЗЕРВ

3.1-3.3 Задания на развитие слуховой, зрительной памяти, тренировку, внимания, развитие аналитических способностей.

     4 КЛАСС

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

  1. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

2.1 - 2.30

  1. РЕЗЕРВ

3.1-3.3 Задания на развитие слуховой, зрительной памяти, тренировку, внимания, развитие аналитических способностей.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

1.1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения. Выявление уровня развития памяти и мышления

04-08.09

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ (30 часов)

2

2.1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

11-15.09

3

2.2

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

18-22.09

4

2.3

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

25-29.09

5

2.4

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

02-06.10

6

2.5

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

09-13.10

7

2.6

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

16-20.10

8

2.7

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

23-27.10

9

2.8

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

07-10.11

Каникулы 30.10-06.11

10

2.9

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

13-17.11

11

2.10

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

20-24.11

12

2.11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

27.11-01.12

13

2.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

04-08.12

14

2.13

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

11-15.12

15

2.14

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

18-22.12

16

2.15

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

25-27.12

10-12.01

Каникулы 28.12-09.01

17

2.17

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

15-19.01

18

2.18

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

22-26.01

19

2.19

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

29.01-02.02

20

2.20

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

05-09.02

21

2.21

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12-16.02

22

2.22

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

19-22.02

23

2.23

Развитие умения решать нестандартные задачи

26.02-02.03

24

2.24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

05-07.03

25

2.25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

12-16.03

26

2.26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

19-23.03

Каникулы 24.03 – 01.04

27

2.27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

02-06.04

28

2.28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.  Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

09-13.04

29

2.29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

16-20.04

30

2.30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

23-29.04

31

2.31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи

30.04 -04.05

07-11.05

РЕЗЕРВ (3 часа)

32-

34

3.1-

3.2

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Задания на развитие слуховой, зрительной памяти, тренировку, внимания, развитие аналитических способностей.

14-18.05

21-25.05

28-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...